Дар природы?

Jun 23, 2018 16:24

Оригинал взят у trim-c



Истоки гениальности.
Искра Божья.

Новичкам действительно везет.
Самооправдывающееся пророчество.
Везение.
Случай.

Гений, гений …вот все говорят - гений.
А собственно, кто такие гении и откуда они берутся?

На интуитивном уровне (он же уровень бытовой) вроде бы понятно. Гений - человек, достигший необычайных, поражающих воображение результатов в некоторой сфере деятельности, которую общество высоко ценит.
Вот получается, что в обыденной речи гений - это что-то вроде очень большого таланта (правда, следует признать, что «талант» тоже не очень ясное понятие). Тем не менее, при некоторой туманности понятия и размытости границы между гением и большим талантом, понятие о гениальности обычно предполагает сочетание необычайных и недоступных не только для среднего человека, но и для «рядового» таланта достижений, очень ярко выраженной оригинальности, самобытности и - необыкновенно больших творческих способностей.

Вот сочетание этих трех факторов: грандиозных достижений, необыкновенной самобытности и огромной творческой силы и формирует то явление, которое мы именуем «гений».


Как-то само собой подразумевается, что гений прежде всего продукт природы, результат природной гениальной одаренности , некоего уникального сочетания нескольких природных качеств, выраженных в исключительной степени.
Вот что пишет Вики в статье «гениальность»: «При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности» .

Самообучение и самовоспитание, а способность к ним опять-таки видимо врождена - т.е. хотя проявляется гениальность как явление культуры, но предопределена она прежде всего природными дарами, врожденной исключительной способностью к творчеству, вот этой самой гениальной одаренностью.
Получается, что гений это все-таки и прежде всего продукт природы.

А так ли это?



Итак, поглядим.

Вот во Флоренции и ее окрестностях конце 15-го начале 16-го века жили три художника, к которым применяется эпитет «гениальный»: Боттичелли, Леонардо и Микеланджело. Кроме них в это же время во Флоренции и ее окрестностях жили и работали еще десятка два художников, чьи фамилии я могу вспомнить сегодня. Будем считать их просто талантами. За сто лет во Флоренции 15 века прожило примерно три поколения - это примерно 100 000 человек.

В сегодняшней Флоренции с окрестностями живет 360 000 - это втрое больше. И нет оснований полагать, что генофонд тосканцев за это время существенно изменился. Значит, сейчас во Флоренции проживают 3 Леонардо, 3 Микеланджело, 3 Боттичелли… и человек 60 - 80, о которых можно было бы сказать «талантливый художник»… Можно было бы, если б они вообще занимались живописью. Но они ею судя по всему не занимаются.

Может Тоскана это исключение?



Проверим.
Можно было бы заняться венецианской школой и увидеть очень похожие результаты, но это слишком близко. Для убедительности уедем подальше - на Север, в «Голландию, холодом моря повитую».

Здесь меньше величия, чем во Флоренции или у бельгийцев, здесь ничто не вызовет у вас воспоминаний о духовом оркестре, дудящем во все легкие на площади.
Но сколько тонкости, уюта, теплоты человеческой - а местами сколько глубины. В этих полотнах масштаб огромен, но он ушел внутрь, вглубь души человека. Психологизм живописи - грандиозное открытие голландцев. Мир внутренний постоянно сопоставляется с миром внешним, отражается в нем и порой с ним спорит. Но эти два мира теперь сопоставлены на равных. И речь идет вовсе не о выдающейся личности - показана неизмеримость глубины обычного человека, заставляющая вспомнить о лучших образцах римского портрета.

И тоже вспомнить 2-3 десятка известных фамилий "малых голландцев", не заглядывая в Вики, для любителя никакой проблемы не составит. А уж Рембрандт - бесспорный гений. А такие фигуры как Хальс, Вермеер, Рейсдаль - где-то очень близко к этому определению.

Но вот что поразительно. Это буйное цветение возникает быстро, почти взрывообразно - и также быстро заканчивается. Все выдающиеся художники голландской школы родились в период между 1585 - 1640 годом.

И еще один изумляющий факт: после этого впечатляющего взрыва художественной одаренности прошло более 300 лет, но за все это время Голландия подарила миру лишь одного крупного художника - ван Гога.

И все.

Но ведь опять же - ни иноземных вторжений, ни массовых вымираний Голландия за это время не знала. Т.е. нет оснований предполагать наличие серьезных различий между генетическим портретом голландца 1600 и 1900 года рождения.

Так в чем же дело, куда подевались гении?

Наше наблюдение ставит под сомнение первый тезис - гений есть прежде всего дар природы. Т.к. природа рассыпает свои дары более-менее равномерно, и мало считается с социальными потребностями. А вот наблюдаются гении крайне неравномерно - это факт, и он нуждается в объяснении.

Оказывается - таланты, рассматриваемые как дары природы, всегда наличествуют - и притом в грандиозном избытке.
Просто обществу такое количество выдающихся людей, какое заложено природой в потенциях человеческой популяции, абсолютно не нужно и никогда не было нужно.
Бывают краткие периоды, когда в обществе есть большой спрос на великие свершения в некоторых избранных областях. И тогда происходит взрыв - внезапный выброс гениальности. Но периоды такие очень кратки - хотя способны оказать огромное влияние на последующее развитие цивилизации - Афины Перикла, Возрождение в Италии длились недолго, захватили в сущности очень малое число людей - а влияли на века и миллионы.

И отсюда, следует парадоксальный вывод - гением нельзя родиться!

Им можно только стать.

Стать в процессе развития и формирования личности.

Конечно, это не значит, что Моцартом может стать каждый. Но это значит, что людей с потенциальным комплексом природных даров, «эквивалентный» такому комплексу у самого Моцарта, - таких людей в сотни если не в тысячи раз больше, чем реализовавшихся моцартов.

Гением нельзя родиться - им можно только СТАТЬ!

И еще один вывод можно сделать: Природные дары находятся всегда в избытке, в дефиците всегда учителя. Вспомним, что из трех восьмитысячников флорентийской живописи двое - Леонардо и Боттичелли - вышли из одной мастерской, из мастерской Андреа Вероккио.
Примеры можно умножить. В классической музыке Вены можно с разными колебаниями насчитать 5 гениев за 200 лет (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Малер). Любопытно, возможно это совпадение, но двое из них: Бетховен и Шуберт, брали уроки музыки у Сальери, да, да - у того самого.



Если бы гениальные открытия стали бы появляться в год в разы больше, чем сейчас, это привело бы к катастрофе. Такова реальность - наш социум и наша психология не приспособлены к слишком быстрым переменам, и лучше многим из великих достижений не появляться, по крайней мере пока.

Везение, Культура, Общество, Гений

Previous post Next post
Up