Симфофоруф. День третий. ["Чапаев и Пустота"] Тертерян и Космос

Sep 18, 2014 15:45


Перед началом Симфофорума, когда я честно пытался понять, кто все эти люди, и что за симфонии они будут играть (ну, с Моцартом и Бетохвеном все понятно), мой музыковед (про нее нужно как-нибудь рассказать отдельно) дал мне понять, что я буду категорически неправ, если не услышу музыку Авета Тертеряна. После моего смущенного (я же не искушенный слушатель и не знаю таких фамилий, в чем признаться музыковеду, конечно, волнительно) взгляда, мне любезно показали два концерта. Так вот, о первом из них и о третьем в моей эпопее с визитами в концертный зал.



На этой программке нет автографа дирижера, но она заряжена на музыкальный контакт с Коооос-с-мос-с-сом!


На шестой день форума (а дни с третьего по пятый я чистосердечно прогулял, ибо бренен как тело, несущее по жизни бессмертную от музыки душу) сценой завладел Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, а оркестром - Мурад Аннамамедов. Что он с этим оркестром делал - история особенная, и чуть дальше вы до нее дойдете. А пока оркестр.

Ярославль как город и как "родина" этого оркестра - мне не знаком, так же как и с других сторон. Будем считать, что я уралоцентрист и не признаю других городов, кроме Новосибирска на востоке и Санкт-Петербурга с Москвой на западе. Все остальное - результат пропагандистской деятельности географов и краеведов и, вообще, таких городов реально не существует. Тем не менее оркестр откуда то взялся. Из Ярославля. "Это где-то не доезжая до Москвы", - поясняет мне другой уралоцентрист из Новосибирска, живущий второй год в Москве. Несмотря на все это, с оркестром сотрудничали серьезные дирижеры, пианисты (тот же Мацуев), скрипачи (взять хотя бы Кремера), виолончелисты (чего стоит один Ростропович). Профиль оркестра - музыка русских композиторов.



Мурад Аннамамедов - музыкальный колдун-вудуист

Если о человеке существует статья в Википедии, значит, вам уже должно быть стыдно, что вы о нем ничего не слышали (это вполне себе достижение - попробуйте ка соответствовать критериям значимости). Так вот Мурад Аннамамедов - такой человек. А его оркестр - тоже "такой человек".

Концерт начинался с Симфонии №5 для большого симфонического оркестра и кеманчи Авета Тертеряна. Сам Тертерян - современный классик, один из авторитетных музыкальных деятелей и столпов армянской профессиональной музыки. Его произведения сложно воспринимать в ряду прочих, звучащих на Симоффоруме, хотя бы потому, что они принципиально другие. В них действительно есть что-то "далекое, чужое, потерянное, судьбоносное, захватывающее".

По задумке, пятая симфония должна была побуждать слушателя обратиться к подлинным ценностям жизни, задуматься о хрупкости мира и его красоте. Если вы держите в памяти хоть какие-либо сцены из кинофильмов о космосе, когда медленно наплывающее на тебя звезды находятся далеко-далеко, но все равно так близко. Когда движение вперед похоже на погружение вглубь. Когда все бескрайнее, холодное и необъятное. Когда кажется, что где-то здесь скрыт смысл, но понимаешь, - он растворен в этом. Он - во всем.

Музыка начинается точечно - с отдельных едва слышно вступающих инструментов. Затем, снова затихающих и передающих право голоса другим. Немалую роль в ощущении космичности играет кеманча. Не знаю, находит ли кто-то в действительности путь к Богу через эту музыку, как хотел того автор, но ощутить звучание пустоты и бескрайности, думаю, сможет каждый. А какие он из этого сделает выводы - зависит от него самого (и подсказок музыковедов).


Солист - Акоп Халатян (кеманча)

У каждого дирижера своя манера управления оркестром. За эти дни я увидел уже три принципиально разных характера. Если первые два были просто артестичны, утончены и как будто бы просто расставляли верные акценты, чтобы дать слушателю правильное - истинное - звучание симфоний, то тут буквально творилось колдовство (как и на следующий день). Манера управления оркестром Аннамамедова производила впечатление ритуала вуду, в котором "барон Суббота" с резкими сильными движениями, изломами тела, погруженный в транс, повелевает неведомыми запредельными силами. Здесь оторвал от земли, там бросил звучание. Вдруг литаврами разбил молчание. Завладел солистом-кеманчой и скрипачами взрастил сад. Таков дирежер-колдун Аннамамадов Мурад.



А вы видели, как настраивают арфу?

Второе отделение было посвящено Эдуарду Артемьеву и его сюите из музыки к кинофильму А.Кончаловского "Щелкунчик и Крысиный король" (2010). В контексте прежних пяти дней непрерывно звучащей с этой сцены классики, музыка Артемьева, пожалуй, была неожиданна. Как сопроводил выступление речью конферансье, снятый в Голливуде фильм требовал от музыки более мощного и впечатляющего сразу звучания. Так, к оркестру, который и без того был не мал, добавились неизменные рок-атрибуты: синтезатор подле рояля, барабанная установка по соседству с литаврами и, конечно же, электрогитара. Помимо этого, на сцену вышел небольшой хор и несколько солистов,

Это не иллюстративная музыка, может, от того она по первости и сбивает с толку. В сюиту вплетены цитаты из балета "Щелкунчик" Чайковского, Пятой и Шестой симфоний и первого фортепианного концерта. Наверное, чтобы лучше понять эту музыку в целом, стоит посмотреть фильм.



Митрополит Кирилл вручает букет дирижеру

Но на том концерт не закончился. Дирижер взял речь, вынес благодарность Митрополиту Кириллу, который был тем вечером в зале, и в его честь и в качестве благодарности оркестр исполнил еще одно произведение. Затем, было исполнена еще одно, на этот раз посвященное директору Свердловской филармонии Александру Колотурскому.

Это был довольно сложный концерт - насыщенный и разнообразный, к тому же довольно длинный. Благо, я уже был не скован какими-либо обязательствами "с миром", был "свободным Эльфом", и компанию в этот раз мне составил неутомимый тираннозавр Георгий, который просидел весь концерт замерев с букетом белых роз. В этот раз цветов было просто море - с букетами вышло порядка двадцати человек.



Тот самый букет от митрополита



Неутомимый и захваченный музыкой тираннозавр Георгий



Директор Филармонии Александр Колотурский

Все рассказы о концертах Симфофорума:

музыка, фото, впечатления, #КультурныйБлогер, филармония, тиранозавр Георгий

Previous post Next post
Up