Говоря о соотношении цвета и формы, и о том какой цвет соответствует какой форме, в разных источниках мы встречаем разные выводы. Если взять к примеру круг, то В.Кандинский в книге «Точка и линия на плоскости» говорил, что круг - синий.
М.Матюшин в книге «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» писал, что кругу соответствует оранжевый.
А.Микула - один из преподавателей Киевского государственного института декоративно прикладного искусства и дизайна им. Бойчука, говорил, что круг - жёлтый.
Разбираясь в этом вопросе важно обратить внимание на то, что они приходят к своим выводам используя разную аргументацию:
✔️ Кандинский пишет: «Тупой угол постепенно лишается агрессии, остроты, тепла, и в этом он отдаленно сродни не имеющей углов линии, которая, как будет показано позже, образует третью первичную схематическую форму плоскости - круг. А пассивное начало тупого угла, практически утраченная устремленность вперед, придаёт этому углу легкий синий оттенок.
...Поскольку типичные углы, развиваясь, могут превращаться в плоскость, естественно проявляется дальнейшее отношение между линией - плоскостью - цветом. Так можно выстроить следующую схематическую версию линеарно-плоскостно-цветовых взаимоотношений.
Тупой угол ⇒ Круг ⇒ Синий».
✔️ М.Матюшин приходит к своим выводам путём лабораторных исследований: «Исходя из предположения, что круг есть нейтральная форма для цвета, мы наблюдали цвет на моделях круга, окрашенных во все цвета спектра. Оказалось, что разноокрашенные круги заметно и разно деформируются, отходя от первоначальной формы. Так красный круг начинает плющиться по горизонтали и как бы набухать; оранжевый удерживает спокойную форму круга, набухая слабее красного; жёлтый вытягивается в овал по вертикали, как бы распространяя лучистость вокруг себя; зелёный, несколько сужаясь, даёт грани; зелёно-синий, то же сужаясь, даёт 8-угольную форму; голубой - 6-угольную; синий становится ромбом и как бы втягивает в себя свои лучи в глубину к центру; фиолетовый становится многоугольником как бы выпукло шероховатым и т.д..».
То есть, по Матюшину, если мы хотим подчеркнуть форму круга мы должны покрасить его в оранжевый цвет.
✔️ А.Микула говорил, что круг символизирует солнце и соответственно должен быть жёлтым.
Мне кажется важным вопрос: «На основе какого признака мы устанавливаем взаимосвязь цвета и формы?». Спросить: «Какой цвет подчёркивает эту форму?» - это совсем не то же самое, что спросить: «Какой цвет у вас ассоциируется с этой формой?».
Проводя подобный эксперимент, я думаю, что в зависимости от постановки вопроса результаты могут значительно отличаться.
Иоханнес Иттен говорил, что «эстетические аспекты цвета могут быть изучены по трём направлениям:
- чувственно-оптическому (импрессивному);
- психическому (экспрессивному);
- интеллектуально-символическому (конструктивному).
Цвет может выполнять различные функции: он может использоваться для достижения натуралистического эффекта, может нести символическое значение, может служить для передачи эмоционального состояния, для подчеркивания или нивелирования формы и т.д.
То есть, если мы поставим вопрос: «Какой цвет подчёркивает форму круга?». Тогда мы согласимся с Матюшиным, что круг - оранжевый.
Если спросим: «Какой цвет ассоциируется с кругом?».Тогда возможно окажется прав Кандинский, который говорил, что круг - синий.
Если мы берём символический аспект и говорим, что круг символизирует солнце, тогда можно согласится, что он жёлтый.
Пару лет назад мы провели небольшой опрос, он не может претендовать на какую-либо научность или репрезентативность, но тем не менее. Вопрос дословно был сформулирован так: «Укажите какое сочетание цвета и формы на ваш взгляд наиболее оптимальное?». Предлагалось выбрать из шести цветов первого порядка и раскрасить ими круг, квадрат и треугольник.
У нас получились результаты отличные от всех вышеупомянутых авторов:
- Круг получился цвета циан (ярко голубой),
- Треугольник - красный,
- Квадрат разделился поровну на красный и циан.
Интересно ещё и другое.
Подобного рода эксперименты проводил так же и К. Малевич: «Делая опыты над художниками, мы показывали, каждому из них рисунок упрощенного геометрического вида на предмет вызова у них цветных ассоциаций.
У целого ряда художников опыты дали приблизительно одинаковую ассоциацию оцвечивания.
Таким образом, мы получили некоторую основу того, что форма имеет свойственную только ей окраску.
Рассматривая незначительное несовпадение ассоциаций при одном и том же рисунке формы, мы заметили, что они расходились лишь в перемещении тонов и их сочетании и интенсивности, но в основном были сходны.
После этого мы сделали целый ряд индивидуальных спектров с произведений одной живописной системы, которые дали нам ту же основную протекающую оцветку и небольшое различие в остальных цветах. Дальше мы сделали выборку из всех спектров и получили вывод, что форма имеет свою оцветку, все же приблизительную, ибо каждый спектр одной системы различался с другими системами резко. Индивидуальные спектры всегда состояли в одной гамме, с небольшими различиями.
Эти различия для нас должны играть важную роль, ибо неточность ассоциаций будет нам говорить о том, что форма не является законом для цвета и что зависимость формы от цвета, обратно, свободна.
/Источник/ Дэвид Хокни : Секретное знание. Солнце "сильно" красного цвета. Люди не видели синий цвет до недавнего времени. Все цвета спектра. Калиброванные глаза для вас,
дальтоники!
Ну и на последок
Вызов цвета.
Иллюзии. Красивая иллюзия. Да я сам видел! своими глазами! Невозможные цвета. СТО лет цвета. Сочетание. Язык цветов. Оптическая активность «живой» природы. Психология цвета. … о композиции и Композиции.