Мини-практикум по краеведческой «конспирологии».

Jan 29, 2024 06:05



Чем  отличаются  конспирологи от нормальных людей? Поразительной готовностью навести тень на плетень там где всем давно все ясно и понятно. Но чего у них не отнять - так это умения смотреть на вещи с неожиданной стороны. Что иногда бывает и полезно. Идею этой заметки  предложила одна из читательниц. Я решил, почему бы и нет.



Мы рассмотрим здесь два кейса, оба связаны с Мытищами и оба  -  из области краеведческой «конспирологии».  Сразу скажу, что у меня нет достаточной информации по рассматриваемым вопросам, поэтому я здесь предоставляю слово господам конспирологам, а сам отойду в сторонку и побуду в роли наблюдателя.

Кейс №1.  Колокольня Владимирской церкви в Мытищах и 1941 год.

Берем любой источник, начиная с Википедии и кончая книгами по истории Мытищ.  Что там говорится про колокольню Владимирской церкви в 1941 году? Примерно одно и то же:
«1941 году колокольня была снесена, так как служила ориентиром для фашистских войск.»
«В начале войны в 1941 году колокольня была частично разрушена из опасения, что она может послужить ориентиром при бомбардировках военного завода в Подлипках.»

При этом нигде не приводится ни решения властных органов о сносе колокольни, ни фотографий сноса, ни воспоминаний участников или свидетелей этого события. Поэтому у любого конспиролога сразу возникают вопросы и появляется альтернативная версия: Может быть никакого сноса колокольни в 1941 году и не было?
И начинается подбор соображений и фактов, якобы подтверждающих эту альтернативную версию.

Если бы бомбардировщики противника шли к цели по земле, скажем по Ярославскому шоссе, то конечно колокольня Владимирской церкви - отличный ориентир, издалека видать.  Но вообще-то самолеты летают по небу и сверху высокая колокольня во-первых, не так заметна, а во-вторых,  для подлета к военному заводу в Подлипках есть  масса других ориентиров, гораздо лучше видных сверху, например Ярославское шоссе, станция Мытищи, переезд через щелковскую ветку ж/д, отходящая от шоссе к Подлипкам дорога (ул. Пионерская).
Зачем тогда сносить колокольню? Что это даст?

Фотографий сноса колокольни нет. Ладно. А что есть? А есть кадры немецкой аэрофотосъемки Мытищ и окрестностей в 1941, 1942 и 1943 году. Посмотрим на них еще раз.
Съемка 1941 года отпадает - осень, дымят трубы, в районе церкви  все очень расплывчато, ничего не разглядеть.
Съемки 1942 и 1943 года - утро, солнечно, фото достаточно отчетливые - то что нужно.
Что будем смотреть? Будем смотреть тени от высоких строений тогдашних Мытищ. Вот водонапорная башня у железной дороги, вот 4-этажный «жилдом». Высота их известна, и тени от них соответствующей длины.

Аэрофотосъемка Мытищ. Июль 1942 г.


Смотрим на место, где церковь. И там - тень! Длинная! От чего как не от колокольни она может быть? Только от колокольни.
Значит стоит она, эта самая якобы снесенная в 1941 году колокольня.

Аэрофотосъемка Мытищ. Август 1943 г.

И тут тоже самое. Узкая длинная тень, заметно длиннее, чем от  водонапорной башни.

Заключение конспирологов по кейсу №1:
Снос колокольни Владимирской церкви в 1941 году якобы из опасения, что она может послужить ориентиром для авиации врага - художественный вымысел.
Дата. Подписи.

Кейс №2.  Картина художника Зотова.

Побывав в Мытищинском музее мы, конспирологи, обратили внимание на картину художника В. Зотова «Вид села Мытищи. 1875 г.», которая занимает важное место  в экспозиции, посвященной дореволюционному периоду  истории Мытищ. Картина произвела на нас большое впечатление.

В. Зотов. Вид села Мытищи. 1875 г. Холст, масло.



Захотелось узнать подробнее об этой картине и ее авторе.
Вот что нам удалось найти в интернете:

В 1875 г. талантливый художник В. Зотов создал живописное полотно “Вид села Большие Мытищи” с использованием техники масляной живописи. Картина, созданная в стиле реализм, является одним из первых изображений местности. Село - большое крестьянское селение, имеющее в обязательном порядке церковь . Одним из главных храмов Мытищ являлась церковь Владимирской иконы Божией Матери, расположенная на бывшей Троицкой дороге (пути к Троице-Сергиевой Лавре) и построенная в архитектурном стиле московского барокко. Колокольню храма автор поместил в центр композиции картины. Колокольня изображена художником в облике конца XIX века (не дошедшем до наших дней): два световых барабана написаны мягким, голубым цветом, верхний из которых покрыт ярко-золотым, овальным куполом увенчанный золотым распятием.
Автор живописного пейзажа не останавливает внимание зрителя только на церкви, он запечатлел на картине и деревянные дома c “ажурными” наличниками на окнах, постройки с двускатными соломенными крышами, а так же множество жанровых композиций с едва обозначенными силуэтами людей.(Источник 1)

Размер: 95,5х110 см. Техника: холст, масло. Описание: Художник запечатлел с натуры раскинувшееся по обе стороны Ярославского шоссе село Б. Мытищи с возвышающейся колокольней церкви Владимирской Божьей Матери. Сохранность: покрыта сетью мелких трещин, следы реставрации. Инв.номер: КП - 1. (Источник 2)

Художников Зотовых в интернете оказалось немало. Только на Авито предлагаются целых 42 картины разных Зотовых по цене от 3 тыс до 900 тыс руб. Есть Алексей Сергеевич, есть Федор Петрович. На букву В - Владимир Павлович Зотов 1906 - 1987, Вадим Григорьевич Зотов 1936 г.р., Владимир Семенович Зотов (1904-1978)
Все не подходят.
Из дореволюционных находится такой Зотов: Вольноприходящий ученик Академии Художеств. В 1856 году удостоен звания неклассного художника по живописи исторической и портретной. Известен картиной «Пимен и Лжедимитрий», выставленной на академической выставке в 1859 году и явившейся первой из картин на этот сюжет.
Но это А.А. Зотов, Александр Александрович. Тоже не "наш".

После безуспешных попыток найти хоть какие-нибудь сведения о талантливом художнике В.Зотове, запечатлевшем Мытищи 1875 года, мы решили повнимательнее рассмотреть саму картину - не найдутся ли там  какие-то характерные детали, отражающие творческий почерк именно этого художника.
Таких деталей мы конечно не нашли, но кое-что своим проницательным взглядом обнаружили.

Для начала постараемся определить с какого места писалась картина.
Какие тут есть ориентиры. Церковь на холме, за холмом проходит Троицкая дорога, она же Ярославское шоссе, по обе стороны вдоль шоссе видны крестьянские дома. Справа - река, это может быть Яуза, может быть Работня. На среднем плане - грунтовая дорога, с рядом столбов.


Посоветовавшись со знатоками старых Мытищ, мы пришли к выводу, что единственное место, которое по этим параметрам соответствует картине -   это место между правым берегом Яузы и нынешней улицей Колонцова,

Дорога на картине - это «шоссе губернского ведомства», проложенное в 1863 году от Ярославского шоссе к станции Мытищи к предполагаемому приезду высокого гостя - цесаревича, который собирался посетить мытищинские ключевые колодцы, но так и не приехал. История этой дороги со всеми перепитиями описана в книге В.П. Блохиной «Кирпичная империя близ Больших Мытищ», книга доступна для чтения на сайте мытищинского музея. На рубеже XIX и XХ вв.  с  одной стороны дороги были построены мытищинская земская лечебница и вагоностроительный завод, с другой появились жилые дома, лавки и  трактиры. Остававшаяся долгое время бесхозной шоссе-дорога стала улицей Вокзальной, а затем - улицей Колонцова, главной улицей Мытищ вплоть до 1960х годов.

Примерное место, с которого могла быть написана картина В.Зотова, на современной Яндекс-карте


Теперь еще раз внимательно рассмотрим картину и выделим несколько моментов.

1. Подпись автора

Вроде ничего особенного. «В.Зотов. 1875 год».


Но что-то тут не так. Что? А вот что. Зотов написано с твердым знаком.
Зотовъ.
- Ну да, так и писали до революции, грамотный человек, писал по правилам.

Зотовы в справочнике «Вся Москва»


Почему же тогда он слово «год» написал БЕЗ  твердого знака?
- Ну наверное в этом слове и не было твердого знака.
Да нет,- был. Вот несколько примеров из дореволюционных изданий. Твердый знак на месте.







В общем, странно.

2. Столбы вдоль дороги.

На картине В.Зотова вдоль дороги стоят столбы. Стоят часто, метров через 15 друг от друга. Что это за столбы? Для чего?
Для освещения? Электричества в 1875 году в Мытищах не было. И не только в Мытищах. На тот момент Эдисон и Сван еще даже не изобрели свои электрические лампы накаливания, породившие революцию в освещении, свои патенты они заявили только в 1879-1880 г.
Может быть это телеграфные столбы?
Теоретически - возможно. Телеграфная связь в России начала бурно развиваться одновременно со строительством железных дорог, хотя из-за дороговизны услуги телеграф использовался тогда исключительно для военных и государственных нужд. В 1875 г. телеграф был единственным видом электрической связи (телефон изобрели в 1876 г., а радио - в 1895 г.).
В среднем расстояние между соседними телеграфными столбами составляло примерно 40 метров. Например в договоре с Сименсом на строительство   воздушной телеграфной линии от Гатчины до Луги  в 1860е годы  было оговорено число столбов на версту - 26.
Примерно такое же расстояние между столбами с проводами на фотооткрытках улицы Вокзальной в Мытищах (~ 1910 г.), явно не 10-15 метров, как на картине Зотова.





Были ли эти столбы, что на картине В.Зотова,  в 1875 году в Мытищах на самом деле?
Или они нарисовались творческим воображением  художника?

3. Колокольня.

Тоже казалось бы ничего особенно  - колокольня и колокольня. «Два световых барабана написаны мягким, голубым цветом, верхний из которых покрыт ярко-золотым, овальным куполом увенчанный золотым распятием.»

Колокольня Владимирской церкви на картине В. Зотова


Тут мы честно признаемся, что не дал нам Создатель такого художественного дара, не способны мы видеть этот мягкий голубой цвет. Впрочем нам, конспирологам, это и не обязательно. Зато у нас свой, особый и неповторимый взгляд на вещи, недоступный обычным художникам. И видим мы то, что другие не видят, на том и стоим.

Что же мы увидели такого необычного на колокольне? Ничего, кроме…круглого слухового окна в верхнем ярусе колокольни, под куполом.

Известно как было ориентировано здание колокольни - почти по линии Ярославского шоссе. Это можно видеть на всех старых фотографиях. Вот несколько хорошо известных.

С. Мытищи. Общий вид. Открытка 1900 е гг


Фото С.В.Челнокова из серии «Установка колокола на колокольню Владимирской церкви».
Дата снимка до сих пор не установлена, предположительно 1902-1903гг, но это здесь не важно.
Важно, что четко видна ориентация здания - вдоль линии шоссе.


Мытищи. Ярославское шоссе. 1930е годы. Фото А.Бусова.
Еще одна фотография, где ясно видна ориентация колокольни и круглых окон в ее верхнем ярусе.


Дореволюционное фото.
Снято с улицы Владимирской, которая шла перпендикулярно шоссе с противоположной стороны от церкви.


На этих фотодокументах мы видим, что 4 круглых слуховых окна в верхней части колокольни Владимирской церкви были ориентированы следующим образом: два параллельно шоссе, два - перпендикулярно шоссе.

Теперь вернемся к картине Зотова.
Что мы видим на ней? Круглое окно в верхнем ярусе колокольни изображено не там, где находилось в действительности.
Мог художник, рисовавший с натуры, написать ТАК? Не думаем.
Может быть В.Зотов был символистом ?
Символизм - литературное и художественное направление в искусстве, возникшее в конце ХІХ - начале XX вв. Основой творческой деятельности для мастеров, работающих в этом стиле, был символ - некая тайная идея или мысль, реализованная в контексте мистических или романтических концепций, потусторонних явлений, снов, намеков и тайны. В символизме явления реального мира, природа и люди выступают лишь способом передачи внутреннего, глубоко личного, переживания художника.
Вряд ли В.Зотов относился к художникам-символистам. Их и не было еще в 1875 году. Согласно Википедии русские живописцы-символисты впервые заявили о себе в 1904 году в городе Саратове, на выставке объединения художников «Алая роза». Даже до «Демона» Врубеля, одной из самых ранних работ, в которых начало проявляться новое течение, в 1875 году было еще целых 15 лет.

Есть в картине еще одна неувязка. Из симметричного расположения окон светового барабана 2-го яруса колокольни относительно линии взгляда художника следует, что точка, с которой писалась картина должна находиться примерно на линии биссектрисы прямого угла, образованного гранями основания колокольни.
Поясним на современной Яндекс-карте.\


Однако вблизи этой оранжевой линии нет ничего похожего на место, с которого дорога (улица Колонцова) пересекала бы линию взгляда на колокольню, а речка при этом была бы от художника справа и при этом текла в направлении показанном на картине..
Такое место могло бы быть на оранжевой  линии, если бы дорогой на картине была бы нынешняя улица Карла Маркса, но в 1875 году ни самой улицы, ни дороги на ее месте на картах и планах того времени не отмечено.

Таким образом,  исходя из топографии  местности,  оказалось невозможным  найти такую точку,  вид с которой мог бы соответствовать изображенному на картине.

Остается предположить одну из двух версий:
- Версия №1 (гуманная) : В.Зотов писал картину «по памяти». Могло такое быть? Вполне. Основу «набросал» на пленэре, детали дописал у себя в студии.
- Версия №2 (не совсем гуманная): Художник В.Зотов не писал картину, а возможно и самого такого художника не было. Некто написал картину гораздо позднее, (возможно побывав в Мытищах, возможно и не побывав, т.е. исключительно силой своего воображения), по какой-то причине представил ее как полотно 1875 года, подписал как бы «под старину», с твердым знаком,  и из каких-то, наверное добрых, побуждений передал в Мытищинский музей.

Заключение конспирологов по кейсу №2:
Полного имени художника нет. Биография неизвестна. Какие ещё полотна он создал - тоже.
Возможно картина села Мытищ художника В.Зотова - это такой «Святой Лука» от героя Владислава Дворжецкого из фильма "Возвращение Святого Луки".





P.S. В заключение хочу дать от себя отдельный комментарий к версиям конспирологов.
Я считаю, что представленная в мытищинском музее картина художника В.Зотова безусловно подлинная и написана в Мытищах в 1875 году, иначе и быть не может. Хотя допускаю, что какая-то часть картины могла быть написана в студии.
Мне где-то приходилось читать об истории появления этой картины в музее. По-моему в  воспоминаниях кого-то из тех  краеведов-энтузиастов, кто создавал в 1960-х первый и очень небольшой мытищинский  народный музей, ставший предшественником сегодняшнего современного и хорошо  известного Мытищинского историко-художественного музея. В этих воспоминаниях говорилось,  что картина художника Зотова была передана музею в дар кем-то  из Вологды или из Костромы - точно не помню, и была в числе первых экспонатов музея. Наверное не случайно в каталоге МИХМ  эта картина имеет каталожный №1.
Об истории появления картины в музее наверняка можно узнать на экскурсии. Тем не менее я бы предложил музею опубликовать кратко эту историю на своем сайте и в разделе музея в Госкаталоге. Чтобы ни у каких возможных конспирологов уже точно не возникало никаких вопросов.
А фильм «Возвращение Святого Луки» мне нравится. С неожиданным Олегом Басилашвили, харизматическим  Владиславом Дворжецким  и мягким, но твердым Всеволодом Санаевым в роли полковника Зорина. Хоть и снят уже больше полувека  назад, а смотрится.

Еще по теме:
Про киот или как рождаются краеведческие факты.
Улица Колонцова и бывший дом купца Ничичейко. Про один краеведческий «миф».

Зотов, колокольня, художник, конспирологи, мытищи

Previous post Next post
Up