Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и долгое время почти весь помнила наизусть. Теперь, конечно, уже не то, но некоторые стихи оттуда и сейчас со мной.
(
Судьбой и ветрами изваян профиль мой )
Comments 84
Reply
Ну, вот видите, как интересно! А для меня это просто труднопроизносимая и потому никак не запоминающаяся строчка. Кстати, возможно, она мне не нравится еще и потому, что раньше я не знала, что таинственный "Хавон" - это Феодосия, как сейчас подсказал мне гугл. А Вы, возможно, это знали, так что для Вас тут не было непонятности.
Скажите, пожалуйста, а вообще в этом стихотворении кажутся ли Вам какие-то строчки лучше, а какие-то хуже других? (Если, конечно, Вы вообще можете воспринимать строчки по отдельности). Для меня - определенно: я могу даже профиль нарисовать. В этом стихотворении лучше всего - про Ориона, потом - про Персея, а в первом упомянутом лучше всего, конечно, про миры на дереве, а уже потом - то, что я привела в посте :)
Reply
В этом стихотворении мне очень нравится: "Звенят Весы и клонят коромысла." А во 2-ой только "возносится бадья…" нравится. "Нисходит вниз" очень не нравится.
"И ваш узор пред взором Одиссея
В иных веках искрился и мерцал,
И ночь текла, златые зёрна сея,
Над лоном вод в дрожании зерцал." - нравится только по смыслу - Одиссей видел тот же звёздный узор -, но не по воплощению.
Ещё нравится "Когда ж земля бессмертными иссякла,
Лишь глубже стал и ярче небосклон.
И Солнцу путь затмила тень Геракла,
И Зевс воздвиг на небе льдистый трон."
Остальные строфы - не очень. Слишком много бижутерии.
Reply
Вообще-то я думаю, что зрение как канал восприятия у меня развито гораздо лучше, чем слух (во всяком случае, имеет гораздо большее значение), но, кажется, по сравнению с Вами я далеко позади по этой шкале. Строчки про Ориона для меня именно звучат волшебно: "лвз, лвз"! Но и картинка: "алмазный торс" - разве это плохо?
А вот "И Зевс воздвиг на небе льдистый трон" звучит для меня примерно как "Карл у Клары украл кораллы" - то есть, совершенно зубодробительно - и вызывает почти физическую боль :(
В "Созвездиях", кроме Ориона, который нравится мне больше всего, мне нравится еще "Над головой жемчужной Андромеды/ Чертил круги сверкающий Персей" - и, пожалуй, и все. Остальное кажется мне довольно косноязычным :(
Reply
Reply
Reply
От изумрудно-синих взморий,
От перламутровых озёр
Вели ступени плоскогорий
К престолам азиатских гор,
А насчет этого:
Откуда некогда, бушуя,
Людские множества текли,
Орды и царства образуя
Согласно впадинам земли;
у меня в жж было обсуждение (не стихотворения), а утверждения о том, что процесс массового расселения людей описывается законом растекания жидкости по поверхности :) А ведь действительно люди селились вдоль рек, в низинах... Это вода, пища, да и транспортные артерии.
Reply
Reply
Устало мерцают в отливах тумана
Далеких лагун огневые сверканья...
Вечернее солнце, как алая рана...
На всем бесконечная грусть увяданья.
Reply
Мне больше нравится у него что-нибудь в таком духе:
Как мне близок и понятен
Этот мир - зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
Мир стряхнул покров туманов.
Четкий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.
Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.
И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
Reply
А первое - очень хорошее, по-моему, спасибо.
Reply
Особенно про миры на дереве, правда?
Во втором "рыбари" слегка раздражают, согласна, но мне они напоминают мытарей (которые мытари и фарисеи), так что ничего. А что касается мифологических имен, то, понятное дело, они нас раздражают: мы ведь в гимназиях не обучались! А у того поколения это все было в коллективном бессознательном :)
"для меня Волошин - неизвестное"
Мне кажется, его как-то незаслуженно причислили к ряду "второстепенных", а ведь у него есть очень хорошие стихи. Вот здесь есть много его стихов, а вот, как пример, еще одно, мне запомнившееся:
Я глазами в глаза вникал,
Но встречал не иные взгляды,
А двоящиеся анфилады
Повторяющихся зеркал.
Я стремился чертой и словом
Закрепить преходящий миг.
Но мгновенно плененный лик
Угасает, чтоб вспыхнуть новым.
Я боялся, узнав - забыть...
Но в стремлении нет забвенья.
Чтобы вечно сгорать и быть -
Надо рвать без печали звенья.
Я пленен в переливных снах,
В завивающихся круженьях,
Раздробившийся в отраженьях,
Потерявшийся в зеркалах.
Reply
Ученики развинтят и вывихнут мысли и строфы."
Reply
Reply
Вернее, мне кажется, что, ставя сеть, уместно немного спотыкаться, как бы ловясь в неё, а почему рыбари случайные, вообще не понимаю: ведь мы именно их глазами видим торс Ориона, иначе - откуда бы он взялся?)
Reply
Да, а рыбари-то как раз не кажутся мне случайными: они тут как бы намекают, что речь идет о временах, когда сборщиков налогов называли "мытарями". Случайны все остальные слова в этой строчке: я никак не могу запомнить, "в тиши ночной", или "в ночной тиши", или еще что-то :(
Reply
А "в тиши ночной" в данном случае гораздо лучше, чем "в ночной тиши", так как первая стопа должна выстреливать или хотя бы взлетать (так во всех остальных стоках Вашего примера): "тишь" взлетит, а "ночной" - никак.)
Reply
Гугл считает, что это Феодосия :) Воображаемого у Волошина обычно ничего нет - он всегда очень конкретен.
"А "в тиши ночной" в данном случае гораздо лучше"
Видимо, Вы более восприимчивы, чем я, потому что для меня это - что в лоб, что по лбу :(
А в первом стихотворении какие строчки кажутся Вам самыми сильными, а какие - самыми слабыми (если, конечно, Вы вообще согласны разнимать музыку, как труп)?
Reply
Leave a comment