СВОБОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5)

Oct 07, 2012 13:55

Л.Н.Толстой ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ (подборка)

Отец и мать какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или, по крайней мере, такими какими бы они желали быть сами. Стремление это так естественно, что нельзя возмущаться против него. До тех пор, пока право свободного развития каждой личности не вошло в сознание каждого ( Read more... )

Толстой, разум, интуиция, Олег, развитие

Leave a comment

Comments 26

dgies October 7 2012, 16:18:41 UTC
_не принуждая учащегося ни прямо насильственно, ни дипломатически воспринимать то, что нам хочется._

Да, замечательный параллелизм.

Reply

РАЗУМ = СВОБОДА от СУГГЕСТИИ v_ersilov October 7 2012, 19:19:08 UTC
Я бы дал такую утвердительную формулировку выделенного Вами толстовского (отрицающего) определения свободного образования: «поддержка стремления учащегося к свободе (свободному восприятию ( ... )

Reply

Re: РАЗУМ = СВОБОДА от СУГГЕСТИИ dgies October 8 2012, 09:27:29 UTC
В целом да. Но мне кажется, что вопрос аутосуггестии здесь все-таки ключевой. Можно выстраивать или развивать степени защиты от других, усложнять зависимости итд, но защиты от аутосуггестии не может быть по определению, ибо это подразумевает (с нашей тз) полный отказ от какой-либо разумной деятельности и "пустое множество" в целеполагании. А отсюда... как бы это выразить... ну, только через фантомы личностей, как своей, так и других (условно, референтная группа) - но все равно фантомы, которые собраны в одной голове ;), и которые обладают той самой неодолимой силой - именно по причине отсутствия механизмов защиты от аутосуггестии. Если это принять, то становится ясно, что способность к правильному мышлению (если-то) у людей есть лишь в потенции, да и то неизвестно, у всех ли. Отрицание очевидного, когда это очевидное, фактическое, субъективно оценивается как элемент суггестии - вполне человеческая черта (особенно ярко выраженная у одной из половин человеков ( ... )

Reply

Re: РАЗУМ = СВОБОДА от СУГГЕСТИИ v_ersilov October 8 2012, 17:21:32 UTC
Уф-ф. Нашёл место вашей аутосуггестии. Это ж инструмент пассионария. Способность «накачивать себя героическим». Достаточно вспомнить как отроки любят раздувать щёки. Разумного здесь почти нет, а целеполагания (и фантомов в голове) сколько угодно. (Очевидные ценности пассионария справедливо оцениваются бОльшей половиной «человеков» как элемент суггестии).

К свободе (сознанию) ведёт скромная рефлексия. Это способность быть одновременно в ситуации и над ней. В ситуации вы - инстинктивное био-этно-социальное существо, а «над ней» -- способны подготовить и повернуть события по своему произволу. «Мерцающее сознание» -- норма наращивающего себя разума. Следование ей тренирует интуицию - способность непосредственного усмотрения истины.

Reply


Видите ли... livejournal October 7 2012, 19:25:47 UTC
Пользователь dgies сослался на вашу запись в записи « Видите ли...» в контексте: [...] но уж хоть чучелом, хоть тушкой. Тем более еще когда: http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6578.html [...]

Reply


staerum October 7 2012, 19:36:42 UTC
Меганезия. "образование без воспитания".

Мысли понятные, нужны методики. Конкретные наборы, пакеты работы с. А то опять же, про мышек и ёжиков. "когда учитель страстно любит и знает свой предмет" это и в индустриальной школе неплохо срабатывает. Дайте нам пару сотен тысяч таких учителей, а лучше миллион, а еще лучше методику их выращивания. По стругацким, раз уж начали за фантастику. Хоть и без воспитания.

Reply

v_ersilov October 7 2012, 21:14:42 UTC
Хорошо, что мысли понятны.
Разрозненные методики какие-никакие имеются.
Продвинутые родители уводят детей из "принудиловки" деградирующей индустриальной школы.
Это -- элементы альтернативных решений.

На политическом уровне -- протесты против форсированных:
- реформирования школы в интересах "индустрии образования", а не детей
- развёртывания ювенальной системы, разрушающей семью...

Концептуально. Вопрос ближайшего будущего решают сегодняшние родители.
Одно дело, если они успеют перевести детей из школ-резерваций в приемлемую для развития среду.
Другое -- если деградация превратится в катастрофу.

Чтобы действовать, надо видеть целостную картинку. С этим совсем туго.

Reply

staerum October 7 2012, 22:21:13 UTC
То, что нужно уводить - тоже понятно и для нас с супругой в общем одна из рассматриваемых альтернатив (для будущих детей). Меня не интересует война и протестные действия, их я считаю бесполезными. Чтобы что-то произошло и создалось бессмысленно бороться, чтобы кто-то это сделал за тебя, надо строить своё. Реформирование школы - пусть вертят трупом как хотят, ювеналка - не опасна, если судить сколь-нибудь объективно (автомобильный транспорт статистически куда опаснее любой ювенальной юстиции). Это по политической части ( ... )

Reply

dgies October 8 2012, 09:30:52 UTC
_Оно безусловно и в любом случае снижает потенциальную адаптивность человека в обществе, не давая ему общего контекста с окружением, а сверх того не предоставляя каких-либо преимуществ._
Вот я и говорю: критерий успеха детей никуда нельзя деть. Каким бы ни было общество, родители хотят, чтобы дети преуспели именно в нем, а не в какой-то идеальной среде. Это, сори, камент для камрада v_ersilov ;)

Reply


Любопытный поворот... livejournal October 8 2012, 19:40:35 UTC
Пользователь dgies сослался на вашу запись в записи « Любопытный поворот...» в контексте: [...] представлений тотемного сапиенса. http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6578.html?view=147890#t147890 [...]

Reply


Пока варятся... livejournal November 6 2012, 21:45:28 UTC
Пользователь dgies сослался на вашу запись в записи « Пока варятся...» в контексте: [...] овым и в ассоциированных сообществах (последняя - http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6578.html [...]

Reply


Leave a comment

Up