Макетное дело нехитрое. Или хитрое? Часть 2.

Oct 25, 2018 17:34

СОДЕРЖАНИЕ

Макетное дело нехитрое. Или хитрое? Часть 2

Продолжим начатый намедни разговор о макетах бронетехники из Саратовского Парка Победы. На макет Т-26, лёгкого танка «мирного времени», предназначенного для непосредственной поддержки пехоты, мы посмотрели. Взглянем теперь на макет его коллеги и идейного (но не конструктивного) продолжателя - Т-70, лёгкого танка «военного времени».



Снимок сделан 16 августа 2016 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Этот экспонат, в отличие от макета Т-26, не имеет резко выделяющихся «новых / старых» частей, потому я не буду, по возможности, за них цепляться. Разве что отмечу, что вместо пушки засунута обычная труба Ду40. Что до уголков на сварной шестигранной башне, которые могут смутить обывателя - как ни странно, подлинная конструкция была именно с такими уголками.

Нет смысла пересказывать «официальную версию» экстренного превращения с началом войны лёгкого плавающего разведывательного пулемётного Т-40 в неплавающий Т-30, того - в уже пушечный Т-60 (с авиационной 20-мм пушкой), и, наконец, эволюции последнего в Т-70. Который был вооружён тем же 45-мм орудием 20-К, что и Т-26 десятилетней давности. Из всей этой истории стоит отметить только, что Т-70, который начали производить в начале сорок второго, унаследовал от своих лёгких предшественников экипаж всего из двух человек. Побороть сей недостаток двухместной башней смогли только на последнем в этой эволюционной цепочке лёгком танке, Т-80. Ровно тогда, когда лёгкие танки уже стали как бы и не нужны. Ну и наклепали Т-70 более восьми тысяч, из отечественных военных танков сделали больше, разве что, «тридцатьчетвёрок» всех мастей. (Ах да, на удлинённом шасси Т-70 делали нашу самую массовую самоходку - лёгкую СУ-76).

Посмотрим, вполглаза, на эволюцию? (тем более, что нечто подобное с Т-26 мы уже проделали).



Снимок сделан 10 августа 2013 г., Кубинка.
Формально это просто Т-40. А фактически - Т-40, у которого водоходное оборудование частично демонтировали. И, главное, вместо 12,7-мм пулемёта ДШК («Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный», с характерным таким дульным тормозом) тут в опытном порядке установлена пушка ТНШ - танковый вариант 20-мм авиационной пушки ШВАК. (Не «швах», а «швак»! - «Шпитального-Владимирова авиационный крупнокалиберный». Такое хитрое название у пушки от изначального её варианта, 12,7-мм крупнокалиберного авиационного пулемёта, который переделали в 20-мм авиапушку. Пушками ШВАК, кстати, наша авиация пользовалась всю войну).



Снимок сделан 10 августа 2013 г., Кубинка.
Экспонат был атрибутирован как Т-30. В «общепринятой» теории - тот же Т-40 с водоизмещающим корпусом, но без водоходных возможностей. Причём, в теории опять же, пушка, которую мы тут видим, не устанавливалась (или, таки, устанавливалась, но только на малую часть машин).



Снимок сделан 10 августа 2013 г., Кубинка.
Лёгкий танк Т-60. Водоизмещающий корпус изжит, 20-мм пушка спаренная с 7,62-мм пулемётом - нормальное штатное вооружение. У этого экземпляра, кстати, по левому борту 3 из 4-х катков - не сплошные, а «спицованные», как на экспонате Т-30. Белый цвет символизирует, видимо «Битву за Москву». В реальности зимний камуфляж наносился, естественно, не масляной краской, а тем, что под рукой было. Мелом например. Как потолки белили помните? Вот и технику так же.



Снимок сделан 11 апреля 2009 г., Москва, Парк Победы на Поклонной горе.
Т-70 в Кубинке мне, как назло, не попался (куда-то его утаскивали), а в ЦМВС такого вовсе нет. Поэтому посмотрим на Т-70 из столичного Парка Победы, прежде чем переходить на Т-70 из Парка Победы Саратовского.
В общем, понятно, что по сравнению с Т-60 произошёл качественный скачок по всем параметрам, но всё равно «мелкая тараканистость» с экипажем из двух человек как была, так и осталась.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Макет Т-70. Прежняя музейная табличка (никто не отмажется, есть фотофиксация :-) ) гласила, что «данный танк Т-70 в 1943 г. в составе 2 танковой роты 42 гвардейской танковой бригады принимал участие в освобождении города Смоленска. В тяжёлом бою в районе деревни Валутино танк попал в заболоченную луговину и был разбит артиллерийским огнём противника. В 2006 г. был обнаружен и поднят поисковиками культурно-исторического фонда «Патриот». В 2018 году, после губернаторского пинка «привести экспонаты в порядок, ну что это такое?!», не только технику подкрасили, но и пришедшие в негодность таблички массово поменяли. Причём - зачастую с полной заменой текста. Сейчас табличка гораздо скромнее, написано только «Данный экспонат собран из фрагментов танков Т-70» - и всё.

С одной стороны, Валутино действительно рядом со Смоленском, мы об этом знаем ещё со времён Наполеоновских войн. И 42-я гв. танковая бригада (преобразованная 10.04.1943 г. из 18-й танковой бригады), на момент освобождения Смоленска входившая в состав 31-й армии, в этом освобождении участвовала. И дело «под Смоленском» было действительно в сорок третьем, осенью, плюс-минус. Однако. Почему просто «рота»? По штату там полагались два танковых батальона (которые из рот и состоят), а «сводная рота» без номера, да, была, и как обычно, действовала в моменты, когда была убыль матчасти. И, главное, путь 42-й гв.танковой бригады в этой операции прошёл более-менее вдоль Минского шоссе, обойдя сам Смоленск с севера. (Валутино вообще в приказах не упоминается). Но, кто знает, кто знает. Может быть, в первой музейной табличке и была какая-то доля правды.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Танчик с момента установки в 2007 году перекосился на левую сторону и изрядно просел (впрочем, может он изначально был таким?), кормовая часть чуть не на днище стоит, задние направляющие колеса так уж точно в землю упёрлись (тут можно было бы порассуждать про торсионы подвески, но не факт, что они там вообще внутри есть).



Снимок сделан 16 августа 2016 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Вид на корму. Танк сел так, что катки практически упёрлись в поддерживающие ролики.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Вид на носовую часть. Вентиляционная решётка над спаркой двигателей сделана из прутков, известных в народе под эпическим названием «арматурина». Умиляет фланец на маске пушки. Нет, если посмотреть на старые фотографии и на схемки - такие штуковины там были, по обеим сторонам, но, пока я это печатаю, не поленился, нашёл подходящий, сфоткал: [Spoiler (click to open)]


Хоть сейчас прикручивай к танку.




Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Бронемаска в профиль крупным планом. (Да, да, фланец вот он, болты с гроверными шайбами тоже). Отлично видно как сделан ствол «пушки» - труба Ду40 вставлена в трубу Ду50, а та, оббита и обварена. (Будь это не макет пушки, а технологический трубопровод, я бы за такое расстрелял из электрического веника). А вот дальше, после плоского кольца, наваренного на подвижную часть бронемаски - не всё так однозначно.



Снимок сделан 16 августа 2016 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Т-70 на фоне ЗиС-3, точнее - наоборот. Перспектива немного искажена, но, тем не менее, размеры наглядны. Таким танком пушки противника особенно не подавишь. Отверстие на левом борту башни, предназначенное для стрельбы из личного оружия, традиционно потеряло бронепробку. (Кстати, само орудие ЗиС-3 мало того, что поздних выпусков, так ещё и колёса у него вполне современные).

Из саратовского «макетостроения» больше не выжать, но, прежде чем перейти к энгельcскому «борнеобъекту», символизирующему Т-60, одна фоточка весьма симпатичных Т-70. Для сравнения. Чтобы понять, что значит «качество сборки».



Снимок сделан 13 июля 2019 г., Музей техники Вадима Задорожного, Москва.
Парочка Т-70. Собраны частично из кусков настоящих танков, частично из свежего материала. По-моему, доведены до ходового состояния. Да, это не «настоящие танки», а именно «макеты» (частично новодел, частично из разных кусков от разных машин). Но как сделаны! Как укомплектованы!

А теперь к энгельсскому «макету», к предшественнику уже посмотренного Т-70 - к лёгкому танку Т-60.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Макет лёгкого танка Т-60. Весьма и весьма условный. Правда, врать не буду, для неискушённого зрителя (особенно если подписать на табличке - что это) вполне сойдёт. Ну, в самом деле, какое дело дошколятам до того, по чему лазить? И какое дело их родителям? Так даже лучше, что дети лазают по «Т-60» а не по Т-34-85, если свалятся - падать невысоко, ниже человеческого роста.

Для сравнения макета с оригиналом можно отмотать назад и посмотреть на Т-60 из Кубинки.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Не смотря на всю условность и топорность изготовления (мне лично больше всего нравится башня прихваченная сваркой к корпусу, чтоб не отвалилась), имеются «изыски» - попытки изобразить возимые инструменты и принадлежности. (Аутентичный «обвес» ныне в моде и считается хорошим тоном. Вот только на просторах нашей родины встречается нечасто - всё больше в частных музеях, типа того же Музея техники Вадима Задорожного. Даже в Кубинке с обвесом и примочками напряжёнка. А тут глядишь-ты! Цельный топор, основной инструмент танкиста - лом, и лопата - друг солдата!



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Левый борт, элементы ходовой. Бортовой лист корпуса треснул на три части но успешно сварен. Вообще, переднее ведущее колесо не характерно для отечественного массового танкостроения (семейство этих танков - одно из исключений), и торсионная подвеска для «ранних» танков не сказать, что тоже характерна. Её имели тяжёлые КВ и ИСы, и рассматриваемое «лёгкое семейство».



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Вид на корму. Специфический выхлопной патрубок без глушителя, два лючка слева (закрывают заливные горловины бензобаков), сетка над жалюзи, буксировочный крюк... И какая-то непонятная пиндюлька на нижнем кормовом листе, символизирующая стоп-сигнал.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Что-то подозрителен короб воздухопритока двигателя. Может быть я выдаю желаемое за действительное, но он мне показался избыточно толстым для макета и более прокорродировавшим, чем другие части. Может и правда кусок от настоящего танка.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Башня крупным планом. Я не буду говорить об избыточно толстых (и ржавых) люке башни и части люка мехвода. Я обращу внимание на «элегантное» решение по макетированию бронемаски орудия. Да, в реальности она была заковыристо-фигурной, гляньте на фото из Кубинки, на профиль бронемаски. А тут, без претензий, просто вырезали цельную, сплошную деталь из листа, и сварили, особо не заморачиваясь. И получилась строго неподвижная пушка.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Макет Т-60 в Энгельсе. Вообще, рядом с фарой должна быть дуделка звукового сигнала, с раструбом.

Однако, на этом разговор об «энгельсских макетах Т-60» мы не закончим.
Был, а точнее, время от времени ненадолго появляется в Энгельсе ещё один макет Т-60.



Снимок сделан 05 мая 2018 г., Энгельс.
« Воинский эшелон». Эдакое историко-культурное мероприятие, проводящееся, как минимум, уже второй год.
Техника на платформах в «обычном» состоянии стоит около Музея-панорамы Сталинградской битвы (не вру - сам видел), а тут, в рамках мероприятия, её возят по городам и весям - Волгоградской, Астраханской и Саратовской областям. После тридцатьчетвёрки и ЗиЛ-157 в традиционной роли «Катюши», на платформе стоит как раз макет Т-60.



Снимок сделан 05 мая 2018 г., Энгельс.
Для сомневающихся на табличке написано - Т-60. А рядом - фотография конструктора Н.А.Астрова из «Википедии» и логотипы РЖД и, прости господи, РВИО.



Снимок сделан 07 мая 2019 г., Энгельс.
Волгоградский Т-60 в Энгельсе, в другом году, с другого борта, но всё на том же «Воинском эшелоне». Вообще, колёсики тут от Т-70, а макет пушки слишком уж малого диаметра.



Снимок сделан 07 мая 2017 г., Волгоград.
Площадка у Музея-панорамы Сталинградской битвы. (Дом с барельефом на той стороне улицы - приснопамятный Дом Павлова. Впрочем, о вехах центрального Сталинграда я подробно во многих частях писал здесь). Между БА-20 и Т-26 стоит как раз побывавший в Энгельсе Т-60. И, кстати, отлично видно, для чего вообще подобные макеты существуют. Будь на его месте настоящий Т-60 выпуска 1942-го года, его было бы жалко. А этот - нет.

Кстати, о Т-26. В прошлой серии как-то прошли мимо этого волгоградского образчика. А ведь его тоже можно занести во «временно бывающие в Энгельсе».



Снимок сделан 07 мая 2019 г., Энгельс.
Волгоградский Т-26 в Энгельсе, в составе экспозиции « Воинского эшелона». Практически полностью новодел.



Снимок сделан 07 мая 2017 г., Волгоград.
Волгоградский макет Т-26 на месте своей постоянной дислокации. Отдельные детали, типа ствола пушки или створки люка механика-водителя, всё же, настоящие.



Снимок сделан 07 мая 2017 г., Волгоград.
Лючок в кормовой нише башни волгоградского Т-26. И подвешен правильно, в отличие от энгельсского, и состояние металла ортогонально новодельным гнутым боковым листам. Полазить по тамошним макетам повнимательнее и не ночью а днём воспрепятствовала, сами понимаете, толпа младше- и дошкольников.

Немного уклонились в Т-26, но и с ними, и с Т-60 мы прощаемся. На закуску, опять для сравнения, «правильные» макеты Т-60. Пусть не стопроцентно правильные (и более новодельные, чем «из кусков»), но гораздо более приятные на вид.



Снимок сделан 13 июля 2019 г., Музей техники Вадима Задорожного, Москва.
Парочка Т-60. Тот, что на переднем плане наверное на 146% новодел, у того, что за ним хотя бы башня настоящая. Не очень понятно зачем, но на стволы пулемётов ДТ навёрнуты пламегасители, которые ставились на пехотные ДП.

Продолжение с не совсем обычными образцами танкового макетостроения в следующей серии.

саратов/энгельс, бронетехника, поклонная гора, волгоград, история, военное, Т-70, кубинка, москва, Т-60, музеи, музей задорожного, видел сам, Т-26, макеты

Previous post Next post
Up