КЛАВДИЙ ПАСХАЛОВ. Русский вопрос. Москва. Институт русской цивилизации. 2008

Mar 08, 2021 15:57


5 марта я зашел в магазин "Книжный мир", г. Мурманск, ул. С-Перовской, 31/11 и там на полке увидел такую замечательную книжку:

Пасхалов К.Н. Русский вопрос / Сост., предисл. и коммент. Д. Стогова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: «Алгоритм», 2008.- 720 с.

Издание осуществляется по программе научно-издательской деятельности Института русской цивилизации

Впервые после 1917 года публикуются произведения выдающегося русского мыслителя и публициста, одного из духовных вождей Черной сотни [патриарха правого движения, как его называли - Е. Ч.], Клавдия Никандровича Пасхалова. В течение ста лет его книги изымались из библиотек и уничтожались. Продолжатель дела славянофилов, Пасхалов стремился объединить русских людей, чтобы противостоять надвигающейся революционной угрозе, предлагая меры беспощадной борьбы с ней, в единении Царя и народа. Последовательную позицию он занимал и в отношении «еврейских притязаний». Отстаивая идеалы русской монархии, он разоблачал бездействие царских сановников, «боящихся прикосновения к «черносотенцам»» и российского дворянства, остающегося в стороне от монархического движения.

Клавдий Никандрович Пасхалов (1843, Калужская губерния - 1924) - русский православный писатель и публицист, общественный деятель. Действительный статский советник. Член Русского Собрания. Почётный член Русского Монархического союза и Калужского отдела Союза Русского Народа; организатор и участник монархических съездов.

Советский историк А. Я. Аврех отмечал, что «Пасхалов для черносотенцев был примерно тем же, кем был князь П. А. Кропоткин для анархистов: патриархом и теоретиком одновременно»[2].











Скачать и читать бесплатно:

Пасхалов К. Н. Русский вопрос. / Сост., предисл. и коммент. Д. Стогова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: «Алгоритм», 2008.- 720 с. ISBN 978-5-9265-0703-1

https://rusinst.ru/docs/books/Pashalov_K_N_Russkii_vopros.pdf

Встреча с автором комментариев и составителем книги - К.Пасхалов "Русский вопрос", историком Дмитрием Стоговым 12 марта 2017 г.

Дмитрий Игоревич Стогов - к.и.н., доцент кафедры истории культуры, государства и права СПбГЭТУ «ЛЭТИ», автор монографии «Черносотенцы: жизнь и смерть за великую Россию».

image Click to view



Научная статья д.и.н., профессора С. И. Реснянского «Клавдий Пасхалов в контексте исторических судеб русского консерватизма» ЖУРНАЛ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России, 2015

Аннотация: Статья посвящена общей характеристике публицистического творчества русского консерватора начала ХХ в. Клавдия Никандровича Пасхалова, чьи идеи представлялись в историографии в крайне искаженном виде. Автор анализирует биографию и рассматривает ранние статьи К.Н. Пасхалова, выявляет основные его взгляды, сопоставляет их с идеями русского либерализма, проводит параллели с общими установками русского консерватизма и его историческими судьбами вплоть до настоящего времени. Автор показывает, что основные предложения К.Н. Пасхалова по преодолению в России общественно-политического кризиса сводились не к расширению прав и свобод, на чем настаивали его идейные оппоненты, а к повышению степени ответственности и обязанности на всех уровнях общества и государственной службы. В заключение статьи делается вывод о цикличности общественного интереса к консервативным идеям и подходам в российском обществе и в исторической науке.


Клавдий Пасхалов в контексте исторических судеб русского консерватизма


Статья посвящена общей характеристике публицистического творчества русского консерватора начала ХХ в. Клавдия Никандровича Пасхалова, чьи идеи представлялись в историографии в крайне искаженном виде. Автор анализирует биографию и рассматривает ранние статьи К.Н. Пасхалова, выявляет основные его...

cyberleninka.ru

Очень хороший книжный магазин, там мне еще понравились такие книги: Ольга Грейгъ. Долой стыд. Сексуальный Интернационал и Страна Советов. «Алгоритм», 2014, А. И. Солженицына «В круге первом», В. П. Астафьева «Прокляты и убиты», А. Н. Боханова «Правда о Распутине», есть в продаже много работ Л. Н. Гумилева (Гумилева я не вижу смысла здесь пока выкладывать).

Читайте также:

Критика слов К. Ю. Душенова, что «Союз русского народа» - якобы организация русских православных националистов историком Андреем Ивановым от 18.10.2006


Русская линия / Библиотека периодической печати: «Россия для русских» или «Россия для православных»?

«Православие, Самодержавие, Народность» в мировоззренческих установках черносотенцев и русских националистов

rusk.ru

Идеологически православная черная сотня (члены СРН св. прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Патриарх Тихон Беллавин, свщмч. Гермоген Долганев, свщмч. епископ Макарий Гневушев, свщмч. протоиерей Михаил Алабовский, свщмч. Иоанн Восторгов, свщмч. епископ Ефрем Селенгинский, К. Н. Пасхалов, А. А. Римский-Корсаков, В. М. Васнецов, Н. Д. Тальберг, В. А. Грингмут, князь В. М. Волконский http://www.hrono.ru/organ/ukaz_s/soyuz_rn.php, председатель губернского отдела Союза русского народа в Туле с 1908 г. С. В. Симанский, будущий Патриарх Алексий I) никогда не имела никакого отношения к этническому национализму, тем более к так наз. «великодержавному шовинизму» https://ru.wikipedia.org/wiki/Шовинизм, так как по сути этнический национализм - это явление, чуждое русскому духу и Православию. Это явление, ментально чуждое России как христианскому государству. В начале XX века черносотенцев и националистов сознательно смешивала между собой большевицкая и либеральная пропаганда, что говорит прежде всего об уровне политической нечистоплотности коммунистов и либералов, об их низком моральном облике. Думаю, в принципе можно это назвать сознательной фальсификацией истории в целях дискредитации своего идеологического противника, оппонента. В том числе попыткой оклеветать святых людей, угодников Божиих.

ШОВИНИ́ЗМ, крайняя форма национализма; проповедь нац. исключительности и превосходства. Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/world_history/text/4944821

ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme, в англ. версии - джингоизм) - наиболее одиозная форма национализма, провозглашение национальной исключительности, противопоставление интересов одного этноса (или суперэтноса) интересам всех других этносов, распространение идей национального превосходства, национальной вражды и ненависти. Термин "Ш." появился во Франции. В 1831 в пьесе братьев Коньяр "Трехцветная кокарда" одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн, воспитанный в духе преклонения перед императором. Словом "Ш." принято обозначать разнообразные проявления националистического экстремизма. (См. также: Национализм).
С.Ю. Солодовников, Новейший философский словарь https://terme.ru/termin/shovinizm.html

(«православный сталинист», большой любитель впадать в различные крайности и профессиональный демагог К. Ю. Душенов мне вообще напоминает по своим взглядам какого-то околоцерковного политического сектанта, одного толка с А. А. Фефеловым, А. А. Прохановым, А. Г. Дугиным, А. Д. Степановым, с тем же Сергием Романовым)

С точки зрения А. В. Мошненко, аспиранта кафедры истории России XIX - начала XX в. исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, «Православное духовенство играло ключевую роль в организации Союза, являясь основной опорой для монархистов в деле отстаивания монархических убеждений и постулатов.»


Роль православного духовенства в организации Союза русского народа (1905-1907)


В статье рассматривается участие православного духовенства в создании всероссийской монархической организации Союз русского народа. Прослеживается связь духовенства с ключевыми моментами в становлении Союза. Особое внимание уделено началам, объединяющим пастырей Церкви и черносотенцев....

cyberleninka.ru

«Торжественное освящение хоругви и знамени Союза «состоялось 26 ноября 1906 года в день памяти Святого Великомученика и Победоносца Георгия (освящение церкви Вмч. Георгия в Киеве) в Михайловском манеже в присутствии около 30 тысяч союзников. К общей радости собравшихся на это торжественное мероприятие прибыл о.Иоанн Кронштадтский, который, взойдя на возвышение, поклонился на все четыре стороны народу, ответствовавшему, в свою очередь, низким поклоном почитаемому батюшке. Кронштадтский пастырь сказал слово монархистам, суть которого сводилась к тому, что «как тело без души мертво, так и Россия без всепросвещающей Православной Веры и жизнетворной Самодержавной Власти мертва» [выделено мной - Е. Ч.]. Затем прибыл епископ Сергий (Страгородский), и началось богослужение, завершившееся пением многолетия Государю и всему Царствующему Дому, а также основателям и руководителям Союза Русского Народа и вечной памяти всем павшим за Веру, Царя и Отечество. Окропив хоругвь и знамя Союза святой водой, о. Иоанн Кронштадтский с благоговением поцеловав знамя, вручил его преклонившему колена А.И.Дубровину, после чего черносотенцы, присутствовавшие на освящении хоругви и знамени, поклялись в верности Православию, Самодержавию и Русской Народности.»

https://srn.rusidea.org/10001

(думаю, что к данному тексту претензий нет)

Отсюда следует, что православные патриотические организации в России никак не могут быть оторваны от Московского Патриархата и существовать сами по себе без благословения Церкви. Понятно, что своих дураков везде хватает - и среди православных патриотов, и среди либералов, - я имею в виду К. Ю. Душенова и инициаторов написания / подписания «письма пятисот» (генерал-полковник Альберт Макашов и др.). Кстати, в составе назаровского московского отделения СРН за последние 20 лет не было ни одного священника (то же самое касается «Черной сотни» А. Р. Штильмарка). После смерти В. М. Клыкова в 2006-м году эта организация сильно деградировала в организационном отношении и там осталось из действующих членов человек двадцать, см. Собрание МО Союза Русского Народа. Вторая часть. 11.01.2020, причем ее руководитель М.В. Назаров (на интеллекте которого только и держится сайт https://rusidea.org) не является прихожанином РПЦ МП. Плюс ко всему репутация современных черносотенцев в общественном сознании сложилась не очень хорошая, так как федеральные СМИ упоминают их только всвязи с какими-то скандалами, можно сравнить с Анатолием Артюхом, весьма мутным персонажем. Эти люди почему-то зациклены на одном негативе, поиске врагов и забывают о духовном нравственном делании. Кроме того, постоянно выясняют отношения между собой. Везде, где есть люди - страсти, конкуренция, амбиции, самомнение, проявление какого-то недовольства, несдержанности. Спрашивается, где тут кротость и смирение? Где люди с внутренним миром в душе, со светом в глазах, что можно встретить только в Церкви? Где настоящие войны Христовы, кроткие молитвенники с пламенной верой в сердцах, готовые потерпеть своих ближних и прощать личные обиды?

Настоящие церковные патриоты должны являть собой прежде всего пример высокой внутренней культуры (достаточно вспомнить приснопамятного митрополита Иоанна). Прежде чем исправлять других, стараться повлиять на общество, хорошо бы поработать над собственной душой. Желательно несколько десятков лет.

Уважаемый Александр Робертович (Штильмарк) пару месяцев назад писал у себя на странице, что где-то в середине 1990-х гг. издание его газеты «Черная сотня» благословил протоиерей Николай Гурьянов, взяв себе почитать несколько выпусков. Видимо, на тот момент там действительно печатались какие-то [душе] полезные материалы для православного воцерковленного сознания граждан, но не факт, что батюшка сейчас бы дал свое благословение этой газете, организации (все-таки за 20 лет многое изменилось), как бы санкционируя тем самым всю ее деятельность. Из других источников нам известно, что о. Николай называл господина Штильмарка «хорошим мужиком», но из этого же не следует, что А. Р. всегда все делает правильно на 100% и никогда не ошибается.

На самом деле все эти патриотические организации за редким исключением  по большому счету - несерьезные копии оригинала с точки зрения исторической преемственности, исторической достоверности. Чтобы назвать себя сегодня «черносотенцем» - для этого надо иметь большое дерзновение. Союз русского народа в царской России - это лучшие люди страны, деятельные ответственные патриоты, сегодня... не хочется писать чего-то обидного. Большой вопрос, сколько членов этих организаций соответствуют данному высокому званию, что-то здесь не видно какой-то объективной самокритики. По-моему, сегодня все-таки должен проводиться качественный отбор наподобие как это делается в монастырях. В том смысле, что перед принятием человека в свои ряды стоит его [как минимум] несколько лет следует хорошенько изучить со всех сторон.

«Заявление св. прав. Иоанна Кронштадтского №200787 в Союз Русского Народа:

Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, - прошу зачислить меня как единомышленника.

В октябре 1907 г. решением Главного Совета Союза о. Иоанн был избран пожизненным почетным членом. “Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа избрал тебя единогласно в свои почетные члены”, - говорилось в решении Главного Совета. Отец Иоанн Кронштадтский и материально поддерживал Союз, он передал в виде взноса большую по тем временам сумму в 10 тысяч рублей.»

https://rusnasledie.info/26-noyabrya-9-dekabrya-1906-g-torzhestvennoe-osvyashhenie-xorugvi-i-znameni-srn/

Дмитрий Игоревич Стогов:

«Впервые опроверг ложь о том, что черносотенные организации участвовали в еврейских погромах, Юрий Ильич Кирьянов (...) В Союзе русского народа состоял св. прав. Иоанн Кронштадский, а также император Николай II с наследником Цесаревичем Алексеем»

Цит. по:

https://www.youtube.com/watch?v=bTKJB107Ybg

Юрий Ильич Кирьянов (1930-2002) - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории АН СССР (ИРИ РАН). Заслуженный архивист СССР (1987) и Заслуженный работник культуры РФ.

- Правые партии в России 1911-1917 гг. 479 с. (скачать pdf)

- Русское собрание. 1900-1917 354 с. (скачать djvu)

Стоит пожалеть, что закон о клевете, то есть о распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8a73d26dba7976d6c43cc94aa1515368fef256f0/, появился в УК РФ совсем недавно.

Полное собрание речей императора Николая II 1884-1906 гг. Составлено по официальным данным Правительственного вестника. - С.-Петербург, книгоиздательство «Друг народа», 1906, с. 66-67







https://ru.book4you.org/book/2665175/b71ac9

Подробнее о негативной роли евреев в революции 1917 г. можно прочитать тут: Соблазн Социализма: Революция в России и евреи / Под ред. А. И. Солженицына. Сост. А. Серебренников. Париж; М.: YMCA -Press; Русский Путь, 1995. Серия «Исследования новейшей русской истории». Среди авторов: В.Жаботинский, И.Оршанский, Б.Фрумкин, Л.Дейч, Р.Кантор, Ф.Кон, С.Гинзбург, Г.Красный-Адмони, П.Б. Аксельрод, Н.Ильяшевич, Н.А. Бухбиндер, Ю.Мартов, Бен-Хойрин, С.Дубнов, И.Эфрен, В.Медем и др.

(см. также исследование «Двести лет вместе»)

«...на историческом заседании в Карповке (в квартире Гиммера и Флаксерман) 10 октября 1917 года, принявшем решение об октябрьском восстании, из 12 участников его - 6 были евреи (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Свердлов, Урицкий, Сокольников). В результате именно они стали вождями нового государства, возглавили Красную Армию (Троцкий), ВЦИК (Свердлов), обе столицы (Зиновьев и Каменев), Коминтерн (Зиновьев), Профинтерн (Дридзо-Лозовский) и Комсомол (Оскар Рывкин, а за ним Лазарь Шацкин, он же и во главе Коммунистического Интернационала Молодежи)...

...по утверждению Солженицына редкие авторы отрицают организующую роль евреев в революции. Однако с конца 40-х годов ХХ века, когда коммунистическая власть рассорилась с мировым еврейством, это бурное участие евреев в революции стало досадливо или опасливо замалчиваться, укрываться и коммунистами, и евреями, а попытка вспомнить его с еврейской стороны квалифицировалась как крайний антисемитизм. В книге раскрыты причины этой ссоры.»

https://denliteraturi.ru/article/994

На чем можно сделать здесь акцент? Со слов святого царя-мученика, Россия - это «Земля Русская». «Хозяин земли русской». Такую запись оставил император Николай II во время «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года» в графе «Род деятельности».



Император и Самодержец Всероссийский, [большими заглавными буквами] Царь Польский, Великий князь Финляндский... - это главные официальные титулы Государя в Манифестах. Дорвавшиеся до власти радикальные социалисты практически сразу отрезали от тела России и Польшу, и Финляндию, которая никогда не была независимым государством. Империя попала под нож интернационалистов в прямом и переносном смысле, потекли реки русской крови.

В отношении современных граждан России (что касается «Союза русского народа» начала XX века), вероятно, имеет место обычное историческое невежество, характерное для большинства населения. Слово «русский» при разных политических режимах понималось совершенно по-разному, имело различные трактовки, о чем так наз. «образованное общество» не имеет ни малейшего понятия.

К примеру, на официально-бюрократическом уровне в Российской империи природные «русские» - это великороссы, малороссы и белорусы (демографическая статистика), шире в культурно-цивилизационном значении - вообще все православные верноподданные вне зависимости от национальности (русскими себя называли императоры Александр III, Николай II, его дочери, практически все великие князья, русскими генералами считались Багратион, Барклай де Толли, также Врангель, фон Ранненкампф, Келлер и Дитерихс, русским художником являлся Исаак Левитан, Архип Куинджи, этнограф Владимiр Даль, адмирал Иван Крузенштерн, капитан Фаддей Беллинсгаузен, архитектор Августин де Бетанкур, писатель Василий Жуковский, внебрачный сын тульского помещика Афанасия Бунина и турчанки Сальхи, которую пленили в возрасте 16-ти лет при взятии крепости Бендеры во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. https://www.culture.ru/materials/254537/russkie-pisateli-s-inostrannymi-kornyami, архимандрит Константин Зайцев и многие др.). В СССР при гонениях на Церковь «русские» на любом уровне, в том числе бытовом, - только граждане РСФСР славянского происхождения (то есть великороссы), по большей части атеисты. В современной РФ слово «русский», «русские» чаще всего употребляется также только в узком этническом значении. РПЦ «русской» стала называться только при Сталине, в царской России Церковь называлась «российской» (российский - синоним слова русский), как и все государство. Дело в том, что Иван Грозный в 1547 г. впервые назвал Московию «Российским царством» (корень «рос» греч. происхождения от имени библейских князей Роса, Мосоха и Тувала), чтобы тем самым подчеркнуть преемственность Православия на Руси от греческой Ромейской империи (Византии), что было вполне в духе концепции «Москва - Третий Рим». До революции сущ. «россияне» - также синоним слова «русские». В то время считалось «моветоном» заострять внимание на национальном происхождении / этнических корнях какого-либо человека (например, в отношении русских поэтов Пушкина или Лермонтова), никому в приличном обществе в голову это не приходило.

Евфросиния Антоновна Керсновская (8 (21) января 1908 г., г. Одесса, Российская империя - 8 марта 1994 г., г. Ессентуки, Ставропольский край, Российская Федерация) - бессарабская помещица, русская писательница (мемуаристка) и художница, заключённая ГУЛАГа, высланная из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибирь в 1941 году, а затем осуждённая на длительный срок исправительно-трудовых лагерей.

«Этого не может быть, такое не бывает!» - невольно вырывается у тех, кто знакомится с судьбой Е.А. Керсновской. И всё же - это реальная история.

У меня были все возможности в первые месяцы оккупации уехать. Но я русская, хотя во мне течёт польская от отца и греческая от матери кровь. И я должна была разделить со своим народом его участь…

Это слова Евфросинии Керсновской, сказанные в беседе с протоиереем Владимиром Вигилянским.

Вигилянский В. Житие Евфросинии Керсновской // "Огонек". - 1990. - № 3. - С. 14-16 : портр., ил.

https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=13262

Помещица, писательница, художница, ссыльная, заключённая ГУЛАГа - кто она? Ответ читается при знакомстве с её воспоминаниями. Прежде всего, она - Человек. Человек, сверяющий свои поступки с голосом совести в любых ситуациях. По словам протоиерея Владимира Вигилянского, «Керсновская проповедует деятельное христианство. Сила её проповеди в том и состоит, что она на примере своей жизни показывает, как можно вынужденную рабскую зависимость преображать в свободное служение духа».

(8 марта - день памяти Евфросинии Антоновны)

Чтобы было понятнее:

Специфическая черта русского национализма

Две новых статьи о православии и национализме

Манифест созидательного национализма

Иванов А.А. Проблематика русского национализма в статьях и проповедях митрополита Антония (Храповицкого) // Русин. 2019. № 58. С. 58-78.

https://echelpanov.livejournal.com/84368.html

Иванов А. А. Православный консерватизм архиепископа Никона (Рождественского) против «язычествующего» национализма М. О. Меньшикова. Журнал «Христианское чтение», 2019

https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnyy-konservatizm-arhiepiskopa-nikona-rozhd-estvenskogo-protiv-yazychestvuyuschego-nats-ionalizma-m-o-menshikova

Иванов А. А. ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «РУССКИЕ» В РОССИЙСКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ (1860-е - 1917 гг.). ЖУРНАЛ Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2017

https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-ponyatiya-russkie-v-rossiyskoy-konservativnoy-mysli-1860-e-1917-gg

Размолодин М. Л. Трактовка понятия «Русскости» в черносотенной идеологии. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2010

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с идентификацией черной сотней понятия русский народ. Исходя из консервативной сущности крайне правой идеологии, принадлежность к русскому народу определялась не этническим происхождением, а принятием базовых ценностей русской цивилизации - православия, самодержавия и народности. Данный подход обусловил интернациональный характер правомонархического движения [выделено мной - Е. Ч.]. Выявленные критерии провели четкую границу между черносотенцами и националистами, для которых определяющим было «кровное родство».

https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-ponyatiya-russkosti-v-chernosotennoy-ideologii

(подчеркиваю, что все это - научные статьи)

Кроме того, иностранцы и гугл (яндекс) переводчики вполне справедливо не видят разницы между прилагательными русский (то, что относится к России, см. словарь Ожегова https://tolkovyj-slovar-ozhegova.slovaronline.com/27437-РУССКИЙ, субстантивированное прилагательное https://ru.wikipedia.org/wiki/Субстантивация, то есть прилагательное в роли существительного) и российский, так как исторически они - слова-синонимы.



https://translate.google.ru/?sl=auto&tl=en&text=российский&op=translate

Только в XX-XXI вв. кремлевские политтехнологи пытались заменить словом «российский» эвфемизм «советский» (по сути социалистический аналог понятия «американский», хотя коммунисты практически никакого отношения к советам не имели https://echelpanov.livejournal.com/189564.html), то есть в смысле наднациональный, вне зависимости от своих этнических корней или религиозной принадлежности, что очень плохо именно с консервативной церковной точки зрения, с позиции традиционного русского патриотизма, так как все это не только веяние западного глобализма, но и подмена смыслов. Со слов генерала-лейтенанта СВР Л. П. Решетникова СССР также являлся проектом глобалистов https://radonezh.ru/radio/2021/02/21/22-14, так что тут ничего удивительного нет (видимо, подразумевается, что РФ, сокращенное от РСФСР - это преемница СССР в политическом смысле. Вероятно, аббревиатура USSR также была придумана большевиками в 1922 году по аналогии с USA).

Для справки:

Советы - избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы народной власти в Российской империи (в 1905-1907 годах) https://ru.wikipedia.org/wiki/Советы

Проблема состоит в том, что современных граждан РФ со слов того же Леонида Петровича уже нельзя назвать подлинно русскими в религиозном и культурно-цивилизационном смысле (в том числе ввиду тотальной мировоззренческой зависимости от Запада благодаря ТВ и интернету), разве только по рождению. Думаю, можно уже сказать, что русскими не рождаются, русскими становятся.

Андрей Витальевич Тарасьев (род. в 1933 году в Белграде, Югославия) - сын протоиерея Виталия Тарасьева и брат протоиерея Василия Тарасьева. Доктор филологических наук, профессор кафедры славистики Белградского университета, представитель третьего поколения русских беженцев. Иподиакон православной церкви в Белграде.

«Родиться русским слишком мало, им нужно стать, им нужно быть»

Цит. по:

Изложба „Бог је са нама! Нек васкрсе Русија!“ о руским емигрантима у Србији, генералу Врангелу (19.09.2017) https://www.youtube.com/watch?v=5GfPg7ZOZI8

Хронометраж 00:23:45

Что значит быть русским? (читая митрополита Иоанна Снычёва) http://www.gosudarstvo.voskres.ru/ioann/tr1_1.htm

Граждан РФ, настоящих язычников по своему мировоззрению и повседневному поведению (потребительский образ жизни, постоянный поиск материальных благ, забвение Бога в своей жизни, потребительское магическое отношение к религии, создание самим себе кумиров - карьера, деньги, машины и пр.) скорее можно назвать потомками восточных славян, живущих на территории России. Соответственно и в слово «русский» они вкладывают лишь этнический смысл, что не является исторически оправданным.

Протоиерей Олег Стеняев в своей статье «Христианство и патриотизм» цитирует слова Ф. М. Достоевского: «Русский - значит и православный» https://pravoslavie.ru/94102.html

Татьяна Иосифовна Ерохина, доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологии ЯГПУ:

«Так, Митрополит [Калужский и Боровский] Климент [Капалин] считает, что русскость - особое состояние души («Русскость» - это еще и особое состояние духа, свойство души человека» [15]), которое, в первую очередь, связано с понятием духовности, религиозности русского народа и не ограничивается национальными рамками. О русскости говорят современные философы, в частности А. А. Корольков, который отмечает, что русскость - не этническая характеристика, а вопрос «культурно-психологический»: «Русскость - это проявление русской национально-культурной идентичности» [12]. А. А. Корольков справедливо отмечал, что русскость не сводится к религиозности, хотя и коррелирует с духовностью: «Русскость в философии столь же определенна и неуловима, как и русскость в музыке, литературе, во всех личностных проявлениях культуры. Тем не менее, в искусстве, в литературе с большей уверенностью можно указать на русскость как выражение народных мотивов, народной души» [12].»

Парадоксы русскости в отечественной культуре: «Русская матрица» А. Прикотенко. ЖУРНАЛ Ярославский педагогический вестник, 2019

https://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-russkosti-v-otechestvennoy-kulture-russkaya-matritsa-a-prikotenko

Приведу примеры настоящих подлинно русских людей из числа наших современников: схиархимандрит Лаврентий Черниговский, Ю. А. Гагарин, архиепископ Лука Крымский, схиигумен Амфилохий Почаевский, архимандрит Алипий Воронов, блаженная Алипия Голосеевская, В. А. Солоухин, солдат Евгений Родионов, схимонахиня Сепфора Сенякина, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. И. Солженицын, И. Я. Глазунов, Ю. П. Власов, архимандрит Павел Груздев, архидиакон Роман Тамберг, протоиерей Николай Гурьянов, митрополит Питирим Нечаев, архимандрит Кирилл Павлов, реставратор Савва / Савелий Ямщиков, схиархимандрит Иона Одесский, писатель Николай Коняев, бард Василий Жданкин, публицист Владимiр Осипов, иеромонах Роман Матюшин, митрополит Вениамин Пушкарь, режиссер Сергей Дебижев, филолог Татьяна Миронова, Александр Ужанков, Василий Ирзабеков (кстати, азербайджанец по национальности), журналист Елена Козенкова, историк Владимiр Лавров, Александр Боханов, схиархимандрит Илий Ноздрин, певица Лилия Евсеева, Людмила Кононова, дирижер Игорь Ушаков из хора «Валаам»...

Можно еще дописывать и дописывать. Вот на таких людей и надо ориентироваться в своей жизни (понятно, что многие из них также небезошибочны и не во всем безупречны).

Такое ощущение, что российские чиновники (как правило, бывшие члены КПСС) убеждены в том, что сакральное для России слово «русский» - какое-то плохое, неполиткорректное и всячески опасаются / стесняются его употреблять, так как испытывают при его употреблении какой-то внутренний дискомфорт. Почему? Видимо, из-за того что они сами не чувствуют себя подлинно русскими людьми в цивилизационном смысле, плохо знают свою страну (здесь уместна отсылка к книге док. филол. наук Т. Л. Мироновой «Русская душа и нерусская власть» - М.: Алгоритм, 2013).

Great&Sovereign 6 мар в 13:55

«Вообще конечно самый сок тут в том, что фильм, откуда вырезали кантату был снят в... СССР.»

"ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ" - ЭТО СТЫДНО: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНАЛ ВЫРЕЗАЛ ИСТОРИЧЕСКУЮ КАНТАТУ (20 февраля 2021)

https://tsargrad.tv/news/vstavajte-ljudi-russkie-jeto-stydno-federalnyj-kanal-vyrezal-istoricheskuju-kantatu_325815

Российский гуманитарный энциклопедический словарь:

"РУ́ССКИМ ДУ́ХОМ ПА́ХНЕТ" - формула волшебной сказки: ее произносит обычно Баба-яга при появлении в избушке неизвестного ей человека ("фу-фу! Русским духом пахнет, русская костка на двор пришла"; "Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится"). В сказках "рус. дух" входит в традиц. характеристику героя, бесстрашно и последовательно осуществляющего назначенный ему подвиг. В мифол. истоках формула означает реакцию Бабы-яги, представляющей мир Смерти, на появление живого человека.

https://humanities_dictionary.academic.ru/7934/«Русским_духом_пахнет»

(на мой взгляд, Баба-яга - это персонаж, мертвый прежде всего в духовном смысле)

Научные исследования по данной теме:

Вызов культурной дерусификации (россиефобии) и государственный ответ. - М.: Наука и политика, 2017. - 400 с. https://sulakshin.ru/vyizov-kulturnoy-derusifikatsii-rossiefobii-i-gosudarstvennyiy-otvet/

Мой комментарий: https://echelpanov.livejournal.com/215525.html

Патриотизм и русская цивилизационная идентичность в современном российском обществе / Т.В. Беспалова, В.Н. Расторгуев. М.: Институт наследия, 2017 https://echelpanov.livejournal.com/176693.html

Русский вопрос, Клавдий Никандрович Пасхалов

Previous post Next post
Up