В Танахе упомянуто множество растений. Это рассказ о некоторых, тем или иным образом связанных с Храмом. Их много. Из одних строили Храм, а другие в нем воскуряли. Некоторые были уничтожены вместе с Храмом и были возвращены в Эрец-Исраэль только после создания государства. История этих растений иногда похожа на историческую драму, а иногда на настоящий боевик...
9 Ава - день траура по двум Храмам, которые, как считает еврейская традиция, были разрушены в один день в разные годы. Сегодня, в канун 9 Ава хочу поговорить о Храмах и о растениях, с ними связанными.
И вы удивитесь вместе со мной, какое количество растений имело связь с еврейскими Храмами самым разным образом. Я расскажу только о самых выдающихся.
Первый Храм
Первый Храм или Храм царя Шломо (Соломона) был построен на горе Мориа в Иерусалиме царем Шломо, согласно общепринятым исследованиям, во второй половине 10 века до н.э.
Он строился по последнему слову тогдашней технологии, из самых современных и дорогих строительных материалов на тот момент. Царь Шломо хотел всем продемонстрировать свои возможности и возможности своей страны.
"Царь Шломо (Соломон) разговаривает с голубем", автор художник Копель,
Бейт-Габриэль "Царь Шломо" фрагмент картины "Народ Израиля жив", Аэропорт им. Бен-Гуриона.
Будем считать, что у Шломо под локтем находится изображение Первого Храма, которое скорее похоже на Второй, а не на Первый, который он построил... А за спиной у него с колоннами Второй? даже и не знаю...
Храм царя Шломо, Первый Храм просуществовал примерно 410 лет. Он был разрушен армией Навуходоносора II в 586г.д.н.э. От него до нас ничего не дошло, кроме подробного описания в Танахе. И хотя эти описания очень подробные, с указанием размеров, мало реконструкций этого Храма или же они выглядят как не соответствующие описанию.
Это, на мой взгляд, самый приемлемый вариант, хотя колонны перед храмовым залом как-то не соответствуют описанию первоисточника. Но о них дальше.
By
Johnreve - Own work, Public Domain,
Link О строительстве Первого Храма, Храма царя Шломо (Соломона) мы знаем очень много непосредственно из Танаха и там, прежде всего, мы встречаем деревья в качестве строительных материалов.
Известно, что стены храмового зала (ההיכל) были сделаны из кедров и покрытыми золотом. Пол зала был сделан из кипарисового дерева, также покрытого золотом. Стена с проемом и завесой (פרוכת) отделяла зал от Святая святых. Двери зала были сделаны из "масляного дерева", которое до сих пор представляет собой загадку,
о которой я рассказала. Дверные коробки были из кипариса и также были покрыты золотом.
Видео на 2 минуты, почти без текста с реконструкцией Первого Храма.
Click to view
И пришли мне дерев кедровых...
В Танахе кедр символизирует мощь. Для строительства Первого Храма кедр привезли из Ливана.
В
Книге Мелахим I (5:24):
"И давал Хиром Шеломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, все по его желанию."
וַיְהִי חִירוֹם נֹתֵן לִשְׁלֹמֹה עֲצֵי אֲרָזִים וַעֲצֵי בְרוֹשִׁים כָּל חֶפְצוֹ
(מלכים א',(ה:כ"ד
И пришли мне дерев кедровых, кипарисы и сандал из Леванона...
Диврей а-ямим II (2:7)
שְׁלַח-לִי עֲצֵי אֲרָזִים בְּרוֹשִׁים וְאַלְגּוּמִּים, מֵהַלְּבָנוֹן" (דברי הימים ב')
Царь Шломо использовал для строительства своего Храма привозной ливанский кедр вместо местного
сикомора, который не хуже по своим качествам. Может уже тогда предпочитали иностранные товары отечественным? :) Или он хотел таким образом подчеркнуть важность Иерусалима, для которого он желал самого дорогого и не жалел средств, что всем и демонстрировал.
По приказу царя Шломо стволы ливанского кедра транспортируют из порта Яффо для строительства Первого Храма. Так это изобразил художник Нахум Гутман на мозаике-фонтане
"История Тель-Авива", 1976г.
Кедр использовался как для строительства так и для облицовки.
Считается, что танахическое название кедра ливанского соответствует современному дереву.
Археологи нашли большое количество балок из кедра в Древнем Египте, в Эрец-Исраэль начиная с бронзового периода, времен Первого и Второго Храмов, Средневековья и 19в.
Почему ливанские кедры были таким популярным строительным материалом в древности?
Ливанские кедры могут достигать 40-50 метров в высоту. Диаметр ствола может быть больше 10 метров.
Глядя на это изображение понимаешь, какой это хороший строительный материал.
Ливанский кедр в Ливане. Из книги
"Палестина", в словах и фотографиях в дополнение к Синайскому полуострову и земле Гесем. 2-х томах, Штуттгарт и Ляйпциг, 1884г.
В прошлом в Ливане были огромные кедровые леса, но сотни лес деревья постоянно вырубались.
Глядя на такое дерево становится понятно, почему его использовали в древнем мире для строительства. Большие ливанские кедры можно сейчас увидеть в Европе,
я писала подробно об этом.
Вот дерево, которому 174 года. Его посадили в 1848г. во французском городе Тарб (Tarbes) в саду Massey.
Оно имеет высоту около 25 метров и окружность ствола около 7 метров.
В Израиле можно увидеть ливанский кедр с уже характерной внешностью в саду Сакер в Иерусалиме.
Еще о кедрах и кипарисах подробнее я рассказала
тут.
...балки - кипарисы...
Основной функцией кедров было использование их для строительства крыш, а кипарисы использовали в качестве балок.
(17) Кровли домов наших - кедры, балки - кипарисы.
Шир а-Ширим (Песнь Песней)
Предположительно, что кипарисы были распространены в Эрец-Исраэль в прошлом как дикие растения, но большую часть их срубили.
В Танахе кипарис используется как символ свежести и мощности часто вместе с кедром.
Много раз он упоминается в Танахе, в частности говорится о балках из кипариса, которые завозили из Ливана. Собственно отождествление современного кипариса с растением упомянутым в Танахе под тем же именем весьма принято, но не все исследователи с этим согласны.
Тут важно помнить, что кипарис вечнозелёный (ברוש מצוי Cupressus sempervirens L.) - высокое прямое дерево. И хотя сейчас мы не задумываемся о деревьях в качестве строительного материала или в качестве дров, как в древности, мы можем себе представить, как видели эти деревья наши предки.
Форма кроны зависит от сорта кипариса. Самый распространенный сорт - "кипарис горизонтальный", он характерен ветками растущими в стороны и создающими широкую коническую крону.
Другой сорт, кипарис пирамидальный, ветки которого прижаты к стволу дерева, крона узкая и длинная, по форме напоминает свечу. Это очень древний сорт, он используется для посадок в садах и на кладбищах.
"И поставил столбы (у входа) в храмовый зал; и поставил правый столб, и дал ему имя Йахин, и поставил левый столб, и дал ему имя Боаз" (Мелахим I 7:21)
Столбы очень точно описаны, поэтому не ясно, почему на реконструкциях они не соответствуют описанию.
Эта реконструкция мне кажется более достоверной, чем следующая.
By
User:Tombah - Own work,
CC BY-SA 4.0,
Link (16) И два венца, отлитых из меди, сделал он, чтобы положить на верхушки столбов; один венец в пять локтей высоты и другой венец в пять локтей высоты. (17) Переплетения, сделанные в виде решетки, и плетеные шнуры в виде цепочек (были украшениями) для венцов, которые на верхушках столбов: семь для одного венца и семь для другого венца. (18) Так сделал он те столбы; и два ряда гранатов вокруг на каждой решетке, покрывающей венцы, которые на верхушке; и так же сделал он для другого венца. (19) А в передней части храма венцы, которые на верхушках столбов, сделаны (в виде) лилий (в) четыре локтя (высотой). (20) И на обоих столбах вверху венцы над выпуклостью, что у решетки, а двести гранатов рядами (были) вокруг над каждым венцом. (21) И поставил столбы (у входа) в храмовый зал; и поставил правый столб, и дал ему имя Йахин, и поставил левый столб, и дал ему имя Боаз. (22) И на верхушках столбца сделаны (венцы в виде) лилий
Книга Мелахим I (7:16-22)
By no idea - see source - An illustration from the
Encyclopaedia Biblica, a 1903 publication which is now in the public domain., Public Domain,
Link Вот как выглядит гранат, если вдруг кто не знает...
Гранат обыкновенный (רימון מצוי Punica granatum) очень популярное в иудаизме растение. Подробно о нем
тут.
А вот лилия, из которой венец.
Ли́лия белосне́жная, или Лилия чи́сто-бе́лая, или Лилия белая (שושן צחור Lilium candidum L.) - многолетнее луковичное растение; вид рода Лилия.
Редкое, охраняемое исчезающее растение.
Подробно про лилию.
Что находилось внутри храмового зала Первого Храма?
Святая святых - закрытая часть зала, куда и Первосвященник заходил только в Йом Кипур. В отличии от Второго Храма, там находилось несколько предметов: Ковчег Завета, Посох Аарона, Елей для помазания, Манна с небес.
"И пусть сделают ковчег из дерева шитим... "
Шмот (25:10)Ковчег Завета, как известно, стоял только в Первом Храме. В нем находились Скрижали Завета, которые получил Моше.
В книге Шмот в разделе Трума начиная с "10.И пусть сделают ковчег из дерева шитим... " описано чрезвычайно подробно как сделать Ковчег для Скрижалей. Этот макет соответствует описанию.
Такой макет можно купить в разных магазинах и собрать дома. Настоящий ковчег еще был покрыт золотом, но это уж каждый решает для себя, чем покрывать модель.
Но мы поговорим не о том, как сделать Ковчег, а о том, из чего его сделать. Что это за дерево "шитим", упомянутое в Торе 12 раз?
Из шитим были построены Скиния, жертвенник и Ковчег Завета.
Шитим (שיטים) в переводе с современного иврита - акации. Исследователи считают, что это вполне логичный вариант, что это те самые деревья, которые упоминаются в Танахе.
Сейчас мы знаем три вида акаций, растущих в пустыне. Самый возможный вариант - акация Радди (Acacia raddiana Savi שיטה סלילנית), невысокое пустынное дерево, силуэт которого похож на зонтик. Оно имеет один почти неразветвленный ствол высотой до 1-3м, который потом превращается в широкую округлую крону. Все-таки есть ствол, который можно использовать для строительства.
Подробно об этих трех видах акаций я писала
тут.
При археологических раскопках были найдена древесина всех трех видов этих пустынных акаций, распространенных в Эрец-Исраэль. При этом акация Радди больше использовалась для строительства.
В конечном итоге, проф. З.Амар пишет о том, что по традиции Acacia это точное определение рода дерева о котором идет речь в Торе, но нельзя точно сказать о каком виде акаций идет речь. Может быть Скинию построили из разных видов акации.
Посох Аарона
В Святая святых Первого Храма хранился посох Аарона, который был сделан из
миндального дерева.
О посохе Аарона, брата Моше, сказано: «И вот, расцвел посох Аарона, от дома Леви, и расцвел цветами, пустил почки, и созрел на нем миндаль». (Бемидбар 17:23).
Подробно о миндале.
Емкость с елеем для помазания.
В данном случае это было самое дорогое оливковое масло и специальные пряности, часть из которых использовалась и для воскурения в Храме. Масло для помазания было приготовлено только один раз.
Оливковое масло и оливковое дерево в Храме играли разные роли. О других - дальше.
Я перефотографировала фото в
хозяйстве "Галили".
Емкость с манной небесной
"15. И увидели сыны Исраэля, и сказали друг другу: Ман это. Ибо не знали они, что это. И сказал Моше им: Это хлеб, который дал вам Господь для еды." Шмот (16:15)
"Чудо манны" Сараевская Агада, Испания, 14 век. Факсимильная копия оригинала из коллекции Боснийского национального музея, Сараево. Сфотографировано в Парижском еврейском музее.
Уже больше ста лет ученые пытаются понять и объяснить, что же такое манн\манна, описанная в Торе. Есть ли этому явлению реальная основа?
Есть те, кто считает, что это тамариск, или охраденус ягодный или даже лишайник...
Подробно Два херувима
Значительная часть Святая святых была занята двумя херувимами. Херувим - ангел или легендарное животные с телом быка и лицом человека или младенца. Сделаны они были оливкового дерева и покрытыми золотом, высотой 10 локтей, а их крылья раскинулись от стены к стене. Размах крыльев каждого из херувимов составляет 10 локтей.
Древесина оливы очень красивая и используется для вырезания декоративных предметов.
Но Храм есть Храм, и все покрывали золотом.
Подробно о дереве оливе.
Храмовой зал
Жертвенник воскурения
Этот макет показывает, что находилось внутри Скинии, а впоследствии находилось в Храме. Ковчег Завета со Скрижалями (в Первом Храме),
Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения. На Жертвеннике воскурения как раз и воскуряли благовония во все дни года, кроме Йом Кипур.
Жертвенник воскурения.
Плакат из магазина Института Храма.
В Торе сказано о благовониях и даже они указаны конкретно, 4 составляющие смеси для воскурения в Храме.
"И сказал Господь Моше: Возьми себе пряностей: бальзама, и ониха, и галбана; пряностей и чистого Ливана; поровну будет."
Книга Шмот (30:34).
К ним добавлялось еще 7, описанные в других источниках и таким образом было всего 11 компонентов, которые приготавливались в определенной пропорции.
Со всеми этими компонентами все не так просто и современные исследователи танахической ботаники занимаются отождествлением растений, из которых были сделаны благовония.
Обо всем этом я уже рассказала подробно.
Для наглядности - сувенир 1914 года из Святой земли, который продавали в магазине Vester & Co в
Американской колонии в Иерусалиме. Это подарочный набор образцов танахических благовоний и древесины. Сфотографировала на
выставке "Путешествия на Восток", Музей культуры ислама, Беэр-Шева.
Обратите внимание, что тут имеется мирра (Myrrh), в среднем ряду, третья слева; галбан (Galbanum) в верхнем ряду третий справа; ладан (Frankincense) в верхнем ряду четвертый справа; шафран (Saffron) в нижнем ряду третий справа; афарсемон - галаадский бальзам (Balm) в нижнем ряду третий слева. О нем расскажу ниже.
А образцы древесины нам тоже очень интересны.
Верхний ряд, слева направо: миндаль, шитим-акация, фисташка, дуб
Нижний ряд, слева направо: кипарис, кедр, сикомор, олива.
Стол хлебов предложения
Стол хлебов предложения, который стоял в Храмовом зале. Этот стол был сделан из золота. Но нас интересует не он, а хлеба предложения, которые на нем лежали. На столе их было 12 штук. Это были непростые хлеба.
Какими были хлеба предложения?
Стол хлебов предложения с хлебами, реконструкция Скинии в Тимне. Здесь форма хлебов не соответствует более тщательным реконструкциям. Они не были круглыми.
מאת
Mboesch - נוצר על־ידי מעלה היצירה,
CC BY-SA 4.0,
קישור Современный специалист, исследователь танахической ботаники
профессор Зоар Амар рассказал, что этот хлеб был уникален по своему составу. Он был сделан из того, что мы сейчас называем манной крупой, а не из муки. На один такой хлеб требовалось порядка 4 килограмм манки.
Его выпекали в пятницу перед наступлением субботы. И он попадал в Храм в субботу и находился там до следующей пятницы, когда его заменяли на свежий хлеб. Старый хлеб коэны-священнослужители съедали. И появляется вопрос, что же это была за мука такая, хлеб из которой мог храниться так долго и не портится без холодильников?
Оказывается, манная крупа была получена из твёрдой пшеницы дурум (Triticum durum). Дурум был общепринятой пшеницей в Эрец-Исраэль еще каких-нибудь 70 лет назад. Мягкие сорта пшеницы стали широко распространенными здесь относительно недавно. В наше время из дурума делают пасту.
Хлеба предложения также имели специфическую форму.
Форму этого хлеба Раши и Рамбам описывали по-разному.
Вариант изображения этих хлебов можно посмотреть
тут.
Профессор Зоар Амар в качестве исследования организовал выпечку хлебов по версии Раши и Рамбама, чтобы представить себе как это было...
Менора
Изображение меноры (семисвечника), мозаика, на полу
синагоги в Ципори, 5 век нашей эры. Ее очертания очень похожи на описание меноры, которое дается в Торе:
(Шмот 25:31, 32): «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей (должны) выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его».
Эта менора действительно похожа на растение, в отличие от изображения меноры, взятой с арки Тита в Риме и использованной для герба государства Израиль.
Тора сравнивает менору с растением и в конце 19 - начале 20 века начали задумываться, нет ли прообраза семисвечника в природе.
Нога Реувени, основатель парка "Неот кдумим", написал книгу "Символ страны: корни в природе земли и в еврейской традиции", которая была опубликована в 1980г., и в ней он рассказывал об одной идее своих родителей Ареувени, знаменитых ботаников. Из многочисленных описаний семисвечника - меноры в Танахе они решили, что прообраз меноры надо искать в природе Израиля. В такой идее нет ничего удивительного даже для людей не религиозных - древние народы многое брали из природы, не было у них ни интернета, ни телевизора.... Возможным прообразом меноры мог быть...
...шалфей иерусалимский (Salvia hierosolymitana מוריה - מרוות ירושלים), художник Шмуэль Харуви для энциклопедии "Сокровищница растений Эрец Исраэль".
"Неот Кдумим" Менора - светильник и наливали в нее оливковое масло, которого в Храме требовалось очень много. Вот мы и вернулись к маслине, источнику этого масла.
Семь видов
Были растения, которые попадали в Храм в качестве приношений. Это семь видов, которыми Всевышний благословил Землю Израиля.
Когда существовал
Храм, евреи в Шавуот совершали восхождение в Иерусалим и приносили бикурим (בִּיכּוּרִים, первые плоды урожая), то есть приносили жертву в виде плодов. Приношения могли быть только из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля. Это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, олива и финиковая пальма. На церемонию принесения бикурим проходило множество людей и было очень торжественным. Сразу скажу, что невозможно принести в Шавуот все плоды, все
семь видов сразу.
Корзина с плодами семи видов в Храме в
Синагоге Ципори 5в.н.э..
Из-за ограничений по размеру поста в жж, этот пост полностью не вошел. Полный пост
https://dona-anna.dreamwidth.org/2486025.html Второй Храм, окончание в жж