«Махабхарата» 2016: беглый анализ

Jul 30, 2016 07:30



Ну, что сказать, благодаря замечательной традиции уральских мистериальных игр мне довелось окунуться в незабываемую атмосферу индийского эпоса «Махабхарата».
Проектом этим меня заинтриговали уже два года тому как.
Но самое главное, что читая у себя в могилянке курс по культурах Традиционного Востока, я был просто обязан нырнуть в собственный материал, который до того знал всё же довольно поверхностно. Я и сейчас знаю об Индии преступно мало, но всё же куда больше чем год назад! И даже чем пять месяцев тому как.
Вот она - польза предыгровой подготовки.

Итак, одноимённая ролевая игра длилась пять июльских дней (с вечера понедельника по обед субботы).

Действие проходило вот в этих живописнейших местах



Сперва об источниках.
Да, разумеется, хорошим тоном было ознакомиться хотя бы с синопсисом оригинала!
Однако же, от всех требовать такого не приходится. Спас положение индийский сериал 2013 года.

В то же самое время, автор проекта expellearmus настоятельно просила не опираться на фэнтези Г.Л.Олди «Чёрный Баламут».
Самой веской причиной было авторское искажение самого мироздания, основы ткани повествования. А основа должна была быть максимально приближённой к исходнику.

Впрочем, об этом немного подробнее:

Об игре (с позиции участника)
Итак, древняя Индия... Бхарата упанишад и раннего эпоса...

Это, в сущности, та ещё экзотика! И психология её обитателей хоть и близка отчасти эпическим грекам и чуть более - авестийским персам, - но вжиться в неё ох как непросто!
Во многом проще окунуться в Дальний Восток, поскольку китайцы уж слишком на нас непохожи, но вот уже более двух тысяч лет их мировидение не меняется, но скорее корректируется и усложняется. Вот почему некоторым образом отыграть Поднебесную проще.

Индия же менялась многократно!
Её религиозное сознание до сих пор представляет собой лоскутное одеяло. Как, впрочем, и язык. А ведь именно они во многом определяют сознание, ментальность населения...



Лора Бочарова взялась за истинную аскезу: во всей этой лоскутности сформулировать концепт. Годный как для осмысления некоей базы, так и для её моделирования. Она горела этим несколько лет, и замысел, как я считаю, удался!
Разумеется, он удался с неоценимой помощью других мастеров, прописавших картину мира (тут и Яночка Позднякова, и Варр, и Даэл, и Нэвилл, и многие другие). Так или иначе, почва была вспахана и взлелеяна, зёрна посеяны, оставалось дождаться урожая...

В таких делах обычно без сорняков никуда.
Я об игроках, конечно. Даже на предыдущем проекте Лоры «Рим: Калигула» можно было увидеть довольно разный контингент. Одна группа довольно позитивных в жизни мужичков попросту тусила с вином и кальяном в своём междусобойчике, после чего искренне сетовала, что им не досталось интересного... Практически «нас не развлекли»...
Однако, здесь такого не было вовсе!
Очевидно сказался изрядный недозаезд, вследствие которого Бхарату оживляли исключительно те, кто этим загорелся, кто хотел этим жить.





В этой связи хочу воспеть дифирамбы Васушене Карне (Кронин) и царевне Хастинапура Рудракше, вочеловеченной Индрани (rainell). Всякий раз встреча с ними запускала мой игровой моторчик к новым действиям. Спасибо, друзья! Вы волшебны.





Всякий раз окунали в просмотренный сериал замечательнейшая царевна Панчали/Драупади (актриса vot-vam-zaya) и удивительный мудрец-по-жизни Глеб Ангелов, сыравший министра Видуру. При упомянутом де-жа-вю, вы, друзья, были настоящими! Так что, общение наших персонажей мне-игроку постоянно казалось каким-то чудом :)

И уж конечно стоит особо отметить махараджа Гандхара Шакуни - буквально сошедшего с экрана на поля нашей Бхараты (в блестящем исполнении Оли Прудковской, известной как rovenion)!




что называется, "найди отличия"...


Нередко этот якобы нехрабрый и коварный персонаж говорил достойнейшие речи,
когда молчали те, кто должен был бы их озвучить...
А бывало и так, что на фоне прочих витязей Бхараты именно он олицетворял идеалы кшатрия!

В мир древней Индии меня как Дрону сына Бхараваджа погружало ещё четыре немаловажных фактора:

1) Прежде всего замечательное сообщество браманов и риши в качестве среды.
Причём ритуалы от мудреца Кашьяпы (Огден), чутко балансирующие на грани истинной веры и театрального включения, явно фонили волшебством и на участников, и на окружавшую нас природу! ;Ъ





2) для Гуру Дроны была немаловажной и его семья - это болевая точка персонажа, и от взаимодействия с семейством у меня зависело многое. Ну что же, воистину, покладистая и прекрасная супруга Дроначарьи Крипи была его истинной шакти! Огромное спасибо nicotinka из Саратова.
Смею надеяться, что и мой персонаж демонстрировал хотя бы основу ожидаемой Виваха-самскары (хотя понятно, что "косяки" Дрона творил, и вполне в духе своего не самого покладистого нрава)...




И сынок наш, Ашваттхама (в исполнении homo-liberus) был прекрасен :) Хотя и ни разу не демоничная бестия из сериала. Но кто сказал что он был таким? Вайшнавы. Вот их точку зрения я буду рассматривать в последнюю очередь.

3) Слепой государь Дхритараштра (Саша Каннибал).




Он излучал величие, любил своих детей и не комплексовал по поводу зрения, как его прототип из кино. Судя по эпосу, примерно таким этот персонаж и был. И довольно забавно, что многие игроки не замечали очевидного: человек действительно был слеп!
А кто-то якобы говорил, что "игрок молодец, но со слепотой переигрывает".
Здесь отдельные респекты Санджае, личном слуге государя, играя которого умничка Тиль попросту дала Саше полноценное участие (собственно водила его за руку и комментировала что происходит и кто к нему обращается).

Итак, фактически реальная семья, реальные коллеги по цеху и реальный слепой государь...
4) Оставалась основная функция Дроны: обучение.
Какими же будут его ученики?

И они превзошли все ожидания! Что Пандавы, что Кауравы, что другие пятеро... ;)
О них я напишу отдельно и обстоятельно.

Впрочем, одного ученика я не могу не упомянуть!
Это было дополнительным моментом ощущения себя наставником в Древней Индии!

4,5) Вундеркинд из Двараки: сын государя Баларамы и племянник Кришны, наследный принц Нишадха.




Этого умничку зовут Тимоша, и ему 11 лет. Но он демонстрировал игру самого серьёзного уровня!
Тима подготовился воистину качественно: просмотрел сериал, прочитал все мастерские статьи и рекоммендации...
Он превосходно ориентировался в том, как к кому обращаться и кого как приветствовать. Замечу - не все взрослые игроки могли похвастать качественным исполнением подобного.

Принц не готовился попасть в обучение к Дроне. Я предложил это ему накануне игры и не очень надеялся ни на приход, ни уж тем более на такую его смышлёность: он превосходно уловил смысл всего что я вещал о дхарме, и всё основное о мастерстве лучников: астра-видье. В её демонстрации всю игру состязалось около пяти лучников, из которых самые сильные позиции демонстрировали Рудракша и Васушена (Карна) - именно они стали любимчиками Дроны. У Арджуны не сложилось... Но нужно ли говорить, что Нишадха стал третьим? Он мало в чём уступал им, и особенно в шастрах.



(четвёртым и самым младшим "Дартаньяном" в плеяде выпускников лучников Дроны стал мо́лодец Абхиманью: в полном соответствии с эпосом, но сугубо по умениям игрока. Впрочем, об этом - отдельная история)




А вот здесь имеет место занятное обсуждение.

Общий смысл - имеют ли смысл «мастерские рельсы» на игре по некоему каноническому сюжету, при том что игроков стимулировали проживать своих персонажей как бы с нуля, из ткани мира, а не с прочитанных глав?

То что на игре эти «рельсы» случились, и даже не единожды, спорить бессмысленно.
Другое дело, что они отчасти опирались на прописанные заранее ключевые реперные точки, к которым игроков подводили изнутри, деликатно: персонажным, так сказать, способом.
И я даже понимаю причину их возникновения!

Ну давайте посудим логически:
вот нам дан трагический эпос преисполненный мазохистических обетов и преступлений против дхармы. К этому и призывалась вся подготовка. Главмастер прямым текстом призывал всех смело ухудшать себе жизнь, делать бытие персонажа максимально невыносимым и этим наслаждаться! Грубо говоря, по принципу «чем хуже - тем лучше!»
Аргументация: «чем более сложные вызовы судьбы принимает человек, тем больше у него шансов на личное внимание богов. Тот, кто между трудным и очень трудным выбирает очень трудное и ещё добавляет сложностей от себя - достоин славы и покоя в вечности».




Древнеиндийские иллюстрации показывают Путь Героя в Бхарате -
от духовного совершенстоввания к реализации своей свадхармы на поле боя
Но что же мы наблюдаем оба первых полноценных дня игры?

Пандавы и Кауравы - дружная семья; царь Гандхара явно не пичкает Дурьодхану ядом лжи; и тот не спешит травить Бхимасену... Карна и Дрона расстаются друзьями. И даже лесной принц Экалавья умирает в слезах обожания к учителю, а не в пламени мести, как рассчитывал игрок...

В общем, такая странная благодать в прямом противоречии с задумкой, что сам я какой-то чуйкой ожидал упомянутых «рельс».

Стряслось это на достославной свадьбе Пандавов. Точнее - на свадьбах. Поскольку каждый из них, кроме Сахадэвы (романтичного религиозного одиночки-Арамиса, который стойко не спешил с женитьбой), брал себе свою собственную жену. Как и положено по индийской дхарме.





вот какое пышное действо разворачивалось в Двараке



Тут откуда ни возьмись маленький комарик - явились дэвы.
И давай возвещать, что, дескать, свадьба недействительна,
поскольку взять в жёны Драупади обязаны все пятеро братьев. Исключительно так.

Сперва воцарилась гнетущая тишина, сдабриваемая робким изумлением - все честно отыграли, что это неслыханно. И тут подхватились Дрона, Юдхиштхира и Шакуни - каждый со своей аргументацией и со своим темпераментом. Но общий наш вызов божествам можно было бы озвучить так: «Господа-небожители, вы в самом деле меняете нам весь законный распорядок? Потому что если нет, то это предложение будет расценено как испытание на прочность нашей дхармы, и разумеется, никто никого впятером не женит».




В ответ на это боги, как метко припечатал Бхишма, менжевали.

Вот так и пошёл раскол в "неокрепших умах".
И здесь, как подмечает в комментариях var-r-r, как раз и проявлялся трагический выбор! Если игроки успели за почти три дня вжиться в набожных на всю голову индийцев, которые при этом истово живут по дхарме, то вот вам и проверка!
Если дхарма велит тебе ослушаться твоего господа? Но твоя вера в него предписывает нарушить закон...
Из позиций бхактизма, это само собой подразумевается. И вся «Бхагаватгита» как раз об этом. Но в том и дело, что у нас в Ведической Бхарате бхактизм был ещё явлением редким, и сам Васудева Кришна его распространить за пределы Двараки почему-то не решился.

А основой мироздания у нас был Тримурти.
С центральной фигурой Махадэва Шивы, как столпа равновесия во вселенной. Именно его изображения заменяли собой храмы, как это и было в Индии две с половиной тысячи лет тому назад (время формирования эпоса).





Вот почему осознание что дэвы могут ошибаться возникало спонтанно и естественно.
Это Господь-Махешвара не ошибается! И Он имеет право пересмотреть любой из законов Мироздания, воплощённого и упорядоченного согласно Его помыслам. Совсем иное дело все эти полубоги: Чандры с Индрами...

И хотя статус богоборца в индийском менталитете не в чести (что бы об этом не думали авторы «Чёрного Баламута»), ближайшее общение с Дхармараджей Ямой подтвердило: дэвы имеют разный взгляд на судьбы людей.

Это поставило игру на развилку.
С одной стороны, эпос принимал радикально альтернативный оборот: Панчали замужем за одним Арджуной... Вдобавок - проклинает остальных братьев.
Никто её не раздевает. Напротив, принц Дурьодхана как отличный выпускник школы Дроны, питающий искреннее почтение к своему гуру и его науке, - ни разу не запятнал честь кшатрия. К нему вообще было нереально придраться и в чём-либо обвинить! ;Ъ

Так что, Битва Битв не должна была ею стать.
Это были последние «рельсы». Региональный конфликт Хастинапура и Двараки вновь и вновь обрастал назойливым вмешательством дэвов, которые ревниво блюли интересы своих любимчиков...
Нужно ли аргументировать копившуюся ярость учителя Дроны?

Нужно ли оправдываться, что оскороблённый очередным неправедным проклятием небожителей, Дрона вознамерился запустить Брахмастру - своеобразную атомную боеголовку эпического мира?

Я не планировал это до предпоследнего дня.


Мне пришлось её запустить в Небеса, поскольку люди не заслужили такой участи, в отличие от богов. При этом, двигало Дроной не столько злость или обила, сколько ясное видение: небожителям пора перерождаться.
Цикл их перерождений тоже имеет место в космологии, но он значительно протяжней в сравнении со смертными. И вот, выстрел Дроны ускорил сей процесс.
Все дэвы Сварги исчезли в космическом пламени, чтобы родиться вновь, неся в мир людей новые законы...
Законы новой эпохи...
...Кали-Юги...




Отчёты и постыгровые рефлексии

* Махабхарата - краткий итог ( отчёт Главмастера - Лоры Бочаровой
* Мастерский разбор сюжета совместного авторства expellearmus, var-r-r и Невилла.

* Отчёт genetik, сыгравшего Кришну Васудеву

* «Кали-Юга. по итогам мхбхрт» - рефлексии Деда Бхишмы в лице -lance.

* Отписалась и царица Мадри в исполнении illet: « Махабхарата или Сага о сложных щах»

Моя семья и другие звери:
* Несколько сумбурный, но на самом деле вдумчивый отчёт Крипи, супруги Дроначарьи.
* Бомбезная рефлексия игры от сына Дроны, Ашваттхамы: «Мы погибли, мой друг. Я клянусь, это было Брахмастрой! (с)».

Им обоим вновь и вновь готов распевать диферамбы и спасибствия. Вот...
Однако же, продолжим!


* Дивные очерки царя Шакуни:
- первая (вступительная) серия,
- серия 2: Бесконечно гляжу в своё отраженье,
- 3 серия: Интермедия. Любовь превыше пользы.
- серия 4: Опыты практического персонажестроения.
+ бюджет выезда
и + пост об удивительных открытиях, которые я и сам озвучил в унисон в этом посте.

* Отчёт принца Гандхара Нагендры
* Отчёт Кумари из Гандхара: http://odinokiy-orc.livejournal.com/68642.html

* Хастинапур: достаточно насыщенные Дневники каурава Маходары:
- Отчет игрока
- Главный момент. Выбор
- Дневник Маходары. Полный
* Вдогонку очерки от каурава Джаи

* Несравненная Рудракша, внебрачная сестра царя Дхритараштры, написала пронзительное эссе в двух частях: Моя Махабхарата и МХБХ. Плач бога.

* А вот тут - постыгровая рефлексия Принца Булавы - оружия Кришны.

* Насыщенный отчёт вайшьи из Гандхара (fuuma-kun) - на деле же, одного из божественных Ашвинов:
http://fuuma-kun.livejournal.com/24097.html и http://fuuma-kun.livejournal.com/23874.html

* Варуни из Волшебного Леса тоже выдала очерк в двух частях:
http://erenis.livejournal.com/964284.html и http://erenis.livejournal.com/963899.html
* Впечатления Царевны Рукмини.
* И ещё отчёт: http://litien.diary.ru/p209902923.htm

Теперь - от лица организаторов, регионалов и мастерских персонажей:


* Отчёт мастера Посмертия, Ямараджа: https://new.vk.com/wall5384011_3772

* Мастер из Мадры с игровыми анекдотами: http://ayatel.livejournal.com/399585.html

* Мастер var-r-r - Матушка Ганга - тоже с лукошком юмора с Бхараты
Но и помимо того имеем от неё целую подборку полезного:
- взгляд на события глазами персонажа (Ганги)
- постыгровые рефлексии, благодарности и статьи финансовых расходов

* Ещё один мастерский пост благодарностей от Дороса:
http://tinct-absinthi.livejournal.com/142237.html

см.: http://mahabharata777.livejournal.com/28982.html

эпика, актуальности, мандры, игротехника, аналитика, Индия, отчёты, ролевые игры

Previous post Next post
Up