Сразу две статьи из свежего номера журнала «Христианское чтение», продолжающие тему предыдущего поста о взаимоотношениях Православной церкви и русского национализма во второй половине XIX - начале XX вв.:
1. Котов А. Э. Русский национализм и православие во второй половине XIX в. // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 248-257.
Аннотация: Для русских националистов первой половины XIX в. - от Шишкова до Уварова - связь веры и народности не была предметом дискуссий. Потребность ее защиты появилась у славянофилов, искавших «идеальных» основ национальной культуры. Русскость с православием отождествляли и близкие к славянофилам мыслители: Н.П. Гиляров-Платонов, К. П. Победоносцев, «почвенники» и «западнорусисты». Всем им был свойствен и антисословный пафос - поэтому их национализм приобретал ярко выраженные консервативно-демократические черты. При этом православие нередко понималось своеобразно - как некие произвольно толкуемые «лежащие в нем задатки». В русском национализме 1860-х гг. появляется и иная тенденция: стремление отделить национальность от религии, русскость от православия (разумеется, при сохранении собственной лояльности к последнему). Идеологом этой версии национализма стал М. Н. Катков, разделявший концепцию «политической нации» и после восстания 1863 г. выступивший в поддержку программы «русского католичества». Славянофилы активно полемизировали с последним. Общим противником «консервативно-демократического» и катковского направлений была сословная партия, представленная газетой «Весть». В 1870-е гг., после греко-болгарского церковного раскола, против русского национализма с церковных позиций выступают Т. И. Филиппов, Н. Н. Дурново и К. Н. Леонтьев. Особенно враждебен последний был к катковской версии национализма. Наконец, главным критиком национализма в 1880-1890-х гг. становится Владимир Соловьев.
https://vk.com/doc-603929_577502198?hash=75dfc3183c9cfa0a4a&dl=4ebc05e821e6b6ac2b 2. Иванов А. А. «Ни эллина, ни иудея»: трактовка слов апостола Павла в русской церковной публицистике конца XIX - начала XX вв. // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 232-247.
Аннотация: В статье рассматривается трактовка православными священнослужителями, богословами и церковными публицистами конца XIX - начала XX вв. слов ап. Павла, что во Христе нет «ни эллина, ни иудея». На примере трудов, опубликованных в епархиальных ведомостях и вестниках, религиозных журналах и отдельными брошюрами, показывается и анализируется отношение церковных авторов к проблеме соотношения вселенского и национального, их восприятие набиравшего влияние в российском обществе национализма. Актуальность статьи обусловлена тем, что полемика вокруг слов ап. Павла продолжается и в наше время как в церковной, так и в светской среде. Новизна исследования видится в том, что в немногочисленных работах, посвященных отношению представителей Русской Православной Церкви к теории и практике русского национализма, проблема, вынесенная в заглавие статьи, специально не рассматривалась. Автор показывает, что при разнообразии поводов, по которым в рассматриваемый период церковные публицисты высказывались относительно слов ап. Павла, в их суждениях было много общего, что позволяет говорить о сложившемся за это время в российской церковной среде преобладающем направлении в оценках места национального в православии. Изученные публикации показывают, что их авторы, не подвергая сомнению «вселенскость» христианства, в то же время отстаивали право на существование национальных культур и традиций. Многообразие национальных культур рассматривалось ими как часть Божественного замысла, а полное преодоление этнического разделения виделось идеальной целью, достижимой лишь в «благодатном царстве». В связи с этим задача Церкви представлялась церковным публицистам не в отрицании национальных устремлений и интересов, а в приближении их к христианскому идеалу.
https://vk.com/doc-603929_577502285?hash=c4fd1bea14cab8a2c9&dl=0f592d7103152598de Источник:
Cообщество «Клуб исследователей русского консерватизма» ВК, 5 ноября, 19:16
https://vk.com/feed?w=wall-603929_2112