В настоящее время Филармония непросто сцена, на которой происходят выступления. Это полноценная концертная площадка с хорошим техническим и профессиональным сопровождением. На ней выступает множество именитых солистов и грандиозных оркестров под управлением легендарных дирижеров (
Симфофорум тому яркий пример). Кажется естественным расширить аудиторию слушателей за пределы вместимости стен концертного зала. Так что же нужно, чтобы сделать свою онлайн-трансляцию из Филармонии?
Чтобы сделать свою онлайн-трансляцию из Филармонии нужно, как минимум завести собственную филармонию, потому как в нашей - Свердловской государственной академической единой и неразделимой - все давно уже схвачено. Эта особая возможность площадки носит кодовое название
"Виртуальный концертный зал". Доступ к нему свободный, расписание транслируемых концертов также можно увидеть на сайте ВКЗ.
Чисто технологически все просто. На входе мы имеем картинки с нескольких камер, которые необходимо свести в один поток, какой уже и увидят зрители в сети. Для этого нам всего-навсего потребуется режиссер трансляции. Он отвечает за конечную картинку и, соответственно, режиссирование процесса ее получения. Имея изображения с каждой из камер, он выбирает желаемую в данный момент, жмет соответствующую кнопку на пульте и тем самым переключает картинку в эфире. Другой вопрос, как к нему попадают эти картинки с камер?
Режиссер трансляции за пультом переключения камер в эфир
За появление нужных картинок на экранах режиссера отвечает оператор трансляции. Он командует пятью камерами, развешенными по залу, и, по необходимости, еще парой мобильных, которыми расширяется зона охвата в случае необходимости. Каждая из них - две по бокам сцены, две по бокам зала, одна для общего плана сцены - может иметь до 16 возможных положений, которые предварительно могут быть зафиксированы на пульте управления. В дальнейшем нужно будет лишь успевать переводить нужные камеры в нужные положения, чтобы режиссер уже отправлял желаемую картинку в эфир. Но вот кто знает, какая камера в каком виде когда нужна?
Это Ульяна и она оперирует трансляцию
Пульт оператора трансляции. Здесь настраиваются положения камер
На что смотрит каждая из камер. Картинки на мониторе оператора трансляции.
"Какая камера в каком положении на что нацелена"
Тайным знанием, точнее, первой его частью: какая камера в каком положении на что нацелена - обладает ассистент оператора трансляции. У него есть представление о порядке ракурсов и моментов, в которые нужно менять заготовленные на пульте оператора положения "отдыхающих" камер. Каждое действие имеет порядковый номер, очевидно, для удобства. Для понимания, за время первого отделения
последнего концерта Симфофорума, где звучала Симфония №3 Рахманинова, было совершено порядка 120 смен планов.
Каждый концерт, особенно в случае различных оркестров, отличается расположением людей на сцене. Это зависит от количества и состава задействованных инструментов, перемены состава в зависимости от отделения и исполняемых произведений. Таким образом, на каждый случай существует собственная схема рассадки, по которой оператор трансляции вместе с ассистентом ориентируются, когда заготавливают камеры и порядок смены их положений. Когда транслируется концерт заезжих коллективов обычно есть только одна репетиция, за время которой и команды трансляции есть возможность пристреляться. Бывает и так, что заблаговременно присланная схема расположения оркестра меняется уже на месте из-за особенностей сцены, освещения, звучания или видения дирижера. В этом случае, приходиться все переделывать.
Единственным знанием, которым не обладает ассистент оператора, - это ответом на вопрос "когда".
Это Софья, она ассистент оператора трансляция и она знает всё необходимое
Четкий план действий (трансляция без чьего-нибудь бюста - не трансляция! [на самом деле нет])
Схема расположения оркестра на сцене
И тут в дело вступает ассистент режиссера трансляции. Точнее сказать, делом-то к тому моменту он занят давно. В его руках находится полная партитура, за которой он следит по ходу концерта. До его начала, ассистент режиссера ее размечает, делая пометки, где какой инструмент вступает, на ком нужно сделать акцент в тот или иной момент. На партитуре так же отмечаются какая камера будет нужна, и какую нужно приготовить - тут уж без оператора с его ассистентом тоже не обошлось, но то на этапе подготовки. Ассистент режиссера читает музыку и говорит остальным в какой момент нужно сделать заготовленные акценты. Разметка партитуры нужна для того, чтобы показать оркестр и исполняемую ими музыку в полной мере-силе-красоте. Отдельные инструменты могут исполнять практически крошечные партии, необходимые для особо важных акцентов, и, если пропустить момент, когда они должны вступать, то зритель может их больше и не увидеть в трансляции.
Ассистент режиссера еще на раз вычитывает партитуру перед началом концерта
Казалось бы, на этом все (звукарей и музыкантов, у которых те берут звук, будем думать, мы уже "посчитали"). Однако, передаваемое в эфир нужно как-то обрамить словами - сделать вступление и красиво дополнить музыку завершающими трансляцию словами. Тут появляется совершенно незаменимый человек - музыковед Оля. Во вступлении можно почерпнуть дополнительную информацию о концерте, выступающих, дирижере - словом, все то, что необходимо для лучшего понимания происходящего в дальнейшем. Ничего сверх специального или заумного - это как прочитать программку с комментариями опытного товарища, который (в отличие от тебя) считает за норму регулярно ходить на концерты классической и джазовой музыки.
Незаменимый музыковед Оля беред предваряющее заключительный концерт Симфофорума интервью у директора Филармонии
Перед началом концерта, когда эфир уже запущен, а слушатели постепенно рассаживаются в зале, команда с любопытством разглядывает их в поиске своих знакомых. Зачастую их, наравне с именитыми гостями, провожают камерами до места и довольно часто в эфире. Разглядывать людей - давняя человеческая слабость, которую точно так же питают и зрители трансляций. Так что фишка "найди как можно больше попадание Георгия в кадр" применительно ко мне тоже не на пустом месте родилась.
А тем временем за дверью музыканты готовятся к выходу, решают разыграться еще немного напоследок, смочить трости, переговорить - да и много чего еще. Скрипки долеживают в чехлах, мысли доукладываются в головах. До выхода на сцену остается всего пара минут.
Игра "Найди друга"
А тем временем музыканты готовятся к выходу на сцену
Оркестр выходит на сцену
Сам процесс трансляции довольно напряженный. В воздухе звучат в основном только номера и позиции камер, "приготовить", "давай" и "сейчас". В остальном, бывают и забавные, где-то едкие комментарии, где-то просто акценты на слабых и сильных сторонах исполнения. Иногда из-за расположения камер в кадре бывают не только красивые платья исполнительниц, но и подчеркивающие вырезы. Конечно же, это неключевое и ненамеренное. На самом деле, трансляция богата редкими планами и ракурсами, которые невозможно увидеть из зала. Это и мимика дирижера, и особенные акценты на игре солистов, синхронности движений групп инструментов и просто, скажем, блеск медных и содрогание ударных. Так что если концерт, который вы слушали из зала, транслировался в виртуальный концертный зал, то советую вам посмотреть его и в записи, чтобы сравнить ощущения и дополнить впечатления, полученные от музыки.
Команда за работой
Дирижёр-волшебник. Почувствуй
Флёр Д.Лисса Сейчас ты видишь только виолончель, а мгновение назад было декольте виолончелистки
За картинкой в эфире можно наблюдать на большом экране прямо здесь же
Музыковед Оля рассказывает в антракте про Авета Тертеряна и его Симфонию, которая предстоит во втором отделении
Когда на сцене выступает только солист (например,
как это было с Мацуевым) процессы подготовки и ведения трансляции упрощаются. В этом случае ассистенты уже не так обязательны. Но партитуры к сольным концертам все равно готовяться, чтобы сложить представление о музыке, темпах и всяческих мелочах выступления. По завершении, концерт целенаправленно перемонтируется, чтобы исключить неудачные кадры и заменить другими планами слабые и неинтересные места. Прежде чем эту запись выложат в
архив концертов её\е будут согласовывать с выступавшей стороной и, вполне возможно, еще несколько раз вернут в монтажную.
У виртуального концертного зала есть подводные камни, связанные с авторскими правами. Иногда Филармонии предоставляется право только на трансляцию концерта, в других случаях - только выкладывание записи без онлайн-эфира во время выступления. Бывает и так, что выступающие не дают прав ни на то, ни на другое.
Это, еще раз, Кирилл - ассистент режиссера трансляции
Это Борис Александрович - оператор "свободной" камеры
Это Софья - она ассистент оператора трансляции и вообще лапушка
А это - музыковед Оля
Я попытался передать вам суть организации этого процесса, не забыв добавить свои впечатления и фотографии. Вопрос трансляции такой сложности можно рассмотреть и с более технической стороны, где уже акцентировать внимание на оборудовании, коммуникациях, необходимой ширине канала, программах и сервисах для транслирования и встраивания видео. Но с этой стороны мы зайдем в другой раз.
Все рассказы о концертах Симфофорума: