Война - уникально человеческое явление, даже если принять в расчет смертоносные рейды самцов шимпанзе на территорию соседних стай. Как же нам удается преодолеть инстинктивное отвращение к убийству себе подобных, закрепленное в главной христианской заповеди? По мнению Дэвида Л. Смита, тут помогает дегуманизация противника. Его
книжка вышла в 2011
(
Read more... )
Comments 396
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
Reply
Reply
> инстинктивное отвращение к убийству себе подобных
А кто это сказал?
Reply
Reply
Reply
Reply
Обычно говорят, что фашизм воздействует не на разум, а на инстинкты. А разве воздействие на чувства не то же самое?
Reply
Reply
Reply
"Инсти́нкт (от лат. instinctus - «импульс») в биологии - совокупность врождённых потребностей и врождённых программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия[1], другими словами - совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях[2]. <...>
Среди далёких от биологии людей понятие инстинкта расплывчатое, и его варианты не соответствуют научному определению[1]. Люди ссылаются на инстинкты, чтобы оправдать сомнительные поступки[9], тогда как в действительности человек не обладает инстинктами в их научном определении[1][9]".
Reply
«Принимай нас, Суоми-красавица», «освободим украинцев от нацистов», "накажем сербов за эрцгерцога" итп. Если красавица ворота не открывает, то начинаются тяготы войны. Которые эту самую дегуманизацию быстро раскручивают и у атакованной стороны, и у агрессоров.
Поэтому одной «психологией» не обойтись. Нужен и разумный международный порядок, который если не отменит войны (думаю, это пока нереально), то хотя бы введет «понятия», которые уменьшат вероятность особо разрушительных войн.
Но установление такого порядка тоже, как мы видим, весьма сложная задача.
Reply
Подозреваю, что определить, так ли это, не очень-то легко: откуда мы знаем, что творилось в голове у человека, отдавшего приказ начать войну, как именно он представлял себе противника?
"Нужен и разумный международный порядок, который если не отменит войны (думаю, это пока нереально), то хотя бы введет «понятия», которые уменьшат вероятность особо разрушительных войн"
Такие международные нормы, безусловно, нужны, но, как правило, они становятся эффективными только тогда, когда лежащие в основе их преставления уже разделяются большинством индивидуумов. Если же такого большинства нет, то, сколько ни прописывай нормы, никто не будет их исполнять - разве не так?
Reply
Нужно вернуть/захватить территории. Единственный инструмент - армия, единственный способ - война. И даже пропаганда не требуется, не говоря уж о дегуманизации.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment