Князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек

Jan 18, 2023 09:00



Война - уникально человеческое явление, даже если принять в расчет смертоносные рейды самцов шимпанзе на территорию соседних стай. Как же нам удается преодолеть инстинктивное отвращение к убийству себе подобных, закрепленное в главной христианской заповеди? По мнению Дэвида Л. Смита, тут помогает дегуманизация противника. Его книжка вышла в 2011 ( Read more... )

ecce homo, война

Leave a comment

smol1 January 18 2023, 16:06:41 UTC

Обычно говорят, что фашизм воздействует не на разум, а на инстинкты. А разве воздействие на чувства не то же самое?

Reply

egovoru January 18 2023, 22:20:56 UTC
Инстинктами называют генетически обусловленные комплексы поведенческих реакций. Считается, что у человека инстинктов как таковых нет - наше поведение гораздо более пластично, подвержено регуляции обстоятельствами, чем поведение других животных. Но, конечно, и у нас есть простые врожденные реакции, которые называют рефлексами - типа отдергивания руки от горячей поверхности.

Reply

109 January 19 2023, 06:40:12 UTC
А как же инстинкт размножения? Так-то от детей одни проблемы 🙂

Reply

egovoru January 19 2023, 13:31:08 UTC
"Инстинкт размножения" - это фигура речи; инстинктом в том смысле, как это слово используют люди, изучающие поведение животных, это не является. Вот как объясняет это Вики:

"Инсти́нкт (от лат. instinctus - «импульс») в биологии - совокупность врождённых потребностей и врождённых программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия[1], другими словами - совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях[2]. <...>

Среди далёких от биологии людей понятие инстинкта расплывчатое, и его варианты не соответствуют научному определению[1]. Люди ссылаются на инстинкты, чтобы оправдать сомнительные поступки[9], тогда как в действительности человек не обладает инстинктами в их научном определении[1][9]".

Reply

109 January 20 2023, 06:46:54 UTC
Из вашего же определения инстинкта прямо следует, что инстинкт размножения - это именно инстинкт, а не "фигура речи". Да и из здравого смысла тоже - инстинкт как нечто противоположное рациональным и сознательным действиям.

Reply

egovoru January 20 2023, 11:26:58 UTC
Инстинкт - это не некое желание или потребность, а определенный комплекс поведения, неизбежно совершаемый в определенных обстоятельствах. "Инстинкт размножения" не является инстинктом хотя бы потому, что существует множество бездетных людей, в том числе выбравших бездетность сознательно. Муравей же не может преодолеть свое инстинктивное поведение сознательным решением.

Reply

109 January 21 2023, 06:44:05 UTC
У вас замечательные аргументы, всё больше и больше подтверждающие мой тезис 🙂

Подавляющее большинство людей тоже не может преодолеть инстинкт размножения сознательным решением, хотя средний человек гораздо сознательнее муравья.

Reply

egovoru January 21 2023, 12:15:58 UTC
"Подавляющее большинство людей тоже не может преодолеть инстинкт размножения сознательным решением"

Вы имеете в виду насильников? Но, во-первых, их в человеческой популяции все же не "подавляющее большинство", а во-вторых, исследования показывают, что движет ими отнюдь не "инстинкт размножения", а желание доминирования.

Reply

109 January 22 2023, 07:37:04 UTC
Нет, я не имею в виду насильников. Что я имею в виду, отлично понятно из контекста. Вы привели аргумент, что есть люди (очень небольшая часть, надо заметить), которые таки смогли сознательно преодолеть инстинкт размножения и не иметь детей. Но из этого же аргумента следует, что подавляющее большинство таки не смогли.

Reply

egovoru January 22 2023, 13:08:40 UTC
А почему Вы думаете, что большинство людей пытались преодолеть какой-то инстинкт? Почему Вы отказываете им в сознательном желании обзавестись детьми ( ... )

Reply

alex_new_york January 23 2023, 01:51:06 UTC
Если человека сильно огорчить, он может разрыдаться, начать ломать предметы, кричать. В точности те же инстинкты, что и у приматов

Инстинктивные реакции ревности, агрессии, защитного поведения по отношению к близким тоже мало чем отличаются от приматов.

Иерархические структуры коллективов более или менее точно повторяют иерархию стада приматов

И так далее, и так далее

Reply

egovoru January 23 2023, 12:28:36 UTC
Да, конечно, у человека есть много бессознательных, автоматических реакций. Другое дело, что инстинктивное поведение, скажем, насекомых - это нечто все-таки немного другое, более жестко детерминированное.

Reply

smol1 January 19 2023, 13:54:26 UTC

ОК, назовем это воздействием на чувства. Здесь важно, что воздействуют не на рациональное мышление. При разговоре с людьми, подверженных такому воздействию, обычно оказывается, что они не способны логически обосновать свою (как им кажется) точку зрения.

Reply

egovoru January 19 2023, 14:26:07 UTC
Проблема тут в том, что люди, призывающие "уничтожить тараканов", глухи к рациональным аргументам.

Reply

smol1 January 19 2023, 15:27:21 UTC

Сейчас люди четко разделились на тех, кому объяснить ничего невозможно, и тех, кому объяснять ничего не нужно. (М.И.Кацнельсон, физик)

Reply

egovoru January 19 2023, 23:00:08 UTC
Это утверждение кажется мне в высшей степени сомнительным. Оно очень напоминает другое известное утверждение: "есть два мнения - мое и неправильное".

Reply


Leave a comment

Up