вот в компьютере записна речь о внутренних состояниях - она идет с его жесткого диска из динамиков - и там обсуждается, что он компьютер чувствует, на что надеется. Значит ли это, что у этого компьютера есть внутренние субъективные состояния, к примеру - боль. Вместо компьютера можно подставить магнитофон или лист бумаги.
Нет, это не тот случай. По условию оно "Действует и реагирует также как я". Если действует и реагирует, значит выбирает из нескольких вариантов, значит имеет "представление" о "лучше" и "хуже". Кроме того еще и рефлексирует свой выбор. Согласитесь, что магнитофон с такой задачей не справится. Что касается боли, то тут тоже нужно разобраться, что под этим словом понимается. Когда мы переходим на такой уровень рассуждений, слова отрываются от привычных понятий и начинают обозначать непонятно что. В обиходе под болью понимают и объективную физиологическую реакцию, и субъективное ощущение, и внешнее выражение этого субъективного ощущения, которое вызывает (сочувственную) реакцию у окружающих. Поскольку это все возникает одновременно и неотделимо друг от друга, весь комплекс обозначают одним словом "боль". Для компьютера впрямую использовать это слово нельзя. Насколько я понимаю, вопрос в том, будем ли мы сочувствовать роботу, если он заведомо устроен, как мы?
представления можно иметь и без внутренних ощущений. у видеокамеры есть представление об окружающем мире и даже память о нем - но внутренних ощущений нет. представления о лучше и хуже можно заложить в программу робота, но ощущений у него от этого не прибавится (робот может быть самый простейший).
>>Это условие кажется противоречивым. Если оно способно обсуждать свои состояния, то эти состояния уже тем самым субъективные. >>Для компьютера впрямую использовать это слово нельзя. --------Второе ваше высказывание, мне кажется, отвечает на первое.
Действительно, внутренние состояния неживого компьютера не стоит называть "болью", поскольку это слово уже занято: оно обозначает вполне конкретное состояние живых систем. Но для внутренних состояний компьютера можно придумать какое-нибудь другое слово.
Reply
Reply
Это условие кажется противоречивым. Если оно способно обсуждать свои состояния, то эти состояния уже тем самым субъективные.
Reply
Reply
Что касается боли, то тут тоже нужно разобраться, что под этим словом понимается. Когда мы переходим на такой уровень рассуждений, слова отрываются от привычных понятий и начинают обозначать непонятно что.
В обиходе под болью понимают и объективную физиологическую реакцию, и субъективное ощущение, и внешнее выражение этого субъективного ощущения, которое вызывает (сочувственную) реакцию у окружающих. Поскольку это все возникает одновременно и неотделимо друг от друга, весь комплекс обозначают одним словом "боль". Для компьютера впрямую использовать это слово нельзя.
Насколько я понимаю, вопрос в том, будем ли мы сочувствовать роботу, если он заведомо устроен, как мы?
Reply
>>Это условие кажется противоречивым. Если оно способно обсуждать свои состояния, то эти состояния уже тем самым субъективные.
>>Для компьютера впрямую использовать это слово нельзя.
--------Второе ваше высказывание, мне кажется, отвечает на первое.
Reply
Но для внутренних состояний компьютера можно придумать какое-нибудь другое слово.
Reply
Leave a comment