Старые белорусские местечки - шумные пристани в океане дорог древней Литвы. Возникая на перекрёстках дорог между крупными городами, они сами становились административными и социальными центрами больших регионов, были центром притяжения людей из множества окрестных деревень. Съездить на воскресную молитву в приходской храм, продать или купить что-нибудь на своё подворье, отметить важный повод в местной корчме - за этим и за многим другим тянулись в давние времена со всех окрестностей в местечки многочисленные подводы. Таким было и славное в Литве местечко Тимковичи, выросшее на бойком перекрёстке дорог на Несвиж, Копыль, Слуцк и Пинское Полесье. Край вокруг был издавна богат шляхетскими имениями, крупными богатыми деревнями на плодородных землях. А Тимковичи были центром, объединявшим этот край, местечком, куда стекались все окрестные дороги. Местечком титулованным и славным больше, чем иные города - с графским титулом и правом на самоуправление!
Значимость Тимковичей как важного торгового и транспортного пункта ценили с давних времён. Средневековые властители слуцкой и копыльской земли
князья Олельковичи стремились закрепить местечко за собой, чего и добились в 1499 году. Тогда великий князь Александр издал грамоту, в которой закреплял собственность Тимковичей за князем Симеоном Олельковичем, женатом на Анастасии Ивановне Мстиславской. Именно их история в наше время стала основой для известного фильма «Анастасия Слуцкая», где их роли исполняли Светлана Зеленковская и печально известный Геннадий Давыдько. Как мы знаем из того же фильма, владениям Олельковичей в то время пришлось сильно пострадать от татарских набегов. Тимковичи не стали исключением, и в 1502 году также были ограблены татарским войском. «Многие города и села они сожгли и, сотворив христианам неописанное кровопролитие, с большим числом пленных и с добычей собрались у Слуцка, а затем без всякого ущерба все в целости, ушли назад» -записал тогда летописец. Впрочем, возмездие настигло татар уже через четыре года, когда во время их очередного грабительского похода в 1505-06 гг. они были на голову разбиты войском Великого княжества Литовского в
битве под Клецком .
Битва под Клецком. Фрагмент гравюры 1578 г.
В то время, в начале 16 столетия, в Тимковичах уже было четыре улицы и главная торговая площадь. Интересно, что местечко имело прямоугольную форму, как бы подчёркивая всем своим видом, что оно и есть само по себе торговая площадь! А также перекрёсток, обращённый на все стороны света! На самом деле этот перекрёсток был обращён прежде всего к соседним крупным городам. Улицы в Тимковичах по сложившейся традиции назывались согласно названиям мест, в направлении которых они вели. На северо-восток и юго-восток расходились, соответственно, Копыльская и Слуцкая улицы. Улица, которая вела на северо-запад называлась Долглянская, по названию ближайшей деревни Долгое. Ведь тогда, в начале 16 века, богатый и славный в будущем Несвиж был ещё не больше самих Тимковичей! Ну и в сторону Полесья вела улица Островская, за которой начиналась дорога в деревню с этим характерным для болотных краёв названием - Остров (ныне Острово). Островская улица на выезде из Тимковичей пересекала ручей и шла мимо имения на берегу реки Мажи, в котором жили княжеские управляющие местечка. На противоположном берегу реки находилась деревня Огородники. Такие названия часто носили деревни у крупных городов, например у Несвижа или Слуцка. Это означало, что там живут люди, которые снабжают ближайший город свежими овощами. Как видим, и рядом с Тимковичами, очевидно, была деревня, продукцию которой можно было найти на местном рынке. Это тоже говорит о том, каким крупным и значительным местечком были в то время Тимковичи.
В конце 16 столетия последним владельцем Тимковичей из рода князей Олельковичей был Ян Симеон Олелькович. Он же был самым младшим в мужской линии этого славного но угасающего рода. В 1586 году, в возрасте примерно 20 лет, он женился на Софии Мелецкой, дочери великого гетмана коронного Николая Мелецкого - ближайшего сподвижника короля Стефана Батория в войне с Москвой, непосредственно командовавшего освобождением от московских войск города Полоцка в 1579 году. Но уже через шесть лет Ян Симеон умирает совсем молодым, не успев оставить после себя потомков. Его вдова София уже через год выходит замуж за Яна Кароля Ходкевича - будущего великого гетмана литовского, героя походов на Москву 1611-12 годов и
битвы под Хотином 1621 года . Своеобразным «приданным» вдовы Яна Симеона Олельковича стали, в числе прочего, и Тимковичи, которые теперь принадлежали потомкам Яна Кароля Ходкевича.
Ян Кароль Ходкевич. Портрет неизвестного художника 1620 г.
Детей у Яна Кароля и Софии было двое: сын Иероним и дочь Анна Схоластика. Иероним умер в 1612 году в возрасте всего лишь 14 лет, поэтому все огромные владения Яна Кароля Ходкевича (коих у него хватало и без имений жены) стали приданным Анны Схоластики. Она же в свою очередь стала женой великого маршалка литовского Яна Станислава Сапеги, сына знаменитейшего уже в своё время великого канцлера, издателя статута Великого княжества Литовского, Льва Сапеги. Вскоре после рождения их первого сына Анна Схоластика умерла. Но и на этом беды Яна Сапеги не закончились. В муках рождённый сын, едва ему исполнилось 5 лет, также тяжело заболел. В отчаянии, Ян Сапега, по совету своего отца, Льва Сапеги, решил прибегнуть в лечении сына к услугам известной во всей округе знахарки - жены священника церкви в селе Ятра под Новогрудком Раины Громыко. Но её попытки лечения сына Сапеги, мягко говоря, успехом не увенчались. Мальчик умер, а сам Ян Сапега также стал испытывать симптомы болезни, но до второго летального исхода всё же не дошло. Тогда он решил в буквальном смысле сжить неудачливую знахарку со свету, инициировав трибунал сначала по обвинению в колдовстве, а затем во врачебной некомпетентности и чернокнижии. Несмотря на отчаянную защиту (дело дошло до главного литовского трибунала), из-за могущественных связей Сапег в судебных органах ВКЛ Раина Громыко была приговорена к сожжению на костре. Говорят, что перед смертью она прокляла род Сапег, и, забегая вперёд, надо сказать, что проклятие это получилось действенным.
Ян Станислав Сапега. Портрет неизвестного художника 1709 г.
Через какое-то время после истории с Раиной Громыко, Ян Станислав Сапега вновь женился на Гризельде Вадынской, приёмной дочери надворного маршалка литовского Криштофа Веселовского. В качестве свадебного подарка он отписал жене местечко Тимковичи. Однако этот брак не просуществовал и нескольких лет, когда в 1633 году совсем молодая Гризельда умерла. Через два года скончался и сам Ян Станислав Сапега. Все его владения, включая Тимковичи, перешли его младшему брату Казимиру Льву Сапеге.
Казимир Лев Сапега был человеком добродетельным. Он усердно работал на великокняжеской службе (был великим писарем литовским, затем подканцлером), заботился об образовании на Литве, передал в Виленскую академию свою личную библиотеку в 3 тысячи томов, также не забывал и о церкви - к примеру, основал в местечке Берёза небезызвестный крупный католический монастырь. Заботливую руку Казимира Сапеги вскоре ощутили на себе и Тимковичи. В 1647 году на берегу ручья у моста на Островской улице возводится новый деревянный костёл. Католический храм в Тимковичах существовал к тому времени уже более 60 лет. Его основал ещё Ян Симеон Олелькович. Между тем, примечательный факт: хоть князья Олельковичи известны в истории как защитники православия в Литве, их младший потомок Ян Симеон перешёл в католичество и даже успел основать в Тимковичах костёл. Освящал его в 1580 году не кто-нибудь, а сам виленский бискуп Ежи Радзивилл.
В те же времена капитально перестраиваются и тимковичские униатские церкви, коих в местечке насчитывалось целых две - одна освящённая во имя святого Николая, а вторая в честь пророка Илии.
Чтобы стимулировать экономическое развитие своих местечек, Казимир Лев Сапега активно добивался у короля Речи Посполитой издания для них привелеев на Магдебургское право и право проведения ярмарок. При Казимире Льве такие привилеи получили от короля такие сапеговские местечки как Белыничи, Толочин, Бешенковичи, Ружаны. А в 1652 году свой магдебургский привелей и право на еженедельную ярмарку получают и Тимковичи! Возможно, наряду с церковью и торговыми рядами, в местечке на главной площади вскоре появилась бы собственная ратуша, где заседал бы магистрат. Но в 1654 году началось страшное московское нашествие на земли Речи Посполитой, которое оборвало планы на счастливую жизнь не только Тимковичей, но и всей страны. В сентябре 1655 года местечко было разграблено и сожжено московскими отрядами под командованием воеводы Алексея Трубецкого.
Казимир Лев Сапега в этой войне выставил в армию Речи Посполитой экипированный за его средства полк. Но трагедия страны сказалась на моральном и физическом его состоянии. Промучившись от болезней последние несколько лет, в 1656 году он умирает. Бездетным, как и гласила легенда о проклятии «ведьмы» Раины Громыко, сожженной при участии его брата.
Казимир Лев Сапега. Портрет художника Пьера Ландри 1663 г.
Тимковичи вместе с остальными владениями покойного Казимира Льва были переданы в наследство его дальнему родственнику Павлу Яну Сапеге, который в том же 1656 году стал великим гетманом литовским. За такое наследство Павлу Яну нужно было ещё воевать с московскими захватчиками, которые к тому времени оккупировали уже практически всё Великое княжество. Да и сама его должность обязывала его освобождать страну. Ближайшим его сподвижником в этом деле был Александр Полубинский - по женской линии, кстати, двоюродный племянник последнего владельца Тимковичей Казимира Льва Сапеги. Возможно, это родство и сыграло свою роль в том, что в 1660 году он приобрёл Тимковичи себе во владение. Также наверняка имело значение, что Александр Полубинский стал выдающейся фигурой в борьбе против московских захватчиков. Со своей хоругвой он принимал участие во всех крупнейших сражениях завершающего этапа войны, в том числе в славной победной битве под Полонкой, после которой от московитов была освобождена большая часть Литвы, включая, между прочим, и Тимковичи.
Однако же местечку не суждено было закрепиться за родом Полубинских. В 1672 году старшая дочь Александра Полубинского Анна Марианна вышла замуж за одного из знатных несвижских магнатов Радзивиллов - Доминика Николая - и принесла Тимковичи ему в приданное. С 1690 года Доминик Николай Радзивилл стал собственником больших земельных владений с центром в городе Клецке - Клецкой ординации. Поскольку Тимковичи располагались прямо на восток напротив Клецка, Радзивиллам было удобно включить и это местечко в её состав.
Тем временем Тимковичи постепенно восстанавливали своё благосостояние после разрушительного московского нашествия. Магдебургское самоуправление способствовало организации местных ремесленников в продуктивные ремесленные объединения. В начале 18 столетия в местечке были цеха сапожников, портных, ткачей, кузнецов, ювелиров. В основном участниками таких объединений были еврейские ремесленники. Тимковичи (и местечко, и одноимённое имение) являлись в Клецкой ординации Радзивиллов важнейшей экономической составляющей наряду с самим Клецком.
11 ноября 1705 года в Тимковичах произошло ещё одно знаменательное и мистическое событие. В этот день здесь в радзивилловском имении появился на свет Мартин Николай Радзивилл - удивительная и демоническая персона в истории рода и всей нашей истории, чьи выходки впоследствии пугали современников и до сих пор будоражат воображение потомков. Нападения на окрестные имения, похищения девушек для своего личного гарема, увлечение алхимией и каббалой - далеко не полный список дел Мартина Николая, из которого в современных легендах мог бы получиться тёмный персонаж вроде Жиля де Ре. В отличие от него, правда, а также от вышеупомянутой «колдуньи» Раины Громыко, на костре его никто сжечь не осмелился. Мартина Николая лишь поместили под домашний арест под опекой его дальнего родственника Иеронима Флориана Радзивилла. Стоит сказать, что творил все свои непотребные дела Мартин Николай не в Тимковичах, а имении Чернавчицы под Брестом, но тем не менее, мы можем причислить его по факту рождения и к ещё одному мистическому персонажу истории местечка. Кстати, рассказывают, что в своём детстве, проведённом в Тимковичах, Мартин Николай очень любил играть на пруду рядом с имением в морской бой деревянными моделями корабликов. В течение всего 18 столетия Тимковичами владели его потомки.
Мартин Николай Радзивилл
К моменту захвата Тимковичей, в ряду прочих территорий, Российской империей в конце 18 века, они являлись богатым и высокоразвитым местечком, которое во внутренней радзивилловской документации даже именовалось городом! Здесь было больше сотни дворов и семи сотен населения, существовали богатые ремесленные цеха, проходила крупнейшая в регионе ежегодная ярмарка. На этой ярмарке, кроме торговли, устраивались целые массовые представления, играли музыканты, выступали актёры бродячего театра, канатоходцы и фокусники из соседнего местечка Семежево, где Радзивиллами была основана специальная цирковая школа.
Захват Тимковичей Российской империей, к счастью, не сильно переломил социально-бытовой уклад местечка, даже несмотря на то, что императрицей Екатериной II была отменена его юридическая основа - Магдебургское право. Количество тимковичских дворов, производственных цехов и магазинов, в которых реализовывалась их продукция, только возрастало. Тимковичская ярмарка также проводилась в те же самые дни, что были установлены королевскими привелеями много лет назад. Каждый местечковый цех имел особые договоры-уставы с Радзивиллами, в которых регламентировались повинности, которые члены цеха должны были исполнять в пользу магнатского двора, а так же повинности, от которых они были освобождены. Такие же отдельные уставы регламентировали повинности обычных, не входивших в цеховые объединения, тимковичских мещан. На все эти соглашения российская власть не посягала, и они ещё долгое время составляли основу местных юридических взаимоотношений.
Какие-то серьёзные изменения происходили в 19 столетии в Тимковичах редко и неспешно - раз в несколько десятилетий, - и были связаны с реформами на всём пространстве Росиийской империи. Так, например, в 1839 году была переведена из униатства в православие тимковичская Николаевская церковь. После этого у церкви была построена новая брама-колокольня и две часовни в каменной ограде. Эти новые постройки были исполнены в сочетании псевдоруского стиля и классицизма. Само же здание храма, построенное, вероятнее всего, во второй половине 18 столетия, представляло собой замечательный пример традиционной деревянной униатской архитектуры Великого княжества Литовского. Тогда униатские церкви строились как бы по подобию корабля - прямоугольными в плане, с полукруглой апсидой и под высокой вальмовой крышей. Крышу обычно венчал небольшой купол-сигнатурка, который уже в середине 19 века стали массово заменять на типичный для псевдорусского стиля «луковичный» купол (не стала исключением в этом отношении и тимковичская церковь).
Церковь св. Николая в Тимковичах. Фотография начала 20 века.
В 1851 году был отремонтирован и тимковичский Михайловский костёл, в нём обновили фундамент, поменяли крышу. Склеп под алтарём костёла стал в это время фамильной усыпальницей славного литовского рода Войниловичей, чьё имение Савичи находилось неподалёку от Тимковичей. Так в 1855 году в костёльной усыпальнице был погребён Антоний Войнилович, с 1811 года более 20 лет бывший предводителем дворянства Слуцкого уезда. Позже, в 1874 году, здесь же был похоронен и его сын Адам. Вообще же Михайловский костёл как раз и был приходским храмом, который регулярно посещали Войниловичи для молитв и святых таинств.
Костёл Архангела Михаила в Тимковичах. Фотография начала 20 века.
В 1861 году в Тимковичах (вновь, как и во всей Российской империи) встречали отмену крепостного права. Теперь даже те крестьяне и мещане, которые ещё были связаны каким-то повинностями с крупными землевладельцами, от этих повинностей избавлялись. В честь этого на одной из часовен у тимковичской церкви была установлена мемориальная доска с царским вензелем и надписью: «19 февраля 1861 г. в Память освобождения Крестьян от крепостной зависимости».
Православные часовни в Тимковичах и памятная табличка на одной из них.
Вскоре после этого литовский край всколыхнуло восстание. В окрестностях Тимковичей оно было отмечено рейдом отряда Владислава Машевского. Он проходил через Слуцкий уезд в Игуменский, чтобы соединиться там с другим отрядом, а попутно собирал в крае людей и оружие. Так в
> имении Войниловичей Савичи у Тимковичей этот отряд изыскал шесть лошадей, местного писаря и целую винтовку, а после этого проследовал далее. На этом, собственно, все повстанческие действия у местечка закончились. Однако, как позже писал владелец Савичей небезызвестный Эдвард Войниллович, «правительство не теряло времени даром, использовало незавершенную крестьянскую реформу и направляло борьбу на почву народного антагонизма между помещиком и крестьянами, которого мы никогда не ощущали, невзирая на разницу вероисповедания». Так известный
западноруссист Михаил Коялович упоминал, что в местечке Тимковичи для противодействия повстанцам был создан отряд из местных жителей численностью в 1000 человек. Для чего нужен был этот отряд в отсутствие вообще каких-либо повстанческих акций в окрестностях - неизвестно. Также неизвестно, каким образом его численность могла достигать 1000 человек при общем количестве жителей местечка не более 700 жителей. Либо Михаил Коялович пропагандистски преувеличивал его численность, либо же туда были формально приписаны и жители окрестных деревень. В отсутствие сколь либо серьёзных событий наибольший успех тимковичского «отряд самообороны» выразился в том, что его участники изловили в местечке двоих шляхтичей Казимира Замбрицкого и Владимира Чарноцкого. Вероятно, просто за то, что они были не местными и говорили по-польски.
Можно предположить, что к подобной показательной демонстрации верности народа «царю и отечеству» имел отношение тогдашний настоятель тимковичской Николаевской церкви. Во время восстания 1863 года православные священники зачастую становились главными инициаторами и организаторами антиповстанческой деятельности на местах. А тимковичский настоятель даже явился в усадьбу Савичи, накладывать арест на имение за шесть лошадей и винтовку, переданные в отряд Машевского. Вот, что писал об этом Эдвард Войнилович: «Приехал пьяный чиновник Виноградов с известным руководителем, батюшкой Можейко из Тимковичей, казаками и командой «ратников», крестьян. Двор окружили стражей и начали опись домашнего имущества, удивляясь, что не находят денег, якобы имевшихся у моего отца. Крестьяне разваливались на кушетках. Срывали фрукты в саду, чиновник пил водку…». Кроме этих воспоминаний, на нашей земле остался ещё один след этого тимковичского настоятеля и его семьи. На
кладбище у православной церкви в местечке Узда сохранилась могила его жены Варвары. Его же собственная могила была, вероятно, у церкви в Тимковичах и в советское время была уничтожена.
После того же 1863 года российскими властями было принято решение об открытии в Тимковичах народного училища. Надо сказать, что в то время после восстания они открывались повсеместно во всей Минской губернии. В них предполагалось преподавать: «а) закон божий (краткий катехизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно». Важно, что преподавание в них должно было вестись на русском языке и таким образом способствовать русификации края. Интересно, что хитрые российские власти переложили значительную часть финансового обеспечения училища на плечи народа. Так в Тимковичах земля для постройки училища была выкуплена мещанами у князей Радзивиллов, и также за счёт мещан предполагалась почти половина суммы его ежегодного содержания.
Параллельно с российским образованием в Тимковичах издавна существовали особые учебные заведения для евреев. Начальные еврейские школы (в которые отдавали детей, начиная с 3-х лет!) назывались хедеры, и в них учили читать и изучать Тору, Талмуд и иудейские молитвы. Как вспоминал уроженец Копыля писатель Абрам Паперна, в 19 столетии в Копыле было около 20 хедеров, да и в Тимковичах не меньше. Также в Тимковичах появилась и своя иешива - школа подготовки раввинов. Выпускником тимковичского хедера и иешивы был знаменитый в еврейском мире писатель
Менделе Мойхер-Сфорим . В конце 19 века в Тимковичах открылся образцовый хедер - начальное еврейское училище, в котором преподавали иврит, грамматику, историю еврейского народа, географию и арифметику.
Неудивительно, что при таком развитом образовании, торговой и ремесленной сети у евреев в Тимковичах был и целый ряд религиозных учреждений. В конце 19 столетия в Тимковичах было несколько иудейских молитвенных домов и синагога.
Продолжение
здесь