… о композиции и Композиции

Jun 04, 2018 21:04



О композиции можно говорить, как в узком, так и в широком смысле. Условно можно говорить, про композицию с маленькой и с большой буквы.

Под композицией в узком смысле слова понимается некий набор правил.
При этом для написания картины - это будут одни правила, для создания логотипа - другие, а для музыки или литературы - третьи. Так, например, композиция понимается в «Википедии», где есть статьи про композицию в изобразительном искусстве, про композицию в литературе, музыке, архитектуре и т.д., но нету единой статьи.


В более широком смысле под композицией понимаются некоторые принципы, закономерности в равной степени справедливые для всех видов искусства. Важно, что говоря о композиции в узком смысле, мы говорим о ПРАВИЛАХ, а говоря о Композиции в широком смысле - о ПРИНЦИПАХ.

В моем представлении, идеальная система образования - это один большой предмет, в котором разные дисциплины плавно переходят одна в другую, как цвета в спектре.

Лучшим примером эффективности такого подхода к обучению, может служить история рассказанная Еленой Макаровой в книге «Движение образовывает форму», про небольшой город в Чехии, который во время Второй мировой войны использовался, как гетто для евреев: «В Терезине нельзя было учить еврейских детей, но можно было проводить с ними досуг. И вот тамошние взрослые придумали обучать детей математике через музыку, музыке - через рисунок и т.д.. Они писали в лагере, что создают школу будущего. В результате те из детей, что выжили, сдавали экзамены экстерном по всем предметам с перескоком в несколько лет, и это при такой психологической травме! То есть, занимаясь творчеством, ты получаешь дивиденды в областях совершенно разных. Мир - цельный, и, постигая законы гармонии в любом виде искусства или в точных науках, ты совершенствуешься в разных областях».

...любовь - это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству. Практика любого искусства имеет определенные общие требования, независимо от того, имеем ли мы дело с врачебным искусством или искусством любви.
/Эрих Фромм | «Искусство любить»/

Если мы признаём, что принципы композиции универсальны, для всех видов искусства, и если мы соглашаемся с Фроммом, что жизнь и любовь - это тоже искусство, то круг затрагиваемых нами вопросов неизбежно выходит за пределы сугубо профессиональных. По сути тоже самое пишет Василий Кандинский в книге «Точка и линия на плоскости» рассуждая о композиции: «Вопросы зарождающейся науки об искусстве в своём последовательном развитии выходят за пределы живописи и, в конце концов, - искусства как такового».

Это звучит несколько утопично, если не задаться вопросом: «А что общего, например, между дизайном, музыкой и боевыми искусствами?».

Это человек.

Всё это виды человеческой деятельности.

Соответственно они подчинены одним и тем же принципам по которым устроено человеческое восприятие, мышление, память, тело и т.д.
Таким образом занимаясь композицией мы изучаем не построение картины, а изучаем самого человека.
В том числе через картины.
И развиваем человека, в том числе через живопись.

/Источник/

Культура, Образование, Человеческий мир

Previous post Next post
Up