Симфофорум. День седьмой. Мясковский "...имени Светланова"

Sep 20, 2014 18:24


И снова привет всем невольным читателям моих историй из мира симфонической музыки, которые вам приходиться вычитывать из своих лент после каждого моего шального захода в концертный зал Филармонии. Я догадываюсь, что только фотографии симпатичных девушек могут заинтересовать вас настолько, чтобы вы добрались до конца этого поста. Ну что ж, "их есть у меня", и даже более того: парящий как Копперфильд на сцене дирижер пощекочет ваш музыкальный нюх.




В седьмой день Симфофорума на сцене выступал Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова под руководством Владимира Юровского. Оркестр получил имя дирижера, который руководил им 35 лет и сделал его одним из лучших в мире. Юровский - фигура немалая: был главным приглашенным дирижером Российского национального оркестра, главным дирижером Лондонского филармонического оркестра и постоянным дирижером Оркестра Эпохи Просвещения. Обладатель Премии Аббиатти как "лучший дирижер года". Был номенирован на "Grammy".

Что вышеизложенное должно сказать простому человеку? Да ничего, что бы напрямую отразилось на восприятии музыки. Единственное, о чем это говорит, что за время Форума на сцене оказываются крупные фигуры симфонического мира, чье авторское видение музыки получило заслуженное признание и проверено временем. А придется ли оно по душе нам - дело уже совершенно другое.

В отличие от остальных концертов Симфонического форума, в этом были объединены произведения сразу четырех различных композиторов. Симфоническая картина "Из Апокалипсиса" (фрагменты) Анатолия Лядова и Симфоническая фантазия "Франческа да Римини" Петра Чайковского . Во втором отделении - "Героическая колыбельная" Клода Дебюсси и особенно редкая вещь: Симфония №4 Николая Мясковского.



"Если дирижер взял микрофон напрягаются все: музыканты волнуются потому как неясно сколько это продлится, а зал - "потому что немой заговорил"", - так начал концерт Юровский. Если бы он не предварил концерт вступительной речью, я бы и не понял значительности происходившего на сцене.

Если первые три произведения можно назвать "обычными" (хоть "героическая колыбельная" меня и согрела изнутри, а Чайковский приятно всплыл в памяти со времен недавнего фестиваля), то у симфонии Мясковского отдельная история. О его произведениях мне говорили как о "духовной летописи", размышлениях о современности, в которой были революции, Гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х годов. Четвертую симфонию он написал за время военной службы в 1917 (вот что значит провести время с толком) как отклик на "ужасы войны и связанные с ней человеческие страдания". Это экспрессивная, драматичная музыка, полная боли и одновременно силы, позволяющей сквозь эту боль пройти.

Симфония №4 исполнялась на сцене всего лишь третий раз за всю историю своего существования. Впервые в начале ХХ века самим Мясковским, вскоре после её завершения, затем, в 90-х Светлановым и вот теперь - в рамках III Симфонического форума. Не знаю, будет ли это значить что-то для меня по прошествии времени, но музыка жива, пока она звучит. А мы живы, пока слышим звучание музыки.



Что-то я совершенно отклонился в лирику, не сказав, ни слова про дирижера.  Впервые за долгое время я сидел по центру зала (ряда). У этого расположения есть особое преимущество: хорошо ощущаешь синхронность движений смычковых и всего оркестра. Вместе с тем по-другому воспринимаешь плавность движений дирижера и его манеру в целом. Для меня это был четвертый концерт в рамках форума, и еще одна возможность наблюдать за тем, как различаются манеры управления оркестром. Юровский обладал плавными движениями, подобно волнам накатывал вперед и так же схлынывал, отклонясь назад. Он размеренно чародействовал на сцене, и его музыка растекалась по залу. Хотя, может, половина этой дирижерской магии состоит просто в правильном подборе программы.

И напоследок, как сказала в этот раз моя спутница: "ходить на концерт в Филармонию стоит уже только ради того, чтобы пережить эмоции композитора и конкретного произведения."



Обещанный щекочащий нервы нос дирижер

Все рассказы о концертах Симфофорума:

музыка, фото, впечатления, #КультурныйБлогер, филармония

Previous post Next post
Up