Андрей Александрович Иванов, доктор исторических наук, профессор кафедры русской истории РГПУ им. Герцена:
«Русские националисты всегда были ближе к либералам, чем к консерваторам (...) Западные либералы глубоко национальны, в отличии от российских, которые космополитичны. Большая проблема, что российский либерализм не национален.
На протяжении всей истории у русского национализма была одна специфическая черта, он заметно отличался от национализма европейского, английского, немецкого и т. д. Хотя вырос из них. Ни один из русских националистов (за исключением Меньшикова, Сикорского с их биологизаторским подходом, которые копировали идеи британских расистов), он не был настолько узок. Русские националисты подходили к пониманию своего национализма достаточно широко.
Кто для них являлись русскими?
Широко - все православные (а также старообрядцы, сектанты), во-вторых - это определялось самоидентификацией самого человека, в-третьих, нужно не отделять себя от государственных интересов. Монархисты это понимали как принадлежность к монархистам, националисты понимали это, что русский должен быть строителем империи.
Никогда русский национализм не сводился к узким этническим трактовкам, как это бывает сегодня. Наглядный пример. Взять членов главного совета партии русских националистов Всероссийского национального союза и мы читаем фамилии: Пештич, Безак, фон Гюббенет, Потоцкий, Ежицкий и т. д. Все - убежденные истинно русские люди вне зависимости от своих татарских, польских, немецких и других корней. То есть таким образом еще одна специфическая черта русского национализма заключается в том, что он трактовался не этнично, не узкоэтнично, а в плоскости религиозно-культурно-политической.»
(цитирование не совсем точное)
Дискуссия «О русском национализме и патриотизме» на семинаре «Русская мысль» в Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербург, 19 февраля 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=t8A8OWM-3vk Хронометраж приблизительно 38:00 - 43:00
К слову, видные представители черносотенных правомонархических организаций начала XX века В.А.Грингмут, Н.А.Энгельгард, барон Г.Г.Розен, граф Н.Ф.Гейден, ген. Ранд, Рихтер-Шванебах, Каульбарс, Левендаль, гр. Доррер, П.А.Крушеван, П.Ф.Булацель весьма негативно относились к этническому «зоологическому» национализму как чисто западному, чуждому России (ее обычаям, культуре и вере) явлению, см. статью канд. ист. наук М. Размолодина
https://ruskline.ru/analitika/2011/06/29/otnoshenie_chernoj_sotni_k_etnicheskomu_nacionalizmu Откуда в России вообще появился «национализм»? (я не встречал больших научных монографий по этой теме, кроме томов по истории славянофильства, изданных Институтом русской цивилизации О. А. Платонова, а также книг и статей докторов ист. наук А. Ю. Минакова и А. А. Иванова, философских исследований по «русской идее». Опять воспользуемся Википедией, чтобы попытаться ответить на этот вопрос максимально сжато):
«Национализм появился в
России во второй половине
XVIII века, в связи с интересом образованных кругов
высшего общества к течениям
западноевропейской философии и политической мысли. Поначалу под нацией понималась культурная и интеллектуальная элита (преимущественно дворянство) в рамках существующего порядка. Национализм трактовался в духе
примордиализма [(от
лат. primordialis - первоначальный) или эссенциали́зм
[1] - одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например,
этнические и
расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в
антропологии,
этнологии и
социологии[2]. Является наиболее ранним направлением в
этнологических исследованиях], что стимулировало интерес к
истокам России и её культуре. Из-за отсутствия в
русском языке точного эквивалента понятий, связанных с национализмом, долгое время использовались французские термины, хотя попытки перевода делались неоднократно. Так,
Вяземский переводил
фр. nationalité как «народность»
[60]. Хотя слово «нация» встречается уже у
Феофана Прокоповича и официальных документах
петровской эпохи[61], первым русским, начавшим употреблять слово «национализм», стал
Герцен[62], записавший в дневнике 1844 года: "…западно-либеральные головы считают национализм подпорою правительства"
[63]. (...)
В период правления
Петра I достижения России вызывали в мире восхищение, и сподвижники царя также доброжелательно смотрели на европейцев как на равных. Однако к концу
XVIII века вокруг отношения к Западу возникли разногласия. Дефицит равенства, свободы и уважения к личности на родине по сравнению с западными странами вызывал у русских патриотов чувство стыда
[64]. Этот удар по национальной гордости привёл к возникновению двух противостоящих друг другу групп:
западники считали, что Россия должна идти вслед за прогрессивными и либеральными силами по тому же пути, на который вступили Западная Европа и США,
славянофилы же не соглашались видеть в Западе лидера и, тем более, образец для подражания. Они верили, что у России особый путь в связи с её географическим положением,
авторитарным и
православным прошлым. (...)
Интеллектуальная элита видела свою миссию в том, чтобы воспроизводить массовые стереотипы, конструировать на их основе новые идеи и навязывать их массам. Однако русский национализм оставался идеологией элиты вплоть до появления массовых общественных движений в начале XX века.
Восстание декабристов 1825 г., призвавшее к ликвидации самодержавия, потрясло высшее общество, и большинство стало видеть в западных ценностях прямую угрозу для России;
Польское восстание 1830 года и события в Европе подтвердили эти опасения. Это привело к ещё большей поляризации западников и славянофилов. В 1833 г.
граф Уваров выдвинул тезис, что «собственными началами России являются
Православие, Самодержавие и Народность»
[60].
Подробнее: «Русский национализм»,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Национализм В частности, Андрей Александрович Иванов упоминул в своем последнем выступлении на упомянутом выше семинаре мировоззрение таких национал-демократов, как профессора Тимофея Васильевича Локотя (1869-1942)
https://ruskline.ru/analitika/2008/06/18/professor_t_v_lokot_put_russkogo_nacionalista/ и монархиста прогрессистских взглядов Михаила Александровича Караулова (1878-1917), атамана Терского казачьего войска
https://cyberleninka.ru/article/n/m-a-karaulov-monarhist-demokrat-gosudarstvennoy-dumy-1907-1917. Взгляды этих людей также никогда не были популярны в простом народе, современный их последователь - Константин Анатольевич Крылов (1967-2020), несколько лет работавший в спайке с Е. С. Холмогоровым в «Национал-демократической партии» (где-то рядом был и А. Г. Дугин, главный идеолог «Царьграда»).
Теория официальной народности графа Уварова, впервые написанная им по-французски как «Orthodoxie, Autocratie, Nation» (Православие, Самодержавие, Народность) появилась как антитезис девизу
Великой французской революции «
Свобода, равенство, братство» (
фр. Liberté, Égalité, Fraternité).