Лев Кекушев, львы и высокие технологии.

Mar 02, 2024 21:53



Как известно архитектор Лев Николаевич Кекушев, автор проекта мытищинского вокзала, практически на всех спроектированных им зданиях оставлял свой творческий автограф -  лепную львиную маску и иногда даже целую статую льва. Своего рода «фирменный знак».
Интересно, не было ли такого «фирменного знака» где-то на здании мытищинского вокзала? Попробуем выяснить.

Для понимания что искать  - несколько таких «автографов» мастера на зданиях Кекушева в Москве.

Фото 1. Особняк Кекушевой, ул. Остоженка, 21. Возможно самое яркое творение Кекушева, создано в период бурного расцвета московского модерна - в 1903 году, строил для себя. Фирменный знак в виде скульптуры.



Фото 2. Особняк Листа. 1899 г. Глазовский пер., 8. Фирменный знак в виде мозаики.



Фото 3. Особняк Лыжина. 1901 г. ул. Остоженка, 24.Фирменный знак в виде лепных масок.



Фото 4. Никольские ряды на ул. Никольской. Фирменный знак тоже в  виде лепных масок



С образцами ознакомились. Теперь - в Мытищи.

Возьмем фотографии, где есть вокзал и поищем на них тот самый кекушевский «фирменный знак».
Ясно, что льва во весь рост на этих фотографиях мы не найдем, вряд ли на вокзале в Мытищах он был уместен, к тому же в 1896 году, когда был построен вокзал, сам Кекушев еще не был  того масштаба фигурой,  каковой он станет в 1900е,  в годы расцвета московского модерна. Если и были львы на здании вокзала, скорее всего их надо искать где-то в элементах декора.

Так то оно так, только вот оказалось, что ни среди десятка дореволюционных фотографий вокзала, ни среди нескольких десятков фото советского времени - найти хотя бы несколько таких, где были бы хорошо, крупно, четко изображены детали декора - не удалось. Везде только «общий вид» вокзала. В общем это ожидаемо, ну кому могло придти в голову в те времена тратить недешевые пластины, а затем пленку на какие-то архитектурные детали. Поэтому придется, вооружившись зумом, довольствоваться исследованием имеющегося фотонаследия, и попробовать внимательно рассмотреть на них то, что обычно остается незаметным и на что обычно не обращается внимание.

Есть два положительных момента. 1) За советский период фотографий станции Мытищи и вокзала набралось довольно много и 2) само здание вокзала за 100 лет практически не изменилось, разве что на рубеже 1960-х-1970-х исчезли  печные трубы на крыше, но все фасады вокзала всё это время сохраняли свой первозданный облик.

Фото 5. Фотография примерно 1970 года. Подружки стоят на 2-ой платформе, ждут электричку на Загорск. Весна. Наверное первомайские праздники - деревья еще не распустились, но уже очень тепло, можно одеться по-летнему.


Это, пожалуй, единственная фотография из тех, что я просмотрел, где более-менее отчетливо виден южный фасад вокзала с входом в зал, где были билетные кассы.
Увеличим.

Фото 5а



Не это ли кекушевские лепные львиные маски? Очень похоже. Глаза, нос, рот…

Фото 6. Это уже начало 90-х.


В 1980-е вокзал стал «красным». Стоит выразить уважение тем, кто ремонт вокзала тогда планировал и выполнял - все детали декора  были сохранены, и даже специально выделены цветовым контрастом.

Тоже увеличим.

Фото 6а


И снова в квадратных нишах над дверями - львиные маски.

На этом месте мне стоило бы пост с чувством глубокого внутреннего удовлетворения завершить и предоставить возможность копипастом разнести информацию по интернету, сделав непреложным фактом, что  «на здании вокзала в Мытищах архитектор Лев Кекушев оставил свой фирменный знак». Тогда можно было бы почувствовать себя «настоящим краеведом», открывателем неизвестного факта истории Мытищ.  Тем более что провести фактчекинг и проверить утверждение теперь уже невозможно - после ремонта вокзала, проведенного в 1999 г, все его детали декора были тупо уничтожены.
Но до «настоящего краеведа» я пока не дорос, остаюсь просто любителем, поэтому продолжу.

Фото 7. Станция Мытищи. Вокзал. 1975-77г



Вроде бы здесь ничего не видно за деревьями. Да, но не совсем. Увеличим.

Фото 7а


Одна квадратная ниша в декоративном поясе под крышей вокзала видна очень отчетливо. Можно конечно считать, что это  лев, просто у него такой выразительный нос. Но это вряд ли.
И еще одно фото, точнее чертеж.

Фото 8. Проект бокового фасада здания вокзала в Мытищах.



Посмотрев фотографии  вокзала разных лет нетрудно убедиться, что проект Кекушева в 1896 году был полностью реализован «в камне», все детали декора построенного вокзала -  соответствуют проекту. А в проекте мы не видим в квадратных нишах никаких львов -  там хоть и изящные,  но довольно рутинные розетки.

Значит ли это что кекушевские львы на фасаде мытищинского вокзала - чистая выдумка?
Думаю, что нет.
Зная историю постройки вокзала, зная  тесные отношения с Кекушевым заказчика в лице Саввы Ивановича Мамонтова (и его увлечение миром искусства), не исключаю, что Мамонтов мог пойти навстречу архитектору и позволить ему «маленькую тщеславную вольность» чуть-чуть «скорректировать» проект в части декоративных элементов, например над дверями боковых фасадов.
Так что кому хочется - может смело считать,  что на здании вокзала кекушевские львы - были. А кто не верит - пусть докажет, что это не так :).

++++++++++++
Этот пост по большому счету не о Кекушеве, не о его львах и  не о том, были львы или не были. Просто глубоко прискорбно, что при всей заскорузлости советских времен мытищинский вокзал сумели тогда сохранить в первозданном виде, со всеми кекушевскими изюминками-деталями, а при всех достижениях века высоких технологий из него смогли сварганить лишь невзрачный грубо обтесанный чемодан без ручки.


Еще по теме:
Старые Мытищи. История и фото. Вокзал станции Мытищи. От Кекушева до конкорса.

Кекушев, мытищи

Previous post Next post
Up