Последний бронепоезд. Глава 1

Jul 30, 2019 14:08

Содержание

Изначально я хотел рассказать очень краткую историю - жил да был один бронепоезд, поучаствовал в двух войнах (если официально), снялся в двух фильмах, стоял одновременно в двух музеях, вот, смотрите две фотографии, найдите в них два отличия.
Но выяснилось, что не всё так просто.
Темна не только вода в облацех, но и история этого бронепоезда.
Ну а потом решил уж не мелочится - раз с бронепоездом история мутная, прольём свет, хоть частично, и начнём издалека, с локомотивов. Да не просто с локомотивов, а не-бронепоездных локомотивов.

Глава 1. Великая железнодорожная симфония

Так исторически сложилось, что с бронепоездами у нас в стране туго. Не хранились они, за ненадобностью, вот и не сохранились. В отличие от паровозов.
Паровозы, даже с повсеместным вступлением в строй более новой техники, не сразу списывались огульно в металлолом, но содержались, как моб.запас. Потом, конечно, посписывали и их, особенно с наступлением наших весёлых времён. Но кое-что сохранилось в разных депо, и ушло на памятники. А кое-что из паровозной техники вовсе вполне себе здравствует и ездит до сих пор.



Депо им.М.Горького, Волгоград, снимок сделан в ноябре 2009 года. Паровозы серии «Э». При желании и должной сноровке можно попытаться разобрать номера на будках. Ещё один паровоз не влез в этот кадр.

Как пишут, паровозы массово свезли сюда в 2006-2007 годах с окрестных дорог и депо, и разделали на металл. Кое-что, как видите, я застал в 2009 году. А сейчас, вероятно, этих паровозов уже нет.



Паровозы серии «Э» строились несколькими подсериями с 1912 по 1957 год, с перерывами. Всего выпущено более десяти тысяч локомотивов. У паровоза слева на снимке открыт люк на котле, тот самый, на котором обычно принято изображать красную звезду.

Все эти ржавые локомотивы - подсерии «Эр», послевоенного, и не всегда отечественного, выпуска. Сухопарники и песочницы объединены в общий кожух, в крышу будки машиниста врезан дополнительный световой фонарь.

Если хочется посмотреть на подобный паровоз «поближе» и в «чуть лучшем» качестве, могу предложить волгоградский, что стоит рядом с Музеем-панорамой и через дорогу от Дома Павлова (материал по «сравнительной географии» центра Сталинграда-Волгограда, что там и где, я публиковал в ЖЖ, но там сдохли картинки, теперь удобнее это читать здесь).



Волгоград, снимок сделан 07 мая 2017 года. Всё это железнодорожное дело называется «Воинский эшелон» и создано с благословления Якунина в 2009 году. Локомотив серии «Эр», заводской номер 4711, год выпуска 1935-й, производства Ворошиловградского паровозостроительного завода. (Ныне Ворошиловград называется Луганском).



Вид на будку машиниста, тендер, и заодно на весь оставшийся «воинский эшелон» - «теплушку», платформу с гаубицей М-30 и цистерной. С этим паровозом немного тёмная история. Реставрировали его в Саратове, как пишут «При реставрации был нанесен номер Эр-739-99, после установки перенумерован в Эр-743-64». Что, нигде не сохранилось, какой регистрационный номер был присвоен вот этому заводскому номеру? Непонятно, ну, ладно. Зато на счёт тендера все источники сходятся во мнении - «Тендер от паровоза Эр-743-31». Снимок сделан 07 мая 2017 г.

Как я уже сказал, бронепоездов у нас резкий дефицит, а поставить что-нибудь такое-эдакое железнодорожное устроителям всяких Парков Победы хочется. И тогда в дело идут обычные паровозы, иногда - вовсе послевоенные. Ставится локомотив, к нему - платформа-другая с какой-нибудь околовоенной техникой и всё это объявляется воинским эшелоном.

Если вас смутило, почему один «Эр» так отличается от другого «Эр», и чтоб окончательно сбить с толку - ещё фотка. Паровоз «Эр-797-41» из состава волгоградского ретро-поезда «Воинский эшелон», что ездил по городам и весям Нижнего и Среднего Поволжья. (Сам паровоз не волгоградский - саратовский, со станции Сенная. Произведён в 1952 году, в Венгрии. Участник всяких кинофильмов).



Снимок сделан в Энгельсе 05 мая 2018 года. На будке машиниста ярко обозначено «Эр-797-41». Общий кожух на верхней образующей котла и обзорный фонарь над будкой машиниста налицо.



Снимок сделан в Энгельсе 05 мая 2018 года. Своим ходом паровоз не шёл, во всяком случае, при мне, но пар в котле поддерживался и свисток гудел от души, не зря в тендере было навалено угля доверху. Кстати, на платформах в составе этого «эшелона» стояли экспонаты с открытой площадки волгоградского Музея-панорамы, что обычно стоят как раз рядом с тамошним, вышеупомянутым, паровозом.

Так в чём там дело, почему паровозы одной подсерии так внешне отличаются? А дело в том, что в 1936 году их производство было свёрнуто (всё-таки, несмотря на изменения и модернизации, паровоз-то подустарел, ведь он был разработан ещё до Первой Мировой). Но в 1943 году, в связи с нехваткой локомотивов, снова было начато производство простых и надёжных паровозов «Эр» - с некоторыми изменениями конструкции. В том числе, появился общий кожух сухопарника и песчаного бункера и добавлен остеклённый фонарь на будке машиниста. Ещё и тендер увеличили. Вот и получается, что есть «Эр» довоенного выпуска, есть военного выпуска, а есть и послевоенные - выпускавшиеся в Венгрии, Румынии, Чехословакии и Польше. Волгоградский - как раз довоенный.



Вот ещё один «Эр», неходовой, просто памятник. На будке машиниста указан номер «Эр-6241», но номер, во-первых, какой-то странный, а во-вторых - неправильный. Настоящий номер паровоза Эр-797-11, изготовлен он в 1952 году в Венгрии, на заводе MAVAG. Установлен в 2009 году в городе Котельниково Волгоградской области. Снимок сделан 01 марта 2019 года.



Москва, Парк Победы на Поклонной горе, снимок сделан 25 сентября 2016 года. Столично-статичный вариант «воинского эшелона» с паровозом «Эу-680-96». Паровоз построен в 1928 году, на табличке указано, что на Коломенском паровозостроительном заводе, в других источниках написано, что на Брянском заводе «Красный Профинтерн». И кому верить? (Судя по всему - именно «другим источникам»). Здесь, в Парке Победы, как и в Волгограде, условно изображён условный эшелон времён войны - с санитарным вагоном, с двумя платформами с пушками и крытым вагоном, именуемым в просторечии «теплушкой». (Напротив него, на других путях, как раз стоял бронепоезд, с которого началась моя задумка рассказа, но до него мы доберёмся попозже).

Кстати. Несмотря на то, что основой локомотивного парка на железных дорогах Великой Отечественной были паровозы серии «Э», в качестве многочисленных памятников и в качестве участников «воинских эшелонов» и «ретро-поездов» не менее распространены паровозы послевоенной серии «Л», выпускавшиеся с 1945 по 1955 годы. Хоть и выпустили их в два раза меньше, всего четыре с небольшим тысячи, зато они, как более мощные, эксплуатировались дольше и сохранились лучше.



Ну, например, в 2019 году тот же самый волгоградский ретро-поезд «Воинский эшелон», почти с теми же экспонатами на тех же платформах, тянул локомотив Л-2055. Паровоз изготовлен в 1953 году Коломенским паровозостроительным заводом, сейчас приписан к станции Сальск. Снимок сделан в Энгельсе, 07 мая 2019 года.



Именно что тянул - предыдущей «Эр»-ке помогал маневровый тепловоз, она только гудок давала, а этот справился сам. При том, что котёл у него безбожно тёк.
Слава богу, что я был «не при исполнении» - пусть сфера моей деятельности «химия», а не котлонадзор, но сосуды под давлением в неё вполне входят. А тут, при таком раскладе, и экспертом не надо быть, чтоб сказать «всё, ребята, туши свет топку, сливай воду».

Разумеется, «ездящих» экземпляров гораздо меньше, чем «стоящих на запасном пути». А их, стоящих паровозов-памятников серии «Л», имеется по стране преизрядно.



Локомотив Л-0088. Если исходить из этого номера, то паровоз построен в 1947 году, на Коломенском паровозостроительном заводе. Однако заводская табличка на сухопарнике недвусмысленно гласит «1955 г. Ворошиловградский завод им.Октябрьской революции». Ещё и номер указан - «15937». Табличке я как-то больше доверяю - отдирать её от одного паровоза и переставлять на другой смысла особого нет, а будка машиниста с обозначением явно неоднократно и не особенно качественно перекрашивалась. Снимок сделан 14 декабря 2009 года, в депо им.М.Горького, Волгоград - там же, где стояли паровозы «Эр» с первого снимка. Только те ржавые «эр»-ки стояли внутри, на территории, на путях, а этот - памятником, при входе.



Локомотив Л-1578. В «сопроводительной надписи» указано, что он 1949 года выпуска, но, если судить по номеру, то должен быть 1951 год, Коломенский паровозостроительный завод. Таблички заводской не сохранилось, судя по всему - надпись ошибочна, а 1951 год - верно. Установлен у нас в Энгельсе, в 2010 году, рядом с практически нефункционирующим железнодорожным вокзалом. Расположен весьма забавно - прямо посреди дороги, на центральном «острове» перекрёстка с круговым движением. Снимок сделан 27 июня 2019 года.



Снимок сделан в Ульяновске 02 октября 2015 года. Локомотив Л-3291 (выпущен в 1953 году Ворошиловградским заводом), расположен хоть и не на дороге, но рядом, да ещё и рядом с трамвайными путями, установлен в 1989 году в честь ульяновских железнодорожников.

Иногда паровозы «Л» не просто стоят памятниками самим себе, но и участвуют в изображении «воинских эшелонов», не смотря на то, что они, как я уже говорил, выпускались после войны.



Локомотив Л-4674 производства Ворошиловградского паровозостроительного завода, выпущен в 1953 году. С 2016 года - в Музее техники Вадима Задорожного, г.Москва. На переднем плане тут двухосная платформа с зениткой, а за паровозным тендером ещё несколько платформ - с танками. Фотографировать там не очень удобно - рядом идут аж три параллельных пути, и на каждом понаставлено всякой техники. Впрочем, подобным паровозом нас уже не удивишь, верно? Снимок сделан 13 июля 2019 года.

Однако самый старый паровоз серии «Л», что мне довелось лично видеть, хоть и памятник, но находится не в музее. (Этот паровоз, если говорить «по-спортивному», входит в десятку самых старых сохранившихся паровозов серии «Л»). Локомотив Л-0026 скромненько так стоит у заборчика на станции Ртищево, Саратовской области.



Паровоз Л-0026, изготовлен Коломенским паровозостроительным заводом в 1946 году. Установлен в качестве памятника на железнодорожной станции в г.Ртищево Саратовской области в 2008 году. Тендер у памятника - от другого паровоза, Л-4734, который был списан в 2014 году вместе с «родным» тендером типа «Вандербилт» от Л-0026. Снимок сделан 28 июля 2013 г.

Однако, пора немного вернутся назад, к бронепоездам. Вы же ещё не забыли, надеюсь, с чего всё начиналось?

Глава 2

Содержание

котельниково, саратов/энгельс, бронетехника, поклонная гора, ульяновск, волгоград, история, железнодорожное, очерки, москва, музеи, ртищево, музей задорожного, видел сам, поездки

Previous post Next post
Up