Последний бронепоезд. Глава 3

Jul 31, 2019 23:39

Содержание

Глава 3. Бедная овечка

Бронепоезд - единица составная, туда можно напихать разных бронеплощадок, платформ, даже вагонов. С каким угодно бронированием и вооружением. Но это так, мускулы, самое главное в бронепоезде, его сердце, мозг и прочая требуха - паровоз. Точнее - бронепаровоз. При желании, бронепоезд можно составить из вовсе небронированных платформ, с открыто расположенным вооружением, но паровоз должен быть защищён всегда.

В подавляющем большинстве случаев, для имеющего исключительно военное назначение устройства - бронепаровоза - использовались обычные гражданские локомотивы. Если не брать в расчёт эрзац-бронепаровозы, собранные на коленке из того, что под руку подвернулось (особенно в Гражданскую этим увлекались, что понятно), основными локомотивами для бронепоездов, и Первой Мировой, и Гражданской, и Великой Отечественной, были паровозы серии «О».



«Прибытие поезда» :-). Кадр из фильма «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, 1998 год. Про этот локомотив, Ов-324, ещё будет сказано не раз. А пока отмечу, что киношники в плане паровозов очень бедны воображением, 95% сцен с паровозом, это вот такая «фронтальная съёмка прибытия». Ну, понятно, тут, прямо по О.Бендеру, «из трубы паровоза валит дым», и пар в свисток можно пустить, и из парораспределительных механизмов по бортам пар стравить мощными клубами. Может и красиво, но паровоз не рассмотреть.

Тут надо сказать, что железнодорожные обозначения тех времён - та ещё загогулина. Вплоть до появления «нормальных» тепловозов и электровозов, локомотивы назывались чёрте как. Пробежимся парой абзацев по их названиям.




Кадр из фильма «Статский советник» Филиппа Янковского, 2005 год. (Точнее, это кадр из расширенной телеверсии фильма). На нас надвигается тот же самый паровоз Ов-324, изготовленный в 1904 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Отсюда не видно ( :-) ), но к паровозу прицеплен тендер от Ов-6135. Данный паровозный экземпляр изготовлен через тринадцать лет после событий, показанных в этом фильме. От событий предыдущего фильма его отделяет и вовсе 19 лет.

Во-первых, в названии была одна большая буковка.
Скажем, вот наш герой, серия «О» - это, типа, «основной», в смысле «основной паровоз». Но объяснение придумано задним числом, постфактум. А послевоенная серия «Л», многочисленных сохранившихся представителей которой мы видели в первой главе рассказа, названа в честь конструктора Лебедянского. Мощные грузовые паровозы конца тридцатых годов «ФД» - названы в честь Феликса Дзержинского, а их пассажирская модификация звалась «ИС», в честь сами понимаете, кого. Их вариант, «СО» - Серго Орджоникидзе - из той же оперы.



Опять прибытие поезда. Кадр из фильма «Край» Алексея Учителя, 2010 год. Паровоз Эр-766-41. Сейчас он находится в «ходовом резерве». В 2016 году, после ремонта, к нему прицеплен тендер от Эр-786-19. Вот, вроде бы, не смотря на общую бредовость и фестивальность, фильм замешан на паровозах, но ни одной сцены, где бы их показывали крупно, ясно и чётко, нет. Нарочно, что ли?



Чтоб не откладывать, сразу разберёмся с этим фильмом и паровозами из него до конца. Локомотив Эр-766-41, заводской номер 6069, был выпущен в 1949 году, в Венгрии, на заводе MAVAG. Собственно, табличку с названием предприятия, в кадре прекрасно видно. В фильме в этой сцене сентябрь 1945-го.



В этой сцене соревнования двух паровозов (каждый из которых нагружен весьма нерационально - одной единственной платформой с брёвнами) слева мы видим вышерассмотренный локомотив Эр-766-41, а справа - локомотив Эу-683-32, постройки Брянского паровозостроительного завода «Красный Профинтерн», 1928 года. Разница в конструкции вполне заметна.



Весь покрытый плесенью, абсолютно весь Паровоз «Ов» где-то в тундре есть...
Заросший мхом локомотив Ов-324 в том же фильме «Край». (Спасибо, хоть не разложился на плесень и липовый мёд). Собственно, это единственный имеющийся ходовой паровоз «Ов», поэтому он попадает чуть не в каждый «фильм с паровозами». И количество мучений, выпадающих на его долю, всецело в воле очередного режиссёра.

Серия «Э», на которую можно полюбоваться в первой главе рассказа, чуть не самая многочисленная паровозная конструкция в мире, названа так вообще непонятно почему. Точнее, как раз, очень понятно - по алфавиту. И если вас удивляет выбор не самой распространённой и характерной буквы, для самого распространённого и характерного паровоза, то сообщу, что были серии паровозов «Ы», «Ижица» (это сейчас приходится писать словом, а тогда обозначалось одной закорючкой, похожей на V) и «Фита» (аналогично). Я уж не говорю о «Ц», «Ч», «Ш» и многочисленных дореволюционных паровозах серии «Щ». Вообще, они были «Ю», но их переименовали в честь конструктора и чиновника Щукина. Та же история уже не просто «не в царской», но вовсе послевоенной России/СССР произошла с паровозами серии «П» («Победа») - их переименовали в «Л» в честь конструктора Лебедянского.
Да, в дореволюционном паровозостроении просто брали алфавит и шпарили по нему, не задумываясь об удобстве, благозвучии, смысловой нагрузке и прочем. Иногда не подряд, иногда не последовательно, кое-что пропуская (серии паровозов «I», например, нет, а «Ъ» и «Ь» - есть), но, в целом, именно так, по алфавиту. И, не смотря на то, что дореформенный алфавит имел целых 35 букв, и это не считая «ё» и «й», ко времени революции он как раз весь кончился. Хорошо, что с наступлением эпохи исторического материализма, до железнодорожных деятелей дошло, что можно использовать аббревиатуры. Ну а спустя почти полвека они, наконец, додумались до буквенно-цифровых индексов.



Финальная бредовая феерия фильма «Край» - погоня «Ов», обшитого, ради аэродинамики, кровельным железом, за неким кровавым локомотивом кровавой гэбни. В роли последнего, без грима - локомотив СО18-2018, выпущенный в Ворошиловграде в 1941 году. Надо ли говорить, что древний «Ов» сроду не смог бы догнать мощный «СО»?
Кстати, хорошо видно, насколько «Ов» меньше, а главное - ниже. Хотябы по этому «Ов» для военных целей подходил больше, нежели одновременно с ним эксплуатировавшийся (производился в 1934-1951 годах) мощный, но здоровенный «СО».

Во-вторых, в названии к большой буковке пристыковывали маленькую - для обозначения модификации, завода-изготовителя, особенностей конструкции и ещё чёрта в ступе. Писали её просто таки дурацким образом - верхним индексом. Здесь так и не напишешь, средств нет.
(Более неудобная система обозначений чего бы то ни было, имеется, разве что, у англичан, с их бесконечными Mk. с циферкой. А более дикое наименование, нежели их «Mk.V**» вообще сложно представить. Это танк такой английский, времён Первой Мировой, «Марка 5 с двумя звёздочками». Коньяк прямо, а не танк).
Мало того, что добавочная буковка в названии паровоза могла означать что угодно, так она ещё и могла быть разной. Паровозы «Од» (буква «д» в индексе прописная, закорючкой) и паровозы «Од» (буква «д» в индексе большая) - это разные паровозы. Короче говоря, умом Россию не понять.



Кадр из фильма «Белый тигр» Карена Шахназарова, 2012 год. Локомотив Эр-797-41. Про него я уже рассказывал в первой главе, там же можно посмотреть и фото этого локомотива, сделанные мной «вживую».

Вернёмся, однако, к бронепоездным паровозам. Были они, как правило, серии «О» и, чаще всего, подсерии «Ов». Паровозы в просторечии получили ожидаемое прозвище - «овечка».
Паровозы серии «О» производились с 1890 года, разными заводами, с многочисленными модернизациями, с разными конструктивными особенностями, с разными буковками. Буква «в» в индексе - это от обозначения парораспределительного механизма Вальсхарта (механизм этот поршнями колёса крутит). Не смотря на то, что механизм стали устанавливать с 1901 года, обозначение ввели только в 1912 году. В 1915 производить паровозы «О» перестали, но после Гражданской войны, на короткое время (1925-1928) производство возобновляли. К тому времени, паровоз заметно устарел, с позиций «основного» грузового локомотива его ещё до революции потеснил сначала «Щ», потом их обоих - «Э», в итоге «О» оказались оттёрты на вторые роли или переведены в маневровые.



Кадр из фильма «Матильда» того же Алексея Учителя, 2017 год. Сцена перед крушением царского поезда в 1888 году. Два разных локомотива, разогнавшие тогда состав до семидесяти километров в час, тут изображает один многострадальный Ов-324, не способный разогнаться быстрее пятидесяти-шестидесяти. В фильме и вовсе всё на столько ускорено, что скорость кажется за сто в час. В общем, это не CGI, как можно подумать, это натурная съёмка.

Но у паровозов серии «О», устаревших, разработанных, ещё в XIX веке, без всяких глубокомысленных прочностных исследований и научных обоснований, потому имеющих огромный запас прочности «на всякий случай», даже по сравнению со своими более современными и мощными коллегами, была масса достоинств. Пусть они были неэкономичны, зато работали на всём, что горит - на угле, дровах, мазуте, торфе… Есть фотографии бронепоездных «О» с тендером, заваленным поленьями, и есть фотографии, на которых в тендере установлен бак для жидкого топлива. У «овечек», по сравнению с более современными паровозами, была ниже масса и осевая нагрузка, меньше сила тяги, но это позволяло безнаказанно добавить на паровоз брони и увеличить его сцепной вес, чтоб таскать тяжёлые бронированные площадки. (Кстати, из за своей малой массы, малой осевой нагрузки, всеядности и относительной мощности, «овечки» эксплуатировались на всяких слабых и отдалённых железных дорогах ещё лет двадцать-тридцать после войны). Кроме того, паровозы «О» были относительно небольших габаритов и котёл был не слишком высоко. Одним словом, самый удобный кандидат для превращения в бронепаровоз.



Кадр из фильма «Матильда». Потерпевший крушение в самом начале фильма, тот же самый локомотив непостижимым образом преспокойно катается в середине. А куда деваться, ходовой «Ов» у нас только один. Приходится бедной «овечке» отдуваться и за себя, и за того парня. В репертуаре у этой «овечки» паровозы от сильно дореволюционных, до заметно послевоенных.

Что же из себя представляли собственно бронепоезда, не самопальные, как в Гражданскую, а вполне стандартизированные? Предвоенные и времён войны? Посмотрим в следующей главе.



Кадр из фильма «Коридор бессмертия» Фёдора Попова, 2019 год. Перед нами уже упоминавшийся Эу-683-32, который вполне мог принимать участие в подобных событиях. Весь фильм именно этот паровоз отважно катается во всех сценах, так, что его можно рассмотреть во всех подробностях, издалека и вблизи, в движении и стоящим. И, иногда, отчётливо видно, что тендер у него от локомотива Эу-709-24.

Глава 4

Содержание

кино, история, железнодорожное, очерки, видел сам

Previous post Next post
Up