16 Трап подали лишь четверть часа спустя после того, как самолет занял свое место на стоянке в Шереметьево. Когда мы вышли из перронного автобуса, до вылета нашего рейса в Амстердам оставался час пять минут. Мы разделили роли: я рванул на выдачу багажа, параллельно дозваниваясь в колцентр KLM, а на моей лучшей половине были переговоры со стойкой «Аэрофлота» для транзитных пассажиров, как нам посоветовали на борту.
Увы, стойка для транзитников внутренних линий нам по определению не подходила, а стойка для пассажиров, следующих далее международными рейсами оказалась в терминале D, куда мы прибыли из Хабаровска, уже за таможенным коридором. Тем не менее храбрая супруга прорвалась туда, но лишь за тем, чтобы равнодушный сотрудник «Аэрофлота» пожал плечами - «ваши проблемы, ничем не могу помочь и вообще идите в терминал E».
Мы бы с радостью, но выдача багажа все не начиналась. Поняв, что на хоть какую-то помощь «Аэрофлота», по чьей вине мы опаздывали на стыковку, полагаться не приходится, супруга побежала в терминал E к стойке нидерландкой KLM. А я продолжал терять время в ожидании чемодана у ленты транспортера. Объявление по громкой связи о том, что выдача багажа рейса из Хабаровска задерживается на неопределенное время по техническим причинам, отнюдь не улучшило мне настроение. В тот момент я решил, что на свой следующий рейс мы уже не успеваем в любом случае. Попытки дозвониться до колцентра KLM успехом не увенчались - после ответа робота и прогнозируемого им ожидания на линии около одной минуты следовало бесплодное висение на трубке в течение двадцати минут.
Однако в таких ситуациях в любом случае следует связаться с авиакомпанией. Во-первых, если пассажир не явился на первый сегмент перелета и не дал о себе знать, теоретически могут аннулировать и все остальные сегменты. И если опоздание в Амстердам при любом раскладе гарантировало опоздание на рейс в Барселону, обратный перелет из Испании в Москву нам все-таки было необходимо сохранить. Кроме того, я надеялся, что голландцы предложат нам какие-нибудь варианты без астрономической доплаты (тем более в 20:05 в расписании стоял еще один рейс в Схипсхол, а утром оттуда уже можно было продолжить путь в Барселону).
Тут позвонила супруга и сказала, у какой стойки она находится в терминале E. Не став выяснять детали, уже по голосу в телефоне я понял, что не все так плохо. Стала просыпаться надежда, тем более что около 17:20 транспортер задвигался, и на ленту наш чемодан упал одним из первых.
Считается, что путь между терминалами D и E занимает десять минут. Мне хватило пяти.
Меня и чемодан на стройке KLM уже ждали. Тут же мигом выдали посадочные талоны до Барселоны и багажную бирку. У супруги ее посадочные уже имелись на руках (строго говоря, мы регистрировались на оба рейса на сайте еще в Хабаровске. Забавная деталь - чтобы купить у голландцев билет, паспортные данные не нужны, а вот для регистрации на рейс они необходимы). Оказалось, пока я нервничал у ленты выдачи багажа, она описала ситуацию сотрудникам нидерландской авиакомпании, ее тут же без лишних слов пропустили вне очереди, хотя регистрация и прием (drop-off) багажа на наш рейс уже закончились и завершалась посадка в самолет.
16 Сдать чемодан в багаж в обычном порядке уже не получалось, поэтому его оформили как негабаритный груз без каких-либо доплат. Мне оставалось только отволочь его в расположенной неподалеку прием «негабарита». И все - ровно в 17:30 мы устремились к пограничному контролю. К счастью, там особой толпы не было, так что еще через пять минут мы уже стояли в хвосте очереди на посадку на борт Boeing-737, который вскоре перенес нас из Москвы в Амстердам.
17 На снимке можно видеть птицу бюджетной дочки «Аэрофлота» - компании «Добролет» (говорят, несмотря на соответствующую надпись на борту, это все-таки самолет самого «Аэрофлота», просто в ретро-ливрее). Вообще подобные проекты «бюджетными» мне представляются только на словах да в пресс-релизах. После поглощения приморской «Владивиа» и сахалинской САТ и появления аэрофлотовский «Авроры» ситуация с авиаперелетами на Дальнем Востока стала хуже - маршрутная сетка победнела, цены выросли, зато сбои в расписании превратились в обычное дело. К слову, в наших краях «Аворору» за характерной формы логотип именуют «восьмерой». В массмедиа это компания прославилась тем, что в своей рекламе, не долго думая, отнесла Красноярск к числу дальневосточных городов.
Вообще контраст в отношении к пассажиру при срывающейся стыковке между «Аэрофлотом» (напомню, виновником задержки!) и KLM утвердил меня в мысли, что при наличии выбора лучше буду предпочитать иностранные авиакомпании отечественным, даже при разнице в цене. В тот же Таиланд лучше полетим не прямым рейсом, а с пересадкой в Сеуле «Асианой». Тогда по крайней мере отдых начнется сразу, как только мы попадем на борт самолета в Хабаровске, а не придется весь полет ожидать кого-либо подвоха и сюрпризов нестабильного уровня сервиса.
18 Мы в полной мере ощутили начало отпуска уже в кресле самолета, уносящего нас в Амстердам. Ранее я читал на авиафоруме, будто сервис на бортах KLM более чем средненький. Да, никакие изыски, какие встречаются у азиатских авиакомпаний, не отмечены, зато вместе с тем ощущалось искреннее (или же очень хорошо тренированное) радушие. Салонная команда работала с улыбкой и добродушными шутками. Английский что у капитана, что у стюардов и стюардесс был великолепный и очень понятный.
Самолет показался более пожилым, чем A-330, на котором мы прилетели в Москву, не было совершенно никаких бортовых развлекательных систем, не говоря уже об индивидуальных экранах, но зато места для ног оказалось больше, мне не приходилось изворачиваться, чтобы как-то вытянуть ноги по диагонали или выставлять колено в проход. Кстати, бизнес-класса тоже не было - только эконом-комфорт. Видимо, на этом направлении премиальные услуги не слишком востребованы.
19 За трехчасовой перелет покормили один раз, еды было меньше, чем у «Аэрофлота», зато она оказалась гораздо вкуснее. И очень кстати после перенесенных волнений оказалось южноафриканское вино - для столового очень недурное. К тому же и в добавке (емкость у пластиковой бутылочки всего-навсего 187 мл) не отказали. :) Даже пиво, пролитое соседкой с дредами и в татуировках частью на меня, частью на мой ноутбук, не смогло подпортить мое безмятежное настроение. У нас начался отпуск! :)
20 За несколько минут до посадки в Схипсхоле из дымки низкой облачности стала проступать завоеванная у воды равнина, увенчанная сотнями ветряков. Несмотря на весь мой скептицизм в адрес альтернативной энергетики, подобная картина впечатляла.
21 Страна сверху показалась будто игрушечной и исключительно аккуратной. Надеюсь, на обратном пути у нас получится несколько часов познакомиться с ней поближе, погуляв по Амстердаму.
22 Посадку произвели точно по расписанию, самолет подрулил к телетрапу, получать багаж в этот раз необходимости не было.
23 Капитан перед прощанием посоветовал всем тем, у кого мало времени на стыковку, сказать об этом на паспортном контроле, чтобы пропустили без очереди. У нас было чуть меньше полутора часов, но сотрудница, помогавшая пассажирам и регулировавшая потоки перед контролем, рассмеялась и сказала, что времени у нас более чем достаточно.
24 В самом деле границу мы прошли минут за пять, а неблизкий путь до гейта без учета времени на знакомство а ассортиментом местных магазинов занял минут двенадцать. Кстати, магазинчики хороши, на обратном пути постараемся них взять обычный дьютифришный набор из косметики и коньяка.
25 В Барселону мы летели на таком же 737-м «Боинге», что и из Москвы.
26 Внутри также не было бизнес-класса.
27 Зато сильно отличались пассажиры - ощущалось, что многие летят на отдых. Нам не слишком повезло оказаться в окружении студенческого возраста молодежи, видимо, организованно направлявшейся погрузиться в знаменитые клубы и дискотеки Барселоны. Иные из этих диких юнцов громко перекрикивались друг с другом через несколько рядов, ржали, издавали какие-то странные кличи.
28 На двухчасовом рейсе покормили скромнее, чем в предыдущем рейсе - бутербродами с курятиной и сыром и печеньем. Зато среди напитков опять-таки было вино. Я подметил, что большая часть пассажиров предпочла пиво, что меня несколько удивило.
29 Потом была посадка (тряхнуло о полосу неслабо), непродолжительное ожидание багажа. Мои опасения, что нестандартный путь чемодана может быть чреват осложнениями, к счастью, не оправдались.
Час стоял поздний - одиннадцатый по местному времени и утро по нашим биологическим часам, так что мы сразу купили в аэропортовском магазинчике воду. Шарахаться и искать ее в городе после заселения в гостиницу не хотелось. Хотелось спать.
На прилете в аэропорту Берселоны бомбил, увы, не изжили, хотя они не столь привязчивые, как в Хабаровске или Москве. Мы не стали им даже отвечать и спустились на нижний уровень и сели в одну из нескольких дежуривших там машин такси (процессом посадки «рулит» выделенный сотрудник аэропорта).
30 Таксист, который немного говорил по-английски, сразу сообразил, куда нас вести - и вдул по великолепной и почти пустой трассе за 120 километров в час вместо разрешенного максимума в сотню. До центра города долетели буквально минут за двенадцать. Правда, по запруженному машинами, байками и пешеходами бульвару Рамбла ползли еще почти столько же.
31 Поездка даже по высокому ночному тарифу, вопреки моим опасениям, обошлась по счетчику всего в 36,5 евро (в Испании приняты чаевые таксистам, так что я дал сорок без сдачи).
32 Оказалось, что проехать прямо до двери нашего отеля, точнее, гостевого дома (по-испански hostal, что не следует путать с хостелом) невозможно - нужно пройти сотню метров по узкому пешеходному переулку. Три минуты - и мы были уже на стройке размещения. Но про наше пребывание в Барселоне я расскажу уже в следующих листах дневника.
Весь иберийский дневник
Лист 1 - стыковка в Москве под угрозой Лист 2 - о разнице в отношении к пассажиру в «Аэрофлоте» и KLM Лист 3 - наш скворечник в Барселоне Лист 4 - Барселона утренняя Лист 5 - Барселона по верхам Лист 6 - испанским «Сапсаном» в Мадрид Лист 7 - мадридское метро, наш хостал и первый обед по-кастильски Лист 8 - две главные площади испанской столицы и ужин для бережливых туристов Лист 9 - утренний Мадрид и его социальные язвы