![](https://ic.pics.livejournal.com/elkoziorov/43496200/362260/362260_original.jpg)
Когда работаешь с архивными документами волей-неволей приходится иногда развеивать отдельные краеведческие мифы. Иногда к своему собственному сожалению. Так получилось у меня с «домом купца Ничичейко».
Мне встретился такой архивный документ:
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Протокол заседания Волгорисполкома
от 17 января 1925 года
Присутствовали: Виноградов, Леонов, Комботов, Соколов, Макеева, Михайлов, Филипычев.
Слушали: О продаже на снос дома № 13 бывший НИЧИЧЕЙКО в пос. Пролетарский и согласно протокола №5 от 01.11.1924 сарая в поселке Тайнинка.
Постановили: Вследствие большой ветхости и невозможности произвести капитальный ремонт дома №13 в поселке Пролетарский, просить президиум М.У.С. разрешить продать таковой вместе с сараем в посёлке Тайнинка на слом.
Продажу произвести с торгов. Для определения предельной стоимости предназначенных к продаже построек вызвать с О.М.Х. техника. Продажу поручить произвести т. Дудину.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Здесь приходится к сожалению развеять один из мытищинских краеведческих мифов. Про здание бывшей аптеки по
ул. Колонцова (дом 33) в изданиях о Мытищах написано, что
«до революции это был дом купца Ничичейко».
Оказывается не совсем так. Нынешнее двухэтажное кирпичное здание построено на месте старого деревянного дома Ничичейко.
Сведения о старом доме Ничичейко и его жителях есть в «Подворно-поименных списках лиц, имеющих право выборов» по Бутовскому переулку (потом он стал называться улицей Бутовского), которые составлены в ту же зиму 1925-го.
Дом №13 бывший Ничичайло
Одноэтажный, деревянный, 24 x 9 арш.
муниципализирован по ордеру № 826
Домовладелец Букарев Василий Игнатьевич, 42 г, кондуктор Северных железных дорог, жена Василиса - 40 лет, дети: Иван - 9, Александр - 7, Клавдия - 2 года
Жильцы:
Козлов Сергей Иванович, 39 лет , рабочий вагонного завода, жена Ефросинья 38 лет, дети Анна - 2 года, Николай - 7 мес.
Точилин Абрам Петрович, 34 года, столяр вагонного завода
Миронова Татьяна Тимофеевна, чернорабочая вагонного завода 47 лет,
дети: Евдокия - 20, Наталья - 16, Александр - 14 сарай 4 х 4 арш.
Ананьева Мария Харитоновна 60 лет инвалид,
Шахов Андрей Степанович 44 года, жена Мария 34 года, 3 детей.
Зайцев Петр Никифорович 28 лет слесарь вагонного завода, жена Александра 28 лет крутильщица Вискозы
По ордеру: Кандауров Иван Семёнович 28 лет слесарь вагонного завода, жена Анастасия 28 лет, дочь Тамара 10 мес.
Проживало в бывшем доме Ничичейко не много не мало - 25 человек
В своей книге о Старых Мытищах Дмитрий Гурьянов пишет, что "у Федора Григорьевича Ничичейко в Мытищах было два дома. Один №33 на улице Колонцова, другой одноэтажный, - в Соболевском переулке. Его жену Веру Ивановну я застал еще живой, будучи маленьким. Она и поведала историю про своего мужа. Их было двое братьев, младший Николай и старший Федор. Про Федора бабушка Вера не рассказывала ничего. Можно предположить, что он в 30-х годах был репрессирован и исчез в водовороте строительства социализма."
Про Федора Григорьевича Ничичейко, рассказывает "Книга памяти жертв политических репрессий Мытищинского района"
![](https://ic.pics.livejournal.com/elkoziorov/43496200/362596/362596_600.jpg)
В 1917 г. Ф.Г. было 44 года, а в 1937 г. - все 64. Кем были братья Ничичейко до революции, чем занимались, к какому принадлежали сословию - такой информации я не встречал. Если и был какой-то бизнес, то вероятно небольшой, никуда братья из Мытищ не уехали, советская власть перековала их, как и многих, из «нетрудового элемента» в «трудящихся», Федор Григорьевич работал в свои 64 года молотобойцем.
Фотография Николая Григорьевича Ничичейко была в одном из номеров мытищинской районной газеты «Путь к Победе» за 1958 год (на фото первый слева).
![](https://ic.pics.livejournal.com/elkoziorov/43496200/362901/362901_600.jpg)
В интернете я нашел упоминания еще о двух Ничичейках:
Ничичейко Сидор Григорьевич
Родился в 1887 г., д. Шнитки Ушачского р-на Витебской обл.; белорус; образование начальное; колхозник, Колхоз "Знамя". Проживал: Витебская обл., Ушачский р-н, д. Шнитки.
Арестован 19 июля 1937 г.
Приговорен: "тройка" в 1937 г., обвинение: ст.72 УК БССР - Антисоветская агитация.
Приговор: 10 лет ИТЛ Реабилитирован 18 октября 1989 г. Прокуратура Витебской обл.
Источник: Белорусский "Мемориал"
Ничичейко (Ничичитко) Александр Сидорович - родился в 1927 году в д. Шнитки, попал в плен 06.05.1944, освобожден
Та же деревня, то же отчество. Скорее всего это брат и племянник наших мытищинских Ничичейко.
Сведения о здании бывшей аптеки на улице Колонцова как о доме купца Ничичейко в краеведческий оборот ввел Дмитрий Гурьянов. Не собираюсь в связи с этим его упрекать, когда Дмитрий собирал материал для своей будущей книги, информационные возможности были ограничены, документы были в полузакрытых архивах, еще 10 лет назад не было не то что электронных копий самих документов, в электронном виде не было даже и просто описей.
Я спрашивал Дмитрия, он сказал, что про дом Ничичейко ему рассказывала бабушка, и согласился, что про какое время бабушка говорила - про дореволюционные времена или про 1920-е годы, он не уточнял. Что в общем понятно, для нашего поколения (даже для нашего), что 1910-е, что 1920-е - тогда это было одинаково, т.е. какие-то о-оочень давние времена. Тем более мы про эти годы практически ничего и не знали, да и сейчас еще знаем очень мало, только-только благодаря собственному опыту жизни в условиях рыночной экономики, опыту собственников жилья, благодаря появляющимся статьям, книгам, документам - начинаем понемногу понимать чем жили наши деды-прадеды в те годы. Времена были на самом деле очень жесткими: уплотнения, выселения, прямое и косвенное принуждение, дискриминация «бывших» во всех сферах. Все это в полной мере почувствовали на себе братья Ничичейко и их семьи.
Что же касается «мифа» - да и даже хорошо, что он есть. Иначе я и не обратил бы внимание на документ, приведенный в начале заметки.