Есть в Израиле такое удивительное место,"Неот Кдумим", которое официально числится по-русски "заповедником библейской природы", а на деле и не заповедник, а скорее то ли ботанический сад, то ли музей сельского хозяйства и быта и кроме того, я бы сказала, ликбез по "танахической ботанике". Место совершенно уникальное, прямо скажу, и если кто-то еще не был, то просто бегом бежать надо. Особенно любителям ботаники:)
Гербом заповедника является цветок каперса, о котором я расскажу в
следующем посте. Но и Танах и мирт, да, тот самый, вполне могли бы быть его гербом. Их так небрежно и символически положила на стол перед нашей экскурсией экскурсовод Сарале... не думаю, что случайно:)
Так почему же это НЕ заповедник в обычном понимании этого слова?
В качестве заповедников, обычно, понимают охраняемую природную территорию, которая нам досталась в первозданном виде, или в виде к близком к первозданному. В "Неот Кдумим" все совсем не так! Все, что вы видите здесь посажено человеком. Огромное количество видов растений, диких и культурных, посаженных на 250 гектарах, представляют практически всю флору Израиля из разных регионов страны, а так же местные древние сельскохозяйственные культуры.
Идея такого парка - сада родилась очень давно, аж в 1925 году. Авторами идеи были Хана и Эфраим Реувени (а на иврите Ареувени הראובני, и я не знаю почему по-русски во многих местах пишут Реувени), ботаники, репатриировавшиеся в Израиль со Второй алией.
Начало реализации проекта началось в 1965 году, так что 40 лет прошло, почти как 40 лет хождения евреев по пустыне с Моисеем:)
Вообще, израильская ботаника необыкновенно интересна и разнообразна, это место - стык континентов. Не менее интересна и разнообразна история развития израильской ботаники как науки.
Хана и Эфраим Реувени в начале 30х годов прошлого века, около выставочного шкафа на выставке растений Танаха и Талмуда.
Эфраим Реувени (родился как Рабинович, а затем сменил фамилию, ивритизировался) родился в 1881году в городе Новомосковске на Украине в семье раввина. Учился в иешиве, но так полюбил ботанику, что отправился ее изучать в Лозанну, а затем в Прагу. Репатриировался в Османскую империю, в составе которой и были эти места. В 1919 году женился на Хане, которая тоже изучала ботанику. Вдвоем они, поняли, что можно всю жизнь жить в Эрец-Исраэль и ощущать себя чужим, не ощущая связи с этой землей. И они, будучи ботаниками, в хорошем смысле этого слова, решили, что знакомство с замечательным здешним растительным миром есть путь к тому, чтобы ощутить, что это - наша земля, и и что у нас есть здесь корни, описанные в древнейших еврейских источниках. А я-то, грешным делом, думала, что это идея моя и группы товарищей, когда в 2007 году мы организовали сообщество
natur-israel. Лучше учите мат. часть, дорогая
dona_anna!:)
Супруги Реувени активно изучали растения Эрец-Исраэль, разъезжая повсюду на телеге, так как другого транспорта в те времена не было. Они занимались ботаническим описанием растений и возрождением ивритских названий растений, с помощью древнейших еврейских первоисточников: Танаха, Талмуда, Мишны и исходя из того, что многие арабские название здешних растений - это арабиизированные ивритские. Их интересовало не только названия, но и что конкретно написано в еврейских источниках об этих растениях, что о них знали наши предки.
Это были времена возрождения иврита как разговорного языка и молодые ботаники принимали в этом самое активное участие, участвовали в так называемых языковых войнах.
С появлением еврейского университета супруги Реувени стали работать в отделе ботаники и основали Музей растений Танаха и Талмуда на Хар Ацофим на основе свое домашней ботанической коллекции, которую передали университету.
Университетский ботанический музей.
Все эти годы супруги Реувени работали над энциклопедией "Сокровищница растений Эрец Исраэль". Они обратились к художнику Шмуэлю Харуви и он нарисовал 40 листов- иллюстраций к этой книге. К сожалению, книга так и не вышла в свет. Вот несколько листов из нее. Приятно смотрятся классические ботанические иллюстрации.
Персидский цикламен (Cyclamen persicum רקפת מצויה), как вы сами уже догадались.
Дримия безлистная (Drimia aphylla חצב מצוי).
С момента создания университета Эфраим мечтал о создании ботанического сада, где будут представлены растения по группам, описанным в разных еврейских источниках, на пример, в "Песнь песней", "Виноградник Йешуа", "Растения Талмуда". Эта идея, изначально, была поддержана
Х.-Н. Бяликом и университетом. Но супруги Реувени были людьми сложными и воинственными, и большинство работников университета в конечном итоге идею не поддержали. И идея, которая, казалось бы, должна была объединить ботаников и возродить культурно-исторические корни ивритской ботаники, наоборот всех разъединила.
Эти проблемы были вызваны разногласиями между "еврейскими ботаниками" и "чистой" ботаникой, между учеными и "языковой культурой". Супруги Реувени оказались в одиночестве и их направление развития науки оказалось бы полностью забытым, если бы они не вырастили сына...
Их сын Но́га выросший в обстановке постоянной идеологической войны, стал "рыцарем" идей родителей. Но́га осуществил мечту родителей о создании сада. В 17 лет он решил, что не пойдет учить ядерную физику, т.к в Израиле для физики предостаточно мозгов, а пойдет учить биологию, чтобы суметь создать сад...
Но́ге 14 лет и он сфотографирован в Музее растений Танаха и Талмуда.
Но́га понял, что идею родителей надо осуществлять независимо от академии, а путем обращения к людям любящим природу и туризм в Израиле. Он закончил Еврейский университет по специальностям: ботаника, зоология, биология, Танах, Талмуд и иудаизм.
В отличии от родителей, Но́га был харизматичен и умел общаться с людьми. Он сумел найти влиятельных общественных деятелей во главе с Давидом Бен Гурионом, которые содействовали созданию "Неот Кдумим". В 1965году был получен кусок голой каменистой земли между Иерусалимом и Тель-Авивом и Но́га начал на нем труд всей своей жизни.
1973 год, пустынное место, которое превратилось в "Неот Кдумим". Слева направо Но́га, Махмуд Црор, Хелен Франкли.
И только в 1978г., после посещения этого места Ариэлем Шароном, тогдашним министром сельского хозяйства, начинается реальное строительство.
В 1994 году Но́га и коллектив работников "Неот Кдумим" получили Государственную премию Израиля.
Символ страны
Шалфей иерусалимский (Salvia hierosolymitana מוריה - מרוות ירושלים), художник Шмуэль Харуви для энциклопедии "Сокровищница растений Эрец Исраэль".
Но́га Реувени написал книгу
"Символ страны: корни в природе земли и в еврейской традиции", которая была опубликована в 1980г., и в ней он рассказывал об еще одной идее своих родителей. Из многочисленных описаний семисвечника - меноры в Танахе они решили, что прообраз меноры надо искать в природе Израиля. В такой идее нет ничего удивительного даже для людей не религиозных - древние народы многое брали из природы, не было у них ни интернета, ни телевизора:)
Менора из Российской империи, которую в своем доме или синагоге на Украине вполне могли видеть Эфраим и Хана. Фотография с выставки
"Святыня. Искусство. Эстетика" Они нашли несколько видов растений, которые описаны в книге Шмот. Большинство этих растений было вида Salvia - шалфей מרווה. Ивритское название מרווה (марва) происходит от сирийского и Эфраим Реувени предположил, что у этого названия ивритский первоисточник Мориа (מוריה). Это название места (страна Мориа), куда отправился Авраам приносить Ицхака в жертву. (Берешит 22:2). Впоследствии на этом месте царь Соломон воздвиг Храм.
Так как мы не увидели шалфей иерусалимский в "Неот Кдумим", я предлагаю вам посмотреть на мою фотографию, сделанную на
хуторе Маоз Цви.
Правда, есть что-то в этой идее?:)
Теперь немножко об истории сельского хозяйства и быта наших предков.
Кроме огромной коллекции диких растений, о которой в следующем посте, "Неот Кдумим" предоставляет нам, горожанам, возможность посмотреть как растет хлеб. В прямом смысле этого слова:)
Это - пшеница. Здесь можно посмотреть не только как она растет, но и поучаствовать в ее уборке. Но не комбайном, а как это делали когда-то, во времена Танаха.
Вот Боаз, который вышел нам навстречу с угощением - жаренными зернами пшеницы, древним народным угощением. Кстати, вкусно и приставуче как семечки. Обратите внимание на серп и молот, который Боаз держит в левой руке вместе с палкой. Если придете на уборку пшеницы, в районе Шавуота, вам дадут им поработать:)
Мы, к стыду своему не смогли отличить пшеницу от ячменя. И наша экскурсовод Сарале показала и тот и другой злак. Видите, пшеница, два прямых колоска, а склоненные колоски - ячмень. Ячмень созревает к Песаху. В каждом еврейском празднике есть кроме религиозного и сельскохозяйственный смысл, праздник уборки чего-то. Что поделать, в какой-то момент наши предки стали активными земледельцами:)
Устройство по отделению зерен от колоса.
Это ручная мельница - покрутите пару минут и сразу поймете как хорошо все покупать в супере:)
Это водяная мельница, устройство гораздо более продвинутое. Вода все приводит в движение.
Помол крупный - похоже на бургуль:)
И пшеница и ячмень относятся к группе Семи растений, которыми Б-г благословил Землю Израиля. И все эти растения - культурные, идут в пищу:) Остальные пять: виноград, инжир, гранат, маслина, финиковая пальма. Всем этим растениям здесь уделяется большое внимание.
Начало мая, овсы уже тоже созрели.
Те, кто не хочет заниматься растениями, может заняться животными, как это делали предки. Вам предложат чесать шерсть, на пример:)
В магазине вы можете обзавестись сельскохозяйственным инвентарем, чтобы использовать его у себя дома, если вам понравилось заниматься сельским хозяйством в "Неот Кдумим".
Парк предлагает посетителям и другие виды древней сельскохозяйственной деятельности:)
В нашем региона всегда была и есть проблема с водой. И в отличии от настоящего времени, когда уже большая часть воды, которой мы пользуемся, опресняется, наши предки были заняты сбором воды. Делалось это несложно.
Видите сборная труба, которая идет к крыше?
Вода из нее стекает в водосборник, а оттуда как из колодца, воду достают... кожаным ведром.
Некоторые сельскохозяйственные культуры и растения, которые используются для приготовления пищи.
Нам повезло, мы попали в сезон цветения гранатов.
Это бутоны граната.
Цветы граната почти букетом.
Когда лепестки отвалились, то остались такие звездочки.
Вот уже похожий на себя гранатик, правда зеленый и не зрелый.
Инжир от дождя прикрылся "фиговыми листиками" :)
Виноград тут еще совсем молодой, а в супере уже есть израильский виноград урожая этого года. Современные израильские сельскохозяйственные кудесники полностью перевернули все сезоны растений, и привычные сезоны мы скоро сможем увидеть только в "Неот Кдумим", где все как у предков:)
Конечно тут немало
финиковых пальм, вон сколько отражается. Свежих фиников нет, но...
... в супере всегда есть вяленые. Это сорт маджхоль - מג'הול, огромные финики с очень маленькими косточками и огромным количеством сладкой мякоти.
Майоран сирийский (душица сирийская) составная часть любимой израильской смеси по имени затар (זעתר).
Тот самый мирт, один из Четырех видов растений, которые евреи используют в Суккот.
Еще одно очень интересное дерево, не могу не показать:) Это сикомор (Fícus sycómorus שקמה), его выращивали раньше ради плодов. Оно много раз упоминается в Танахе. Сейчас уже ради плодов не выращивается, но в Израиле его можно встретить в разных городах. Обратите внимание, плоды у него растут на стволе, что говорит о его происхождении в тропическом климате. Плоды пока еще незрелые. Туристы не смогли попробовать:)
Глядя на окрестные зеленые холмы с трудом верится, что все это было пустынным и голым.
Окончание моего рассказа о "Неот Кдумим" Сайт заповедника с подробной информацией для посетителей (иврит и английский)
http://www.n-k.org.il Инфа:
http://maarag.huji.ac.il/Maarag/Templates/ShowPage.asp?DBID=1&LNGID=2&TMID=111&FID=608&IID=4092http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A4%D7%A8%D7%99%D7%9D_%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%95%D7%91%D7%A0%D7%99http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%90%D7%95%D7%AA_%D7%A7%D7%93%D7%95%D7%9E%D7%99%D7%9Dhttp://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%92%D7%94_%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%95%D7%91%D7%A0%D7%99http://www.n-k.org.il/?CategoryID=325&ArticleID=263