Те, кто сделал свои миллиарды на близости к государственным структурам, никогда не имели собственной фактуры и идеи. Именно этот пробел российской бизнес-элиты заполняют немногочисленные предприниматели: Олег Тиньков, Сергей Полонский… и, конечно, Евгений Чичваркин. Я пристально наблюдаю за развитием Евросети и книга Максима Котина пришлась мне кстати.
Цитата:
"Первым делом нужно избавиться от всех расходов, результата которых нужно ждать больше одного-двух месяцев (если в июне вам надо платить за рекламу, которая выйдет в декабре, - к черту ее). Все структуры, которые не зарабатывают деньги, во время кризиса в течение суток выводятся за штат (если что-то сломается, наймете человека для починки конкретной поломки). После того как высушены все расходы, нужно понять, что будет локомотивом роста. Что сейчас на рынке самое актуальное? Где можно добиться успеха? Что позволит компании заработать денег быстро и много?
Выбрав лидера, вы тем самым отбираете весь овес у остальных и, не обращая внимания на визг и проклятия, отдаете его одной лошади, на которую решили делать ставку. Про других можно не думать (если крепкие - выживут, а если не крепкие, то и не надо). И последнее. Нужно понять, с кем скакать на этой лошади. Можно не обращать внимания на работников с десятилетним стажем, с пафосом кидающих в лицо заявления об увольнении, поскольку вы "разрушили компанию". Во время кризиса стаж и квалификация не имеют никакого значения, важно только желание победы. Некоторый прессинг заводит - вот такие люди и нужны. Они и помогут компании выжить.
Надо только вовремя заметить, что кризис преодолен, поскольку, как только компания выходит в плюс, следует тут же снова обрастать мясом. Иначе голые кости застудишь на ветру".
Про что
Максим Котин написал типичную success story. Для кого-то эта книга про историю становления "Евросети" и биографию Е.Чичваркина. Кто-то скажет, что книга о реалиях становления российского бизнеса в постдефолтный период. Я же рассматриваю ее, ко всему прочему, как учебник по антикризисному управлению, в котором описаны грамотный выбор точек опоры, понимание главных ресурсов компании: идеология, заинтересованные стороны (Сотрудники, Партнеры, Клиенты),
маркетинг. Грамотный с точки зрения достижения результата.
Зачем читать сейчас
Все сказанное в книге о действиях компании в сложные времена справедливо и сегодня. Те, кто еще не обрел дух для борьбы с серостью, эта книга очень своевременная. В ней можно найти много полезных идей из практики Е.Чичваркина. Привлекая внимание к своей компании подчас не очень ординарными поступками, рекламой, скандалами, Евгений добивается главного. Евросеть стала явлением на рынке, событием знаковым. Для тех, кто захочет повторить успех Чичваркина, посоветую копировать не действия, а образ мышления.
Чичваркин метафоричен, а поэтому читать книгу одно удовольствие.
Еще из книги:
Максим Котин. Чичваркин Е…гений. Если из 100 раз тебя посылают 99… - М.: ИД "Коммерсанть"; СПб: ИД "Питер", 2007. - 320 с.
Тем, кто хочет надрать задницу "кризису" к книге о Чичваркине рекомендую еще три.