Коложа

Dec 27, 2008 22:12

Ипатьевская летопись, 1183 год:

«Того же лета Городен погоре всь и церквы каменная от блистання молние и шибения грома».

Специально обученные люди утверждают, что речь в этой записи идет о Борисоглебской (Коложской) церкви, единственном более-менее дошедшем до нас памятнике гродненской школы зодчества. Поверим им на слово, хотя во второй половине XII века в Гродно существовали еще как минимум две каменные церкви, родные сестры Борисоглебской: так называемая Нижняя (на территории Старого замка) и Пречистенская (на нынешней территории монастыря Рождества Богородицы). Строительство Коложи так или иначе связывают с гродненскими князьями Борисом и Глебом: по всей видимости инициаторами строительства были или они сами (последнее письменное упоминание о Борисе относится к 1151 году, а о Глебе - к 1167 году) или их отец кн. Всеволодок, умерший в 1141 году. Точная же дата возведения Коложи, имена ее ктиторов и архитекторов скорее всего уже никогда не станут известны, как впрочем и многое другое, относящееся к этому храму. Даже насчет происхождения самого слова "Коложа" не существует единого мнения. Одни ссылаются на запись в Никоновской летописи, которая утверждает, что в феврале 1406 года великий князь Витовт ходил на Псков:

"Тое ж зимы взя Витовт войною безвестно, на миру, псковский город Коложу... и люди и богатство плени, а иных изби, и отьиде во свояси".

Витовт не оставил от Коложи, крепости, защищавшей южные подходы к Пскову, камня на камне, а ее жителей (тех, что остались живы - по некоторым сведениям до 11 тысяч человек) увел с собой в Гродно и будто бы поселил около существовавшей церкви, которую со временем все и стали называть Коложской. Другие же исследователи возводят название древнейшего гродненского храма к слову "коложань", означавшему место, где бьют родники.

Измышления можно строить очень долго, фактом остается то, что аналогов Коложской церкви на территории государственных образований, которые принято называть древнерусскими княжествами, нет.





"Дорога к храму" от гостиницы "Беларусь" проходит мимо недавно отремонтированного городского стадиона...


... и давно не ремонтировавшихся конструктивистских деревянных коттеджей 1930-х годов.


Коложская церковь стоит на окраине парка с монументом 850-летию города. Раньше он назывался "имени 40-летия ЛКСМБ", а как сейчас я и не знаю.


В основании монумента "аллегорическая фигура "Гостеприимство" в виде женщины с рушником. С другой стороны еще есть "аллегорическая фигура "Мужество" в виде мужика в доспехах, но ему не повезло с освещением.


А еще рядом небольшой абандонд неизвестного назначения, напомнивший мне уменьшенную копию Крытого катка в минском парке имени Горького.


Возле самой церкви стоят два памятника из любимой у нас разновидности "камень с надписью". Давыду Городенскому (плохо читаемая надпись в переводе гласит: "Прославленному защитнику Гродно от нашествия крестоносцев от благодарных потомков").


И Грюнвальдской битве. Именно из Гродно началась "Погоня на Грюнвальд".


Наконец, сама Коложа.


Храмы гродненской школы зодчества по планировке представляли собой вполне традиционные трехапсидные крестово-купольные церкви. Они строились из плинфы с использованием в кладке гранитных валунов. Наружные стены Коложской церкви (и как предполагают Нижней и Пречистенской тоже) декорировались цветными майоликовыми плитками, выложенными в виде креста. Пол храма также делался из разноцветных майоликовых плит. В стены, для облегчения конструкции и улучшения акустики, вмуровывались пустые кувшины - голосники, горлышки которых выступали над внутренней поверхностью стен, что делало невозможной их роспись фресками (как было принято). Церкви снаружи не штукатурились.






Как выглядела Борисоглебская церковь в XII веке достоверно неизвестно. Н.Воронин, еще в 1954 году написавший монографию "Древнее Гродно", предполагал, что вот так.


В 1508 и 1538 Жыгимонт Старый выделял средства на ее перестройку, результат которой можно видеть на гравюре Маттиаса Цюндта 1568 года. Коложа уже слабо напоминает крестово-купольный храм, крыша - высокая шатровая, апсида завершается небольшим крестом, к юго-западной стороне примыкает круглая завершенная куполом башня-звонница. Увы в лучшем разрешении не нашел. :(


После Брестского собора 1596 года при церкви создается Коложский базилианский (униатский) монастырь. А дальше храм становится жертвой буйства природы. К 1720 году подмыв высокого холма, на котором стоит Коложа, Неманом привел к наклону здания. А в ночь с 1 на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены обвалились в реку. Еще один обвал случился в 1889 году.

На этой литографии церковь до обвала.


А у Наполеона Орды сразу после.


В 1897-ом берег укрепили, на месте утраченных стен поставили деревянные.




Так она и стояла более ста лет, периодически ремонтируемая, но вот что с ней станет в будущем году, пока сложно представить. В 2009 должна начаться реконструкция церкви, в итоге которой ей или вернут облик на момент обвала середины XIX века (как предлагают ученые), или предполагаемый облик XII века (как хотят представители православной церкви). Или случится что-то еще - все мы прекрасно знаем и видим, как принято у нас заниматься реставрацией. Впрочем, о проектах реконструкции Коложи в следующий раз.


Вид на занеманскую часть города от Коложи.


И на близлежащие фавелы.




Что-то похожее впрочем рисовал и Орда в XIX веке.


Коложа и Неман.


Коложа и Старый замок.


Будущая стройплощадка.


Предыдущие серии:
1. Драмтеатр.
2. В сердце Гродно.
3. На высоком берегу Немана.
4. Окрестности гродненских замков.
5. Советская.
6. Ленин, свадьбы, Жилибер.
7. Городница Тизенгауза.
8. Вечерний Гродно.
9. Имени Элизы Ожешко.
10. Станция Гродно.
11. Deutsche Kirche.
12. Улицами старого Гродно.

мои фото (2008), гродно, отчеты, спадчына

Previous post Next post
Up