ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ

Apr 24, 2018 00:24



Вилейанур Рамачандран - индийский невролог, директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности и профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета, утверждает, что мы «…в высшей степени визуальные су­щества».

Занимательно, что в мозге человека существует три десятка зрительных зон, каждая из которых имеет свою специфику. Предполагается, что каждое из этих полей отвечает за разные аспекты зрения, а их совместная работа позволяет нам видеть мир.
Результаты последних исследований в области нейрофизиологии помогли Вилейануру Рамачандрану составить общие правила создания произведения искусства.
Некоторые из перечисленных ниже законов, по признанию самого ученого, противоречат друг другу, но это абсолютно нормально, «…так как наука зачастую развивается, разрешая кажущиеся противоречия».


Группировка.

Закон группировки был открыт гештальт-психологами на стыке XIX и XX веков. Само немецкое слово «гештальт» означает «целостная форма или структура». Если вы посмотрите на черно-белую картинку со множеством точек, то через пару секунд увидите далматинца.



Как это объяснить?

Мозг дорисовывает несуществующие линии, «склеивает» точки так, чтобы получился единый объект. Этот факт хорошо известен. Но зачастую мы упускаем из вида, что мозг получает удовольствие от решения подобных удачных задач группировки.
Мозгу нравятся группы объектов одного цвета.

Но почему?

Считается, что эта особенность восприятия эволюционировала для того, чтобы человек легко мог различать объекты на пестром фоне и распознавать камуфляж.

Ведь первоначальная роль зрения - выделять важные для выживания объекты и затем «избегать их, есть их, охотиться на них или заводить с ними потомство». Синхронная активация нескольких нейронных сетей в мозге может сигнализировать высшим центрам, что мы видим один объект. Их активация происходит даже тогда, когда перед нами лишь часть целого объекта. Распознавание целого объекта связано с удовольствием.
Вот почему людям так нравится всматриваться в изображение, искать части целого.

По сути, задача художника или фотографа в нашем случае состоит в том, чтобы вызвать как можно больше сигналов «ага!» в как можно большем количестве зрительных областей...

Максимальное смещение или сверхстимулы.

Понятие «сверхстимул» пришло из науки о поведении животных - этологии.
Этот закон может объяснить, почему людям нравятся карикатуры.

Пример из области этологии: крысу обучили отличать изображение прямоугольника от квадрата. Каждый раз, когда она узнавала прямоугольник, ей давали сыр. Однако когда вместе с уже привычными изображениями квадрата и прямоугольника ей был предложен более длинный и узкий прямоугольник, она направилась к нему, потому что для нее это был сверхстимул.

Таким же сверхстимулом для людей будут изображения женщин в стиле пин-ап или, например, древние фигурки прародительниц.



Контраст.

Почему желтые точки на голубом фоне больше привлекают внимание, чем желтые на оранжевом?
Любовь к контрасту возникла из-за необходимости быстро узнавать фрукты на фоне зелени деревьев.

Изоляция.

Искусство активирует участки мозга, отвечающие за визуальное восприятие и эмоции.

Графические наброски могут быть гораздо более привлекательными, чем цветные детальные изображения. В этом случае художник намеренно использует один источник информации - цвет или форму - и намеренно уменьшает значение или полностью избавляется от других...

Нейроны в первичной зрительной коре, как раз там, где происходит первичная обработка информации, заботятся только о линиях. Они ответственны за распознавание границ и краев изображения и предметов, но не «видят» пустые участки, которые не содержат деталей.



Кроме того, простые зарисовки или скетчи могут быть более выразительными и из-за феномена конкуренции за внимание. Несмотря на то, что мозг содержит сто миллиардов нейронов, только часть их может быть активна в каждый конкретный момент. Активные нейронные сети, налагаясь друг на друга, конкурируют за наше внимание. Так, когда мы смотрим на цветное изображение, внимание уделяется и таким «лишним» шумам, как текстура. Но скетч позволяет сконцентрировать внимание зрителя там, где необходимо.

Сходным образом, если художник намерен сосредоточиться на цвете, то он должен приглушить границы. Это как раз то, что делали в своих картинах Монэ и Ван Гог.



Игра в «куку» или отгадывание загадок.

Нам нравится «недосказанность» в искусстве. Мы устроены таким образом, что нам нравятся загадки. Процесс зрительного восприятия - это отгадывание загадок в большей степени, чем мы думаем.
Поиск решений доставляет нам удовольствие.

Даже когда мы наблюдаем простую сцену, наш мозг непрерывно борется с неясностями, проверяет гипотезы, ищет знакомые модели, сравнивает полученную информацию с тем, что уже хранится в памяти...

Неприятие совпадений.

Необъяснимые совпадения пугают нас. Представьте картину с двумя холмами. А теперь поместить на картину пальму. Она не должна быть ровно посредине холмов, иначе мозг не сможет найти объяснение такому положению дерева, и мы почувствуем, что с картиной что-то не так.
Мы не терпим идеальных совпадений.

Порядок.

Согласно этому закону, людям свойственно с неприятием относиться к отклонениям от ожидаемого.
Нам нравятся прямые линии и повторяющиеся мотивы, например, на коврах. Этот вопрос подробно изучали искусствоведы Эрнст Гомбрих и Рудольф Арнхайм. Теперь представьте криво висящую картину на стене. Она вызывает негативную реакцию.

Любовь к предсказуемости может быть объяснена глубоко укоренившимся стремлением к экономии ресурсов на обработку визуальной информации...

Но порой в искусстве именно отклонение от нормы создают нужный эффект. Секрет в том, чтобы сохранить хрупкий баланс между порядком и хаосом.



Симметрия.

В природе симметрией обладают живые существа, а как раз к ним нашим предкам нужно было относиться очень внимательно. Предпочтение симметричных объектов - врожденное качество.
Новорожденные дети дольше смотрят на симметричные пятна чернил. Общеизвестно, что симметричные лица также считаются более привлекательными. Они сигнализируют о здоровье.



Однако симметрия важна только для единичных объектов, но не для сцены в общем. Не думайте, что симметрично расставленная мебель в комнате произведет на кого-то впечатление.

Это не сработает!

Метафора.

Зрительная, или визуальная метафора - самое важное, хотя и самое неуловимое в искусстве.
В литературе метафора - это сопоставление двух, казалось бы, несвязанных вещей, для того чтобы ярче высветить суть одной из них.

Мозг человека склонен создавать абстрактные кросс-модальные понятия, получая от этого эстетическое наслаждение.

/Вилейанур Рамачандран | «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»/



Картинка кликабельна

Культура, Язык, Сознание

Previous post Next post
Up