И на скале, замкнувшей зыбь залива

Sep 06, 2018 10:00



Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и долгое время почти весь помнила наизусть. Теперь, конечно, уже не то, но некоторые стихи оттуда и сейчас со мной.

Судьбой и ветрами изваян профиль мой )

стихи про меня

Leave a comment

alex_new_york September 7 2018, 23:42:20 UTC
Стихи Волошина порой удивительно стройны и изысканны. Если бы он делился не только красивыми оттенками настроений, но и запоминающимися мыслями, он занимал бы куда более высокий ранг в русской поэзии

Reply

egovoru September 7 2018, 23:53:33 UTC
"Если бы он делился не только красивыми оттенками настроений, но и запоминающимися мыслями"

Мне кажется, Вы к нему несправедливы: выше мы уже вспоминали, например, такое его стихотворение. Или, скажем, его знаменитый "Северовосток"?

Reply

alex_new_york September 8 2018, 01:03:54 UTC
Да, «Северовосток» - яркие стихи. Но давайте сравним их, например, с очень похожими по тональности блоковскими «Скифами». Описательная часть обоих стихотворений примерно одинакова: оба автора описывают Россию как страну довольно дикую и страшную. Но Волошин этой констатацией ограничивается. В то время, как Блок задается вопросом: а почему она такая страшная и дикая? И не просто задается, а дает предельно ясный ответ: потому что ей веками была отведена роль щита, прикрывающего Европу от еще более пугающего Востока. После чего делает удивительное по глубине наблюдение, объясняя этой ролью уникальную гуманистическую сущность «варварской лиры» русской культуры, в одиночестве взывающей народы мира к братству

А его «Горн свой раздуй» я тоже очень люблю и порой с удовольствием назидательно цитирую. Но обратите внимание: Муза там скромно отступила в тень, чтобы не путаться под ногами у Здравого Смысла. Гармоничного дуэта этих двух начал снова не получилось

Reply

egovoru September 8 2018, 01:16:32 UTC
Я как-то не воспринимаю поэзию как рифмованную мысль. Ну, какая мысль, например, в "Я буду метаться по табору улицы темной"? Но это ведь замечательные стихи, разве нет? Я скажу даже больше: на мой взгляд, даже художественная проза - не совсем записанная мысль, а что-то другое. А? (А записанная мысль - это трактат).

Да, и мне кажется, "Скифы" - это все же совсем о другом, тут уж скорее Киплинг приходит на ум: "Запад есть запад" и т.д. А Волошин говорит о комиссарах и царях.

Reply

alex_new_york September 8 2018, 01:52:18 UTC
Конечно, гораздо больше, чем просто рифмованную. Являющуюся гармоничным живым дышащим единством сознательного и неосознанного, эмоционального и логического, животного и божественного

А про коммисаров и царей - очень хорошо, да :)

Reply

noname_rambler September 9 2018, 09:35:57 UTC
В поэзии мысль рифмуется с чувством. (Интересно, кто-нибудь из больших это уже говорил или мне только что в голову пришло...)
Соответственно, там где нет того либо другого компонента - нет поэзии. Стихотворение Мандельштама, которого я люблю (Волошина - не очень...) как раз удачный пример сочетания безудержной чувственности и совершенно прозрачного смысла (потому и кажется, что его там якобы нет), что и делает Мандельштама большим поэтом. Ну а Волошин ... впрочем, дело вкуса:)

Reply

egovoru September 9 2018, 12:30:35 UTC
"В поэзии мысль рифмуется с чувством"

Иногда еще говорят, что поэзия ценна своей образностью. На мой взгляд, все эти формулировки попадают мимо цели: объяснить, почему на нас действуют те или иные стихи, невозможно - и, может быть, в каждом конкретном случае какой-то свой механизм.

"Стихотворение Мандельштама, которого я люблю (Волошина - не очень...) как раз удачный пример сочетания безудержной чувственности и совершенно прозрачного смысла"

Я не говорила, что там нет смысла - а что там не выражена никакая мысль (типа "Быть знаменитым некрасиво"). Справедливости ради, в некоторых стихотворения у Мандельштама действительно невозможно понять, о чем, собственно, идет речь - в то время как сам он, по-видимому, имел в виду что-то совершенно конкретное: например, известно, что "вчерашнее солнце на черных носилках несут" - это застреленный на дуэли Пушкин!

Одно из самых загадочных для меня - но при этом и самых прекрасных! - его стихотворений, это "Сохрани мою речь навсегда", вот здесь мы его обсуждалиА что касается Волошина, все же " ( ... )

Reply

noname_rambler September 9 2018, 19:40:49 UTC
"Миры цвели и отцветали на звездном дереве времен" - мне это скучно читать:)
Ну цвели, ну отцветали миры... на звёздном дереве - красиво, красивая мысль (если это мысль), но скучно, как-то плоско. Примерно как я слушал музыку Сальери - интересно стало, что это такое - тоже красиво, но скучно, быстро утомляет. А Волшебную флейту можно слушать бесконечно. Хотя - какая там мысль, не пропаганда же масонских идей, в самом деле...
Мысль у Мандельштама ... вот в этом конкретно стихотворении - видно как она рождается. Сам процесс рождения мысли происходит в процессе чтения стиха из казалось бы бессмысленно нагромождённого хаоса впечатлений. Всё в движении, гвоздиками не прибито, иди себе куда хочешь, читатель, "дорогою свободной"... И есть куда идти, простору много, воздуха.

Reply

egovoru September 9 2018, 20:00:22 UTC
Ну, я же не спорю, что Мандельштам - замечательный поэт? Более того, если в юности М., Пастернак и Цветаева были мне примерно одинаково интересны (Ахматовой я как-то так и не прониклась, хотя и у нее, конечно, есть превосходные стихи), то с возрастом П. и Ц. отошли куда-то на второй план, а вот М. я все еще вспоминаю очень часто - какой-то он очень "взрослый", что ли :) А какие его стихотворения - Ваши любимые?

Reply

noname_rambler September 10 2018, 03:41:38 UTC
"Останься пеной, Афродита, и слово, в музыку вернись" - можно рассматривать как программное. Хотя то, что мы выше рассматривали - лучше конечно. Там, как и в случае с прозой Платонова - выход в открытый космос (без скафандра).

Reply

noname_rambler September 10 2018, 05:12:49 UTC
Поздние стихи, "позднего периода", когда эстетический принцип, заявленный в Silentium, заиграл в полную свою силу, когда расплавленное слово "вернулось в музыку" - и "она" (поэзия) рождалась на глазах (и во внутреннем слухе) читателя. Ну и когда было что сказать... та самая взрослость появилась, программное стихотворение всё-таки ещё было "гимназическим" что ли... (как и все эти -измы, в которые они игрались "перед бурей")
Но эта схема не всегда работает (у меня), так Заболоцкий мне больше нравится "играющий" в капитана Лебядкина, периода Столбцов, там где: колотушка стук да стук, спит животное паук, прямые лысые мужья сидят как выстрел из ружья, лицо коня прекрасней и умней. А вот после того, как он достиг своей вершины: Метаморфозы, Озеро, такое впечатление что начинается спуск... Всё-таки скучновато - вот то, что у всех на слуху - и огонь, мерцающий в сосуде, и со дна души моей сияют её прекрасные глаза - как-то уж близко к common sense...
Понятно что обстоятельства биографии тут сыграли... да и масштаб другой.

Reply

egovoru September 10 2018, 12:22:04 UTC
"Заболоцкий мне больше нравится "играющий" в капитана Лебядкина, периода Столбцов, там где: колотушка стук да стук, спит животное паук, прямые лысые мужья сидят как выстрел из ружья, лицо коня прекрасней и умней"

Да, совершенно верно! Ранние стихи его чудесны, а те, что нас заставляли учить в школе, мне никогда не нравились. Но Вы правы - тут, конечно, биографические обстоятельства сыграли роль - если бы не лагерь, неизвестно, какие стихи он бы написал.

Что же касается Мандельштама, то у него даже в самом первом сборнике были поразительно "взрослые" стихи, как, например, "Я не увижу знаменитой «Федры»" - когда он доходит до "мощной завесы", у меня прямо холод по спине.

Reply


Leave a comment

Up