Ну, первый возможен, если только мы принимаем коннекционистскую гипотезу. А так у триллиона китайцев (пингвинов) будут те же проблемы, что и у нейронной сети - с композициональностью, квантификацией, рекурсией... А вот второй тип интересный, спасибо, не задумывался.
вот в компьютере записна речь о внутренних состояниях - она идет с его жесткого диска из динамиков - и там обсуждается, что он компьютер чувствует, на что надеется. Значит ли это, что у этого компьютера есть внутренние субъективные состояния, к примеру - боль. Вместо компьютера можно подставить магнитофон или лист бумаги.
Это захватывающе интересный вопрос. Боюсь, на грани офф-топа (а, может, и нет), но все-таки... Как говорил Гильберт, "Разрешите мне принять, что дважды два равно пяти, и я вам докажу, что из печной трубы вылетают ведьмы".
Стоит принять, что какая-то, достаточно сложная естественнонаучная проблема, может быть исчерпывающе решена - и из этого сразу столько всего следует в философии...
Помню, меня еще в студенческие годы поражал (это уже совсем офф-топ пошел) полет мысли в коротеньком отрывке из ленинских конспектов "Науки логики", который стал потом называться "ленинской теорией отражения" и который нас заставляли заучивать чуть не наизусть: наука еще не установила, каким образом материя развила то-то и то-то, но, несомненно, утсановит... Может, лучше подождать, пока установит, а потом уже делать мировоззренческие выводы из предполагаемых будущих достижений науки?
Я много раз слышал об этих подозрениях:) В то же время я прочитал(кажется, у Юлиной), что Деннет вообще-то противник элиминативизма и все такое прочее. Я сам кроме переведенных "Видов психики" у него почти ничего не читал. У него есть какая-то четко выраженная точка зрения на сей счет? Насколько я понимаю, все решили, что Деннет считает людей зобми после того, как он заявил, что "трудная проблема сознания" Чалмерса - это чепуха.
Д. внутренние состояния объясняет как результат не реальности ментальной сферы, а особой установки (и языка описания).
Вот к примеру, я могу сказать - стул притаился, чтобы меня ударить по ноге - или дерево хочет получить побольше света - Д. говорит, что это не значит, что у дерева или стула есть желания или замысле, а что мы по отношению к ним принимаем такую установку, мы мыслим их в терминах желаний и замыслов. И что задумываться о реальности желаний и замыслов и деревьев и столов не нужно - попытка установить, есть ли они у них реально приведет к катастрофическим усложнениям и хаосу. И далее Деннетт говорит, что мы и к себе относимся в таких же терминах - что когда мы говорим - я хочу или я чувствую - мы применяем эти слова точно также как и в случае деревьев и стульев.
я бы сказал, пожалуй. что возможны оба типа. заключительный вопрос мне не очень понятен. По каким критериям и пр. Так. если попротсу - второй, конечно. Распределенное тело или телесное единство - очень мощный фактор.
этот заключительный вопрос и есть призыв задуматься о критериях человеческого - о критериях самоидентификации. что нам в себе важнее - телесное единство или внутренние состояния.
Comments 146
А вот второй тип интересный, спасибо, не задумывался.
Reply
Reply
и с помощью пингвинов (китайцев) их не сымитировать
Reply
Reply
Reply
Reply
Это условие кажется противоречивым. Если оно способно обсуждать свои состояния, то эти состояния уже тем самым субъективные.
Reply
Reply
Если серьезно, то, насколько мне известно, там ничего еще толком вообще непонятно. Дыра на дыре, проблема на проблеме.
Reply
Только сейчас подумал, кстати, что есть какая-то злая ирония в том, что Румельхарт заболел болезнью Пика...
Reply
Reply
Стоит принять, что какая-то, достаточно сложная естественнонаучная проблема, может быть исчерпывающе решена - и из этого сразу столько всего следует в философии...
Помню, меня еще в студенческие годы поражал (это уже совсем офф-топ пошел) полет мысли в коротеньком отрывке из ленинских конспектов "Науки логики", который стал потом называться "ленинской теорией отражения" и который нас заставляли заучивать чуть не наизусть: наука еще не установила, каким образом материя развила то-то и то-то, но, несомненно, утсановит... Может, лучше подождать, пока установит, а потом уже делать мировоззренческие выводы из предполагаемых будущих достижений науки?
Reply
Мне эта идея приходила в голову ;-)
Тогда, наверное, надо рассматривать его теории, как результат интроспекции зомби :-)
Reply
Reply
Reply
Вот к примеру, я могу сказать - стул притаился, чтобы меня ударить по ноге - или дерево хочет получить побольше света - Д. говорит, что это не значит, что у дерева или стула есть желания или замысле, а что мы по отношению к ним принимаем такую установку, мы мыслим их в терминах желаний и замыслов. И что задумываться о реальности желаний и замыслов и деревьев и столов не нужно - попытка установить, есть ли они у них реально приведет к катастрофическим усложнениям и хаосу. И далее Деннетт говорит, что мы и к себе относимся в таких же терминах - что когда мы говорим - я хочу или я чувствую - мы применяем эти слова точно также как и в случае деревьев и стульев.
Reply
заключительный вопрос мне не очень понятен. По каким критериям и пр. Так. если попротсу - второй, конечно. Распределенное тело или телесное единство - очень мощный фактор.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment