После некоторого отвлечения на сибирские аэропорты
Омска и
Новосибирска давайте вернемся к продолжению серии рассказов про споттинг в азиатско-тихоокеанском регионе. «Да когда уже кончится эта надоевшая серия?» - спросит внимательный читатель. «Нескоро», - отвечу я. Впереди еще много экзотики. Сегодня приглашаю вас в Манилу - столицу блеска и нищеты, центр испанского колониального наследия и азиатских фавелл, порт приписки «Филиппин Эйрлайнз», «Себу Пасифик» и еще десятка авиакомпаний помельче.
Давайте рассказ собственно про Манилу оставим до лучших времен, а сегодня ограничимся филиппинской авиатематикой. Впрочем, для иллюстрации вводной части поста для начала покажу вам несколько фотографий города.
Манила
Толчея, жара, влажность и резкие запахи. Компьютерные технологии еще не в состоянии адекватно транслировать реальность. (1)
Филиппинские школьницы. (2)
Интрамурос - район старого испанского форта - место тусовок местных подростков. (3)
4688
«Джипни» - филиппинские маршрутки. (4)
Это - Манила. (5)
Филиппинцы - истовые католики. Что не мешает стране лидировать в Азии по числу убийств и нарушений прочих библейских заповедей. (6)
Аэропорт Ниной Акино
Международный аэропорт Ниной Акино (Ninoy Aquino International Airport, MNL) - главный аэропорт страны, расположенный в 7 км южнее центра Манилы. Назван он в честь сенатора Бениньо «Ниной» Акино, убитого в аэропорту Манилы в 1983 году.
В 2015 году аэропорт принял более 36 миллионов пассажиров. По этому показателю MNL занимает 49-е место в мире и 21-е - в Азии.
Аэропорт большой (2 ВПП, 4 терминала), но старый и чрезвычайно плохо организованный. Особенно плохо в Маниле с логистикой. Четыре терминала расположены в разных углах аэропорта и никак не связаны друг с другом. Я прилетал в 3-й терминал рейсом «Себу Пасифик» и ночевал в отеле «Ремингтон» вблизи 3-го терминала, а улетал из 1-го терминала рейсом «Юнайтед». Отельский шаттл вез меня из «Ремингтона» в первый терминал вокруг аэропорта по запруженным магистралям около часа. (7)
Первый терминал - основной международный терминал аэропорта. Второй (или центральный) - эксклюзивная вотчина нац. перевозчика «Филиппин Эйрлайнз». Третий - самый большой и современный - принимает самолеты «Себу Пасифик», «PAL Express» и нескольких зарубежных компаний. Четвертый, самый маленький и убогий - прибежище низкобюджетных доместиков - AirAsia Zest и Cebgo.
Две ВПП пересекаются и, соответственно, не могут работать одновременно. Полоса, идущая «вдоль» (с запада на восток) - ВПП 06/24 - подлиннее (3737 м) и принимает все дальне- и среднемагистральные самолеты. Перпендикулярная полоса 13/31 короче (2367 м) и используется турбопропами и небольшими реактивными самолетами типа A320.
Точки для съемки
Мне удалось поснимать всего с двух не самых удачных точек. (8)
Трудности с поиском мест для съемок в Маниле я предвидел, и поэтому подстраховался, выбрав отель, из окон которого открывается вид на летное поле. Точка 1 - это отель «Ремингтон». Я заранее попросил номер с видом на аэропорт, и хотя вылет был рано утром, удалось немного поснимать через неоткрывающееся окно.
Номер в «Ремингтоне» с окном на летное поле. (9)
Окна отеля выходят на стоянку у второго терминала. Два А320 Cebu Pacific у телетрапов. RP-C3279 (слева) и RP-C3272 (справа). (10)
Дальше видна полоса 13/31 и второй терминал. (11)
Учитывая абсолютно хаотичную транспортную систему в Маниле и жуткие пробки вокруг аэропорта, я решил не искать точек у кажущейся перспективной южной части периметра аэропорта, а отправился в первый терминал, откуда предстояло вылетать. Там удалось найти место только в неопрятном кафе на третьем этаже. Благо, столик у окна оказался свободным. Это точка 2 - кафе на третьем этаже в западном крыле терминала 1.
В целом, несмотря на неидеальные точки для съемки, аэропорт Ниной Акино получил от меня неплохой рейтинг «9» - 3 за разнообразие, 4 - за трафик и 2 - за удобство точек:
Аэропорт
Рейтинг
Разнообразие
Трафик
Споттинг
Сувранапум, Бангкок (BKK)
14
Куала-Лумпур Интернешнл (KUL)
13
Субанг, Куала-Лумпур (SZB)
5
Денпасар, Бали (DPS)
10
Дили, Вост. Тимор (DIL)
4
Чанги, Сингапур (SIN)
13
Ниной Акино, Манила (MNL)
9
Гуам (GUM)
8
Сайпан, Сев. Марианские о-ва (SPN)
5
Гонгконг (HKG)
14
Авиакомпании Филиппин
Аэропорт Ниной Акино - главный хаб почти для всех авиакомпаний страны. Вот 8 национальных компаний, которые базируются в MNL: Philippine Airlines, Philippine Airlines Express (PAL express), Cebu Pacific, Cebgo, AirAsia Zest, AirAsia Philippines, SkyJet, Sky Pasada.
А вот сравнительные характеристики этих компаний:
Компания
Флот
Направления
Пассажиры (млн)
Детали
69 (A320/321/330/340, B777)
42
12.0 (вместе с PAL express, 30 место в Азии)
Нац. перевозчик
22 (A320, Bombardier Dash 8 Q400)
32
-
Региональные линии. Дочерняя компания PA
49 (A319/320/321/330)
60
18.4 (20 место в Азии)
Лоукостер
8 (ATR 72)
14
?
Лоукостер на внутренних рейсах. Подразделение Cebu Pacific
15 (A320)
13
0.87
Бывшая Zest Airways. 85% принадлежит Philippines AirAsia
0
0
-
Летала с 2011 по 2015. Сейчас владеет 85% Zest Airways (бренд AirAsia Zest). Самолеты переданы в Zest или другие подразделения AiraAsia
1 (BAe 146-100)
4
-
Несколько местных рейсов
8 (вкл 3 Let L-410)
11
-
Местные рейсы
На самолеты всех этих компаний, кроме Sky Pasada, сейчас и посмотрим.
Philippine Airlines
Рассветное солнце осветило несколько машин PAL, кучкующихся у второго терминала. (12-13)
Этот B777-300ER может похвастаться «красивым» регномером, повторяющим индекс модели - RP-C7772. Среди филиппинских авиаторов, вероятно, тоже есть люди страдающие комплексом неполноценности. (14)
A320 (C-RP3228) взлетает с 31-й полосы. (15)
Дым, шум и грохот - это приземлился A330-300 (RP-С8783). В газонокосильщики в Ниной Акино берут очень стрессоустойчивых людей. Или глухонемых. (16)
Кстати, все фотографии в ракурсе как на предыдущем кадре сделаны с точки 2 - из кафе в терминале 1.
А321 (RP-C9903) по рулежным дорожкам отправляется на старт с полосы 06. (17)
PAL Express
Bombardier Dash 8 Q314 (RP-C3016) взмывает в небо с полосы 31. (18)
Bombardier Dash 8 Q400(RP-C3033). (19)
Cebu Pacific
«Себу» - крупнейшая авиакомпания Филиппин. И в кадр ее самолеты попадали чаще других.
Самолеты у терминала 2 и на дорожках на пути к нему:
A320 (RP-C4101). (20)
A320 (RP-C3262). (21-22)
A320 (RP-C3276). (23-25)
Флот Cebu Pacific долгое время состоял только из A320. Но несколько лет назад компания взяла в лизинг 8 A330, и в ее расписании появились трансокеанские перелеты в Австралию, ОАЭ и Кувейт. В планах - рейсы в США. Один из дальнемагистральных самолетов Cebu - A330-300 (RP-C3343). (26)
A320 (RP-C3270). (27)
A320 (RP-C4101). (28)
Утреннее солнце. У терминала. A320 (RP-C3272). (29)
A320 (RP-C3279). (30)
У лоукостеров все быстро. 3276 только прилетел и уже загружается следующий рейс. (31-32)
И снова взлеты. A320 (RP-C3193). (33)
A320 (RP-C3194). (34)
Посадки на 06. A320 (RP-C3270). (35)
A320 (RP-C3271). (36)
Кстати, вакансии газонокосильщиков в Маниле еще открыты. Споттеры могут отправлять свои резюме. (37)
Cebgo
Эта компания полостью принадлежит Cebu Pacific и выполняет от ее имени региональные рейсы на турбо-винтовых ATR-ах. История Cebgo, как и почти любой маленькой компании, полна всяких перипетий и прочих ре- и пере- - ребрендингов, переименований, перекупок и переездов.
Создана она была в 1995 под именем SEAir Inc. В 2006 SEAir заключила союз с сингапурским лоукостером Tiger Airways, что вызвало протест всех крупных игроков филиппинского рынка авиаперевозок, не желавших пускать конкурентов из Сингапура в свою нишу. Спустя несколько лет Tiger выкупил 40% компании. В 2013 был проведен ребрендинг, и компания стала называться Tigerair Philippines. Спустя год Cebu Pacific устранил конкурента, полностью купив его за смешные по меркам авиации 14 млн долларов. В 2015 компанию переименовали в Cebgo, она передала 5 своих A320 в материнскую компанию и сосредоточилась на рейсах турбопропов. Кстати, самолет на фото 35 (RP-C3270) - один из 5 «Аэробусов» SEAir, переданных в Cebu Pacific. На его кокпите еще можно разглядеть надпись “Operated by SEAir inc”.
Сейчас флот Cebgo состоит из 8 ATR 72, выкрашенных в цвета Cebu Pacific.
ATR 72-500 (RP-C7255). (38)
Пока я ехал из «Ремингтона» в первый терминал, этот борт успел вернуться в MNL. (39)
AirAsia Zest
История этой авиакомпании тоже не обошлась без слияний и поглощений. Компания существовала с 1995 года под именами Asian Spirit и, затем, Zest Airways. В 2013 году Zest обменялась долями с Philippines AirAsia, дочерней компанией малазийского лоукостера, а в 2014 был проведен ребрендинг и Zest Airways переименовали в AirAsia Zest.
Тони Фернандес, владелец AirAsia, тем самым получил доступ к аэропорту Манилы (Philippines AirAsia туда не пускали) и к лакомому куску филиппинского рынка.
В январе 2016 Zest полностью влилась в Philippines AirAsia и все филиппинские самолеты летают теперь под брендом AirAsia Zest.
Так выглядела ливрея Zest Airways во времена ее самостоятельности. A320-200 (RP-C8991),
международный аэропорт Сеул-Инчхон, 2013 год. (40)
А так самолеты AirAsia Zest выглядят сейчас. A320 (RP-C8997), “Operated by ZestAir”. (41-42)
A320 (RP-C8974). Этот борт несет рекламу казино Solaire в Маниле. (43)
SkyJet
Эта небольшая компания летает из Манилы в несколько городов Филиппин на единственном в ее флоте BAe 146-100 (RP-C8538). (44)
В заказе у SkyJet есть пара B737.
Другие
China Southern. A321 (B-6398). (45-46)
Cathay Pacific. B777 (B-HNH). (47)
ASL Airlines Ireland. A300-600F (EI-EXR). Эта компания выполняет грузовые рейсы для крупнейших почтовых операторов, включая DHL и FedEx. (48)
Частный Dassault Falcon 900LX (VQ-BNH). (49)
United Airlines. B737-700 (N24736). Именно он повезет меня на остров Гуам - следующую точку путешествия по Азии-Пасифик и в новый интересный аэропорт. Гуам - в следующей серии. (50-51)
“It’s more fun in the Philippines “ - обещает приветственный плакат в аэропорту Ниной Акино. Возможно. Но все же, количество «фана» в жизни зависит не от места, а от человека. Мне, во всяком случае, его хватает везде - и Манила не исключение. (52)
Одна из оставляющих моих радостей жизни - путешествия, наблюдении за самолетами и полеты. Земля из иллюминатора красива в любой точке мира. И на Филиппинах тоже.
Автострады. (53)
Фавеллы. (54)
Морские плантации. (55)
Разве это не “fun”?
Etc…
Азия-Пасифик споттинг - предыдущие серии
Еще про споттинг