Макетное дело нехитрое. Или хитрое? Часть 1.

Oct 22, 2018 20:22

СОДЕРЖАНИЕ

Макетное дело нехитрое. Или хитрое? Часть 1.

Дело было неделю назад. В одном славном блоге одного широко известного в узких кругах человека, не так давно проехались, с известной долей столичного профессионального высокомерия о «Бронепоезде из Ромашкова» - саратовском макете «бронепоезда», что стоит в Парке Победы на Соколовой горе.
(Слющай, абыдно, да? Поезд есть, «броня» есть, вот и бронепоезд! Что ещё нужно человеку для счастья?).
Ну и как-то «в комментах» всплыл вопрос макетов, стоящих в Парке. Их там, собственно, два - макеты лёгких танков Т-26 и Т-70. (Не считать же макетом раздолбанный корпус от БТР-40, который изображает раздолбанный корпус от Sd.kfz.222?).
А я, как назло, ровно в тот день, по «просьбе общественности», лазил по тамошней бронетехнике, серийные номера искал, и обратил особое внимание на эти макеты. Раньше как-то не заострял, особенно не смотрел, стоят себе и стоят. Хотя на сопроводительных табличках ни слова нет, что это макеты. Впрочем, с сопроводительными табличками в Парке вообще беда, опытные единичные экземпляры поданы как стандартные серийные (типа «Т-64 / объект 003»), и модификации указаны не те (вроде Т-44 / Т-44М).

(И, кстати, уж не москвичам нас ругать за макеты. Вон, у самих что стоит на Поклонной горе:


Снимок сделан 25 сентября 2016 г., Москва, Парк Победы на Поклонной горе.
Это StuG III, чтоб вы знали. Говорят, что ходовая от настоящего Pz.III. А всё остальное… ну, кто-то же придумал, сказал умельцам, как сварить?

Итак, в Парке Победы в Саратове, кроме трёх десятков, зачастую уникальных опытных, несерийных, бронеединиц (а также бывших «танков с постаментов» из ПНР и ГДР), есть две «простые самоделки» - Т-26 и Т-70. Кто делал эти макеты, когда, из чего, на чьи деньги - я не в курсе. Но вот, они есть, и тешат публику. Впрочем, публике они как раз меньше всего интересны - маленькие, стоят «в кустах» (ну, среди ёлок), их и не видно и лазить не интересно и отломить на память нечего.
Мы, однако, на них всё-таки посмотрим, авось найдём что-нибудь интересное. Начнём с Т-26, первого по-настоящему массового советского танка.



Снимок сделан 16 августа 2016 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Лёгкий танк Т-26 (макет). Его бабушка в девичестве звалась «Виккерс-шеститонный». Англичане свой Vickers Mk.E он же Vickers 6-ton разработали в самом конце двадцатых годов, построили в 1930, но себе на вооружение не взяли. Был вариант «эконом класса» с двумя маленькими пулемётными башенками и «бизнес-класс» - башня с пушечкой. Наши в тридцатом купили малую партию и техдокументацию на двухбашенные, почесали репу, внесли необходимые изменения под «культуру производства», и с наименованием Т-26 двухбашенную версию под наше вооружение пустили в серию.



Снимок сделан 12 июля 2014 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Видать, поначалу этот макет предполагал подробное художественное представление. Башенный номер «12» нарисован так, словно над ним должны быть две цветные полосы (в соответствии с тактическими знаками тридцатых годов). Сейчас и номера не осталось, не то, что полос. «Поручень» вокруг башни - это не поручень, а антенна радиостанции. Практика советско-финской показала, что подобные конструкции, на Т-26 и Т-28, сильно демаскируют командирские, радиофицированные танки. Впоследствии, перешли на штыревые антенны.

Двухбашенный Т-26 выглядел как-то так:



Снимок сделан 11 апреля 2009 г., Москва, Парк Победы на Поклонной горе.
Вот такой двухбашенный пулемётный Т-26 стоит в Парке Победы в Москве. Для общего, так сказать, представления публики. Без замены утерянных частей и деталек макетированными тут не обошлось, а стоящий там же неподалёку однобашенный Т-26 почти полностью, как обтекаемо выражено на табличке, «реставрирован».



Снимок сделан 10 августа 2013 г., Кубинка.
Музейный Т-26, двухбашенный вариант. В правой башне 37-мм пушка ПС-1 (французский Гочкис после нашей доработки), в левой - 7,62 пулемёт ДТ. Первоначально параллельно выпускали два двухбашенных варианта - чисто пулемётный, и пушечно-пулемётный. А с 1933 года пошёл в производство однобашенный вариант, со спаренной установкой 45-мм пушки 20-К и пулемета ДТ, собственно, именно такой ранний однобашенный танк, самой массовой серии, саратовский макет и изображает.

Полукруглая штуковина на лбу саратовского макета - подвижный бронеколпак для фары. Там он в «боевом», закрытом положении (и фары под ним, естественно, нет). В походном виде это выглядело так:



Снимок сделан 10 августа 2013 г., Кубинка.
Официально это «Химический» танк ХТ-130 - огнемётный вариант на базе Т-26, вместо пушки - огнемёт (от которого остался только защитный кожух). Но на самом деле всё немного не так. Нет, танк-то огнемётный, но не ХТ-130, а ТТ-26 - «телеуправляемый танк». Управление им осуществлялось по радио с другого танка - «танка управления» ТУ-26.



Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС, Москва.
Танк, позиционируемый тут как Т-26, а на самом деле - ТУ-26, танк управления. Что с «телетанков», что с «танков управления» всё радиооборудование сняли ещё во время войны, и воевали они как обычные линейные пушечные и огнемётные танки.

К концу тридцатых годов Т-26 устарел - пусть его пушка продолжала справляться «с поставленными задачами», а особых скоростных качеств от танка непосредственной поддержки пехоты никто не ждал, но вот противопульная броня… И усилить её особых резервов не имелось.



Снимок сделан 10 августа 2013 г., Кубинка.
Финал эволюции Т-26 - танк с конической башней (вооружение прежнее), сварным корпусом и наклонными листами подбашенной коробки. За десять лет эволюции ходовая часть танка практически не изменилась.

Однако, вернёмся к нашему макету. Скажу сразу - я не снобствующий специалист, не игрок в «танчики», и прекрасно понимаю, что рядовому обывателю (и мне в том числе) абсолютно всё равно, что там и как, где «аутентичненько», а где халтура. Похоже на картинку из книжки, понятно, что изображает - и ладно. Общее представление макет, пусть и примитивный, вполне даёт. Но почему бы не улыбнуться по-доброму, разглядывая детали? Тем более, отдельные детали очень даже есть смысл поразглядывать.



Снимок сделан 16 августа 2016 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Как выглядел настоящий клёпаный корпус можно порассматривать на фотографиях из Кубинки, здесь же на сварную коробку натыкали, для красоты, болтов, изображающих заклёпки. С ведущими колёсами и вовсе не стали заморачиваться, и вырезали их целиком из тонкого плоского листа.



Снимок сделан 16 августа 2016 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Вид на корму с привешенной для антуража цепью. Лючок в нише башни действительно был на петлях, но имел ещё и амбразуру для стрельбы из личного оружия (или вовсе там был кормовой пулемёт), и, понятное дело, имея петли, не прихватывался, для надёжности, сваркой. На этом фото решётка на колпаке воздухопритока ещё на месте, в 2018 году её уже выломали какие-то козлы, и имеется невозбранная возможность заглянуть внутрь, посмотреть, есть ли «у ней внутре неонка».

Внимание, следующий снимок не для слабонервных.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Внутренности «танка» - страх, ужас и тьма египетская.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Крайне подозрительная деталь. В том смысле, что этот колпак над радиатором от настоящего танка. Подобных, «копанных», деталей тут не слишком много, но они есть.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Часть ходовой - левый борт и направляющее колесо. Неразборный каток со здоровенной обрезинкой - это вроде признак ранних Т-26.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов, Парк Победы на Соколовой горе.
Часть ходовой - правый борт.



Снимок сделан 16 октября 2018 г., Саратов Парк Победы на Соколовой горе.
Ещё одна интересная деталь. Пушка и часть бронемаски, судя по характерной язвенной коррозии (на стволе особенно хорошо видно), настоящие. Там, где было бронирование откатных устройств приварили новый лист с обычной «семьдесят шестой» трубой.

Почему я думаю, что настоящие? Мало ли - коррозия. Тоже мне, показатель! А давайте сравним с другим Т-26, «ржавым», не из музея. Собранным с современными «кусками», но из гораздо большего числа исходных деталей. Заодно сравним, как можно восстановить разбитую машину, да ещё и вынутую из болота, пусть и с использованием новых частей и листов, но более аккуратно.



Снимок сделан 25 августа 2015 г., Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
Т-26, что стоит на открытой площадке Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» ( Ладожский мост через Неву, Кировский район, Ленинградская область). «Свежие» части отлично видны на фоне «болотных». (С этого ракурса идеально гладкий верхний лобовой лист особенно в глаза бросается). Башня, как мне подсказали компетентные товарищи, установлена не от Т-26 а от БТ.



Снимок сделан 25 августа 2015 г., Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
Через пролом в правом борту, за аккуратно собранным из старых и новых частей ведущим колесом, можно заглянуть внутрь.



Снимок сделан 25 августа 2015 г., Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
Вид в нос. Бортовой фрикцион на месте.



Снимок сделан 25 августа 2015 г., Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
Вид в корму. Бардак, конечно, да светятся щели между плохо сваренными новыми листами. Что это там слева? Укладка для 45-мм снарядов?



Снимок сделан 25 августа 2015 г., Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
Корма танка, почти полностью новодельная. Над мотором кроме жалюзи решили ничего не городить, ограничившись простым плоским листом. Зато цепь выглядит как-то поизящнее саратовской, дизайнерская такая цепь. Впрочем, лючок в нише башни, не мудрствуя лукаво, сделали из какого-то обрезка со швом от автоматической сварки прямо посередине.



Снимок сделан 25 августа 2015 г., Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
Левый борт. На башне хорошо видно смотровую щель с закрытым броневой пробкой портом для стрельбы из личного оружия.



Снимок сделан 25 августа 2015 г., Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
Пушка и бронемаска с трещинами крупным планом. Язвенная коррозия - страшная вещь.

Вернёмся снова на саратовскую землю, к местному макету. Но не тому, про который уже рассказано, а к другому. Тому, что стоит в Энгельсе.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Макет Т-26, что с «группой товарищей» торчит на проспекте Ф.Энгельса в нежилой прогалине города. Ходовая часть сделана даже более халтурно, чем у саратовского собрата. Зато под поднятым бронеколпаком есть фара от мотоцикла! И ещё две прилепили сверху - они призваны изображать «прожекторы боевого света», которые в реальности, правда, устанавливались не на крышу башни, а на бронемаску, над пушкой, да и размером были изрядно больше.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Однако с бронемаской у макета определённые проблемы - её нет. Что-то такое наварили, и даже пушку внутрь засунули (а это и вправду пушка, не труба), но вышло, прямо скажем, не то. А вот что касается верхней створки люка механика-водителя и самой башни… Похоже натуральные. Непонятно только, кто и когда их так расковырял.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Опять антенна, как лючки, петельки, болты и прочее чисто декоративная, даже штангу к антенному выводу на крыше башни не приварили (тем более, антенного вывода там и нет). Перископический прибор на этом месте устанавливался, но по-моему этот конкретно - от «тридцатьчетвёрки».



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Вид на корму. Традиционная цепь. Лючок на кормовой нише башни повешен наоборот - петли должны быть справа, а отверстие - вверху. Держат его не петельки а сварные прихватки. Совершенно непонятно, что символизирует «грибок» на корме (как и на саратовском макете).

Ну что, пора заглянуть внутрь? Тем более, многочисленные пробоины это позволяют сделать.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Взгляд через пробоину в правом борту. Втянутая внутрь и свёрнутая набок пушка жёстко заделанная во лбу башни.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Взгляд через пробоину в левом борту. Смотровой прибор в башне, два из трёх лючков в крыше башни и отверстие под отсутствующие два квадратных люка, заделанное металлическим листом. Ну и многочисленная перфорация неясного генеза.



Снимок сделан 19 октября 2018 г., Энгельс.
Провинциальный макет Т-26. Так сказать, «эконом-класса», из подручных материалов.



Снимок сделан 25 сентября 2016 г., Москва, Парк Победы на Поклонной горе.
Столичный макет Т-26. Класса «люкс», ибо собран он из очень уж редких составляющих. Чуть ли не более редких, чем настоящий Т-26. На самом деле это был польский тягач C7P, построенный на базе польского танка 7TP (который, как и наш Т-26 является «вариацией на тему» английского «Виккерс-6 тонн»). Имевшуюся в наличии бесхозную башню от БТ приспособили на шасси от польского тягача - получили «Т-26».

Для контраста с другими изделиями, можно глянуть на более аккуратно выполненный Т-26 из Музея техники Вадима Задорожного. (Впрочем, «текучесть кадров» в этом музее такая, что сейчас там этого Т-26 вполне может и не быть).



Снимок сделан 13 июля 2019 г., Музей техники Вадима Задорожного, Москва.
Пусть «родных» деталей здесь нет, зато выглядит всё аккуратненько и радует взор. Особенно - количество навешанного инструмента. Пусть кое-какие «отступления от канона» видны даже мне, неспециалисту, но и чёрт с ним.



Снимок сделан 13 июля 2019 г., Музей техники Вадима Задорожного, Москва.
Традиционная цепь на месте, поручневая антенна - тоже. И даже из амбразуры в кормовом лючке башни какой-то ствол торчит.

Вот на этом с макетами Т-26 мы, пожалуй, пока закончим.

О саратовском макете Т-70 и кое-каких энгельсских макетах - в следующей серии.

поклонная гора, военное, stug, москва, видел сам, петербург, макеты, бронетехника, саратов/энгельс, история, очерки, кубинка, музеи, музей задорожного, Т-26, поездки

Previous post Next post
Up