СВОБОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (2)

Sep 19, 2012 09:07

Питер Грэй ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ИДТИ В ШКОЛУ (фрагмент)

Инстинкты ведут наших детей к самообучению через свободную игру, исследование мира и общение. Но у нас есть школы, которые настаивают на том, чтобы они забыли о свободе и делали, что им скажут. Эти школы никогда не работали хорошо и даже в теории они не могут хорошо работать, потому что они всегда были против детей и поэтому порождали сопротивление.

Что делать с этим эволюционным несоответствием?
Мне представляется, что у нас есть два пути. Мы можем продолжать наступать на грабли принудительной образовательной системы и сражаться с инстинктами наших детей, лекарствами или иными доступными средствами подавлять их жажду свободы. Или мы можем принять то, что многим людям сегодня представляется радикальным, даже безумным подходом к образованию, и что было естественно для охотников-собирателей. Этот радикальный подход - дать детям учиться самим, а наша задача здесь - создать условия, чтобы самообучение было возможно.

Идея, что дети могут сами заниматься своим обучением, и успешно с этим справляются, кажется сегодня абсурдной большинству людей, настолько мы привыкли к мысли, что обучение требует руководства «сверху-вниз» и внешней мотивации. Но те, кто решил присмотреться, бывают поражены доказательствами того, насколько образовательный подход охотников-собирателей блестяще работает в современном обществе. Я приводил эти доказательства в предыдущих статьях. Мы можем строить игровые и учебные центры, подобные школам Садбэри, где созданы условия, чтобы дети учились сами. Основное условие - это возможность играть с детьми разного возраста, получить доступ к орудиям труда, которые важны для нашей культуры, иметь рядом заботливых взрослых, и все это - в окружении нравственных людей, которые олицетворяют важнейшие ценности общества. Как ни удивительно это может показаться, такая система стоит дешевле и несет в себе меньше проблем, чем современное принудительное образование. И такие центры, в отличие от стандартных школ, полны радости и веселья.

Ваши дети не хотят ходить в школу? А вы сами хотели? Как именно они (или вы) протестовали? Как вы справлялись с противоречием между человеческим стремлением к свободе и принудительной школьной системой? Что, по вашему мнению, мы можем сделать, чтобы разрешить это противоречие? Мне интересен ваш опыт и ваши мысли.
_ _ _ _ _ _ _

Продолжение http://sapiens-ru.livejournal.com/5136.html.

Слободчиков, Поршнев, Грэй, ТСС, ВСИ, Олег

Previous post Next post
Up