Специфическая черта русского национализма

Oct 15, 2020 21:13


Андрей Александрович Иванов, доктор исторических наук, профессор кафедры русской истории РГПУ им. Герцена:

«Русские националисты всегда были ближе к либералам, чем к консерваторам (...) Западные либералы глубоко национальны, в отличии от российских, которые космополитичны. Большая проблема, что российский либерализм не национален.

На протяжении всей истории у русского национализма была одна специфическая черта, он заметно отличался от национализма европейского, английского, немецкого и т. д. Хотя вырос из них. Ни один из русских националистов (за исключением Меньшикова, Сикорского с их биологизаторским подходом, которые копировали идеи британских расистов), он не был настолько узок. Русские националисты подходили к пониманию своего национализма достаточно широко.

Кто для них являлись русскими?

Широко - все православные (а также старообрядцы, сектанты), во-вторых - это определялось самоидентификацией самого человека, в-третьих, нужно не отделять себя от государственных интересов. Монархисты это понимали как принадлежность к монархистам, националисты понимали это, что русский должен быть строителем империи.

Никогда русский национализм не сводился к узким этническим трактовкам, как это бывает сегодня. Наглядный пример. Взять членов главного совета партии русских националистов Всероссийского национального союза и мы читаем фамилии: Пештич, Безак, фон Гюббенет, Потоцкий, Ежицкий и т. д. Все - убежденные истинно русские люди вне зависимости от своих татарских, польских, немецких и других корней. То есть таким образом еще одна специфическая черта русского национализма заключается в том, что он трактовался не этнично, не узкоэтнично, а в плоскости религиозно-культурно-политической.»

(цитирование не совсем точное)

Дискуссия «О русском национализме и патриотизме» на семинаре «Русская мысль» в Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербург, 19 февраля 2016 г.

https://www.youtube.com/watch?v=t8A8OWM-3vk

Хронометраж приблизительно 38:00 - 43:00

К слову, видные представители черносотенных правомонархических организаций начала XX века В.А.Грингмут, Н.А.Энгельгард, барон Г.Г.Розен, граф Н.Ф.Гейден, ген. Ранд, Рихтер-Шванебах, Каульбарс, Левендаль, гр. Доррер, П.А.Крушеван, П.Ф.Булацель весьма негативно относились к этническому «зоологическому» национализму как чисто западному, чуждому России (ее обычаям, культуре и вере) явлению, см. статью канд. ист. наук М. Размолодина

https://ruskline.ru/analitika/2011/06/29/otnoshenie_chernoj_sotni_k_etnicheskomu_nacionalizmu

Откуда в России вообще появился «национализм»? (я не встречал больших научных монографий по этой теме, кроме томов по истории славянофильства, изданных Институтом русской цивилизации О. А. Платонова, а также книг и статей докторов ист. наук А. Ю. Минакова и А. А. Иванова, философских исследований по «русской идее». Опять воспользуемся Википедией, чтобы попытаться ответить на этот вопрос максимально сжато):

«Национализм появился в России во второй половине XVIII века, в связи с интересом образованных кругов высшего общества к течениям западноевропейской философии и политической мысли. Поначалу под нацией понималась культурная и интеллектуальная элита (преимущественно дворянство) в рамках существующего порядка. Национализм трактовался в духе примордиализма [(от лат. primordialis - первоначальный) или эссенциали́зм[1] - одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии[2]. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях], что стимулировало интерес к истокам России и её культуре. Из-за отсутствия в русском языке точного эквивалента понятий, связанных с национализмом, долгое время использовались французские термины, хотя попытки перевода делались неоднократно. Так, Вяземский переводил фр. nationalité как «народность»[60]. Хотя слово «нация» встречается уже у Феофана Прокоповича и официальных документах петровской эпохи[61], первым русским, начавшим употреблять слово «национализм», стал Герцен[62], записавший в дневнике 1844 года: "…западно-либеральные головы считают национализм подпорою правительства"[63]. (...)

В период правления Петра I достижения России вызывали в мире восхищение, и сподвижники царя также доброжелательно смотрели на европейцев как на равных. Однако к концу XVIII века вокруг отношения к Западу возникли разногласия. Дефицит равенства, свободы и уважения к личности на родине по сравнению с западными странами вызывал у русских патриотов чувство стыда[64]. Этот удар по национальной гордости привёл к возникновению двух противостоящих друг другу групп: западники считали, что Россия должна идти вслед за прогрессивными и либеральными силами по тому же пути, на который вступили Западная Европа и США, славянофилы же не соглашались видеть в Западе лидера и, тем более, образец для подражания. Они верили, что у России особый путь в связи с её географическим положением, авторитарным и православным прошлым. (...)

Интеллектуальная элита видела свою миссию в том, чтобы воспроизводить массовые стереотипы, конструировать на их основе новые идеи и навязывать их массам. Однако русский национализм оставался идеологией элиты вплоть до появления массовых общественных движений в начале XX века. Восстание декабристов 1825 г., призвавшее к ликвидации самодержавия, потрясло высшее общество, и большинство стало видеть в западных ценностях прямую угрозу для России; Польское восстание 1830 года и события в Европе подтвердили эти опасения. Это привело к ещё большей поляризации западников и славянофилов. В 1833 г. граф Уваров выдвинул тезис, что «собственными началами России являются Православие, Самодержавие и Народность»[60].

Подробнее: «Русский национализм», https://ru.wikipedia.org/wiki/Национализм

В частности, Андрей Александрович Иванов упоминул в своем последнем выступлении на упомянутом выше семинаре мировоззрение таких национал-демократов, как профессора Тимофея Васильевича Локотя (1869-1942) https://ruskline.ru/analitika/2008/06/18/professor_t_v_lokot_put_russkogo_nacionalista/ и монархиста прогрессистских взглядов Михаила Александровича Караулова (1878-1917), атамана Терского казачьего войска https://cyberleninka.ru/article/n/m-a-karaulov-monarhist-demokrat-gosudarstvennoy-dumy-1907-1917. Взгляды этих людей также никогда не были популярны в простом народе, современный их последователь - Константин Анатольевич Крылов (1967-2020), несколько лет работавший в спайке с Е. С. Холмогоровым в «Национал-демократической партии» (где-то рядом был и А. Г. Дугин, главный идеолог «Царьграда»).

Теория официальной народности графа Уварова, впервые написанная им по-французски как «Orthodoxie, Autocratie, Nation» (Православие, Самодержавие, Народность) появилась как антитезис девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство» (фр. Liberté, Égalité, Fraternité).

русский национализм, Андрей Александрович Иванов

Previous post Next post
Up