СВОБОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (3)

Sep 24, 2012 18:28

Две предыдущие записи появились благодаря статьям Питера Грэя о свободном воспитании-образовании (развитии) как уходу от противоестественной принудительной образовательной системы.
http://ecce-homo-ru.livejournal.com/5608.html
http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6249.html .
Альтернативой опостылевшей «принудиловке» являются домашнее образование (включающее радикальный «анскулинг») и свободная школа (воспитательно-образовательное заведение, более или менее свободное от пороков школы-казармы). Ниже представлены отечественные образчики второго направления (цитирую).

В традиционном общественном сознании «воспитывать» означает заставлять ребенка делать и говорить то, что взрослые считают правильным. В Метапедагогике вектор развития задает ребенок, вернее потребности его личностного роста и развития, осознанные взрослым… Мы должны научиться действовать в той же системе координат, в которой происходит рост нашего ребенка, опираясь на [его] качества и стремления… Длительный эксперимент «Китеж» по созданию мира, целиком ориентированного на развитие личности ребенка, …продолжая оставаться педагогическим и социальным экспериментом, обрел неоспоримые черты реальности, став домом и источником вдохновения для взрослых и детей.
Идея сопровождения приемной семьи трансформируется в идею реального и последовательного сотрудничества семей, которые вместе формируют стратегии воспитания, управления сообществом, вместе накапливают профессиональный и жизненный опыт, развиваются личностно. Этот опыт используется семьями, которые прошли школу приемных родителей или получили консультацию в Китеже.

Парк-школа - это совокупность открытых студий - математики, искусства, химии, биологии, любых других… Привычное деление на классы в парк-школе отсутствует - дети разного возраста учатся вместе, и для них нет стандартной учебной программы - действует принцип совместного проектирования личных образовательных траекторий… Во многих развитых странах уже давно работают по этим принципам: близка по духу студийной система образования Дании, прямые аналоги парк-школы - Саммерхилл-скул в Шотландии, сеть школ «Садбери Велли» более чем в 20 странах мира.

Если Вы верите, что ребенок имеет право и может самостоятельно выбирать себе путь, значит, Вы верите в свободное образование. У нас работает маршрутный лист, где указываются виды деятельности, которыми занимался ребенок в течении дня и результативность. Лист доступен онлайн, родители могут видеть его в любой момент. Я полагаю, это правильно, когда ребенок занимается тем, что ему близко и нравится. Кроме того, никто не знает, на что будет похож мир через 15 лет, когда наши первоклассники закончат ВУЗы, и бесполезно готовить детей к чему-то определенному.

Свободная школа - явление положительное хотя бы потому, что помогает многим детям избежать катка всеобщего обязательного среднего образования. [Однако] создатели таких школ обычно плохо представляют себе факторы обучаемости детей, уделяют слишком большое внимание насаждению равенства и братства в школах и слишком малое внимание связям с родителями (семьёй) и внешним миром. Они часто слишком увлечены идеями равноправия, любят сгрести детей в кучу, посадить за круглый стол и сказать: окей, вот вам свобода, управляйте собой, как вы считаете справедливым. И в отсутствии нормальной, природой предусмотренной, иерархии взрослый-ребёнок, тут же начинают выстраиваться иерархии между детьми. И в этой ситуации дети обычно перестают обучаться, потому что не могут расслабиться от эмоционального дискомфорта.
_ _ _ _ _ _ _

Продолжение http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6578.html.

идея, Грей, самоорганизация

Previous post Next post
Up