И на скале, замкнувшей зыбь залива

Sep 06, 2018 10:00



Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и долгое время почти весь помнила наизусть. Теперь, конечно, уже не то, но некоторые стихи оттуда и сейчас со мной.

Судьбой и ветрами изваян профиль мой )

стихи про меня

Leave a comment

Comments 84

val000 September 6 2018, 20:35:24 UTC
чувствую :)

Reply

egovoru September 6 2018, 23:05:59 UTC
А какие еще строчки в этих двух стихотворениях кажутся Вам особенно удачными - или особенно неудачными?

Reply

val000 September 7 2018, 00:46:35 UTC
Волошин - не мой поэт. Слишком уж вычурно у него всё.

Reply

egovoru September 7 2018, 11:21:58 UTC
А назовите, пожалуйста, пример какого-нибудь "Вашего" поэта?

Reply


bluxer September 7 2018, 05:55:45 UTC
Так это он сам себя опознал в скале, а не потомки. Вот оно что. Помню, залезал на нее.
Что касается "рыбарей", то моментально вспоминается Пушкин (а не мытари).

Reply

egovoru September 7 2018, 11:45:25 UTC
А я вот так и не посетила волошинские места, хотя вообще-то в Крыму бывала много раз. А что же, это та самая скала, что на этой акварели? А то я при желании вполне могу увидеть там волошинский профиль (перевернутый), но не уверена, что он именно это имел в виду. А Вы, наверное, и в "Доме поэта" бывали - там же сейчас музей, да?

"Так это он сам себя опознал в скале"

Один из френдов проводил анкету, где для каждого поэта просил назвать строчки, которые "выдают его с головой", так для Волошина я выбрала именно эти :) Он и с Зевсом себя сам сравнил, сейчас только я уже не могу с ходу вспомнить те стихи.

Reply

bluxer September 7 2018, 12:03:41 UTC
Нет, там скала без острых вершин и профиль не перевернутый, угадывается более-менее убедительно.

Я был в доме-музее и на могиле Волошина, но 24 года назад, поэтому подробностей не помню.
Запала в душу только печальная история с литературной мистификацией, последующий скандал и дуэль с Гумилевым.

Reply

egovoru September 7 2018, 12:22:20 UTC
Мне его дом очень хотелось бы посмотреть - я подозреваю, что он бы мне очень понравился:

Мой кров убог. И времена - суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

Reply


taurus_ek September 7 2018, 07:08:47 UTC
Я бы вообще сказал "И, ставя сеть у старых стен Хавона". Хотя "старых" вялое слово, но в любом случае подобрал бы что-то, чтобы додавить это "ст-".

Спасибо за наводку, поставил эпиграфом: http://www.astromyth.ru/Constellations/Ori.htm

Reply

noname_rambler September 7 2018, 07:17:27 UTC
"И, ставя сеть у старых стен Хавона"
Вот теперь точно - как будто молотком приколачивают эту сеть:)

Reply

egovoru September 7 2018, 11:57:35 UTC
"И, ставя сеть у старых стен Хавона"

Ну да, "Шла Саша по шоссе и сосала сушку" :)

А эпиграф здорово смотрится на астрономическом сайте!

Reply


alex_new_york September 7 2018, 23:42:20 UTC
Стихи Волошина порой удивительно стройны и изысканны. Если бы он делился не только красивыми оттенками настроений, но и запоминающимися мыслями, он занимал бы куда более высокий ранг в русской поэзии

Reply

egovoru September 7 2018, 23:53:33 UTC
"Если бы он делился не только красивыми оттенками настроений, но и запоминающимися мыслями"

Мне кажется, Вы к нему несправедливы: выше мы уже вспоминали, например, такое его стихотворение. Или, скажем, его знаменитый "Северовосток"?

Reply

alex_new_york September 8 2018, 01:03:54 UTC
Да, «Северовосток» - яркие стихи. Но давайте сравним их, например, с очень похожими по тональности блоковскими «Скифами». Описательная часть обоих стихотворений примерно одинакова: оба автора описывают Россию как страну довольно дикую и страшную. Но Волошин этой констатацией ограничивается. В то время, как Блок задается вопросом: а почему она такая страшная и дикая? И не просто задается, а дает предельно ясный ответ: потому что ей веками была отведена роль щита, прикрывающего Европу от еще более пугающего Востока. После чего делает удивительное по глубине наблюдение, объясняя этой ролью уникальную гуманистическую сущность «варварской лиры» русской культуры, в одиночестве взывающей народы мира к братству

А его «Горн свой раздуй» я тоже очень люблю и порой с удовольствием назидательно цитирую. Но обратите внимание: Муза там скромно отступила в тень, чтобы не путаться под ногами у Здравого Смысла. Гармоничного дуэта этих двух начал снова не получилось

Reply

egovoru September 8 2018, 01:16:32 UTC
Я как-то не воспринимаю поэзию как рифмованную мысль. Ну, какая мысль, например, в "Я буду метаться по табору улицы темной"? Но это ведь замечательные стихи, разве нет? Я скажу даже больше: на мой взгляд, даже художественная проза - не совсем записанная мысль, а что-то другое. А? (А записанная мысль - это трактат).

Да, и мне кажется, "Скифы" - это все же совсем о другом, тут уж скорее Киплинг приходит на ум: "Запад есть запад" и т.д. А Волошин говорит о комиссарах и царях.

Reply


steblya_kam September 9 2018, 07:34:42 UTC
Да, сталкивалась. У раннего Пушкина есть много хромых стихов, но меня чуть не съели старшие коллеги, когда я об этом заикнулась.

Reply

egovoru September 9 2018, 12:15:57 UTC
"У раннего Пушкина есть много хромых стихов"

А можете привести какой-нибудь промер? Мне интересно, одинаково ли хромыми они воспринимаются разными читателями? Похоже, восприятие "хромоты" весьма субъективно: среди комментаторов этого поста нашлось по крайней мере двое (или даже трое), кому строчка "И ставя сеть у древних стен Хавона" вовсе не кажется "хромой". Похоже, не для всех читателей благозвучие вообще сколько-нибудь важно!

Reply

noname_rambler September 10 2018, 05:43:19 UTC
А что значит "благозвучие"?
Державинская строка (что приводит меня в благоговейный трепет):
то вечности жерлом пожрётся и общей не уйдёт судьбы - благозвучна или нет? От Маяковского вообще хочется порой зажать уши (в смысле благозвучия) - но поэт он хороший, настоящий, не надутый (хотя его и надували).
Мне кажется у Вас тут речь об уместности этой волошинской строчки.
А благозвучие вещь вторичная, тем более что неблагозвучие, какофония даже, давно стало инструментом поэтической речи.
Что касается Пушкина, то "есть мнение", что родной язык у него был французский, говорят даже, что первые стихи его были написаны на французском. Набоков, разбирая Евгения Онегина (для англоязычного читателя), постоянно уличает автора в злоупотреблении галлицизмами, нам просто это не так заметно, потому что с лёгкой руки АС (и не только) они прочно вошли в наш язык, сначала литературный, а потом и разговорный.

Reply

egovoru September 10 2018, 12:40:10 UTC
"А что значит "благозвучие ( ... )

Reply


Leave a comment

Up