На правом берегу Немана, на краю крутого склона стоят все 880 лет гродненской истории. Пять городских символов друг за другом, один за одним. Про Драмтеатр Гродно современного
речь уже была. Когда-нибудь очередь, я надеюсь, дойдет и до Коложи, отвечающей у нас за сівую даўніну XII века. Ниже же в ЖЖ, под катом, то, что построили в Гродно между князем Всеволодком и генсеком Брежневым. :)
Советская площадь застроена со всех сторон, кроме южной. Туда к высокой звоннице бернардинского монастыря и безумию бетонных пилонов Драмтеатра лежит естественный путь любого понаехавшего в город туриста.
Площадь в этой части увенчана танком-памятником, обращенным дулом к Неману и Старому мосту.
Раньше здесь стояли два католических монастыря: бернардинцев и бернардинок связывало многое, но разделяла улица. Потом монастырь бернардинок не пережил то ли Первую (по одним данным), то ли Вторую Мировую войну, и на его месте во второй половине 1970-х начали строительство Драмтеатра.
А вот монастырь бернардинцев остался и сегодня его костел - самая старая сохранившаяся католическая церковь города.
Бернардинцев, монахов из одного из ответвлений францисканского ордена, в Гродно пригласил в 1494 году Александр Ягеллончик, даровав им своей грамотой княжеский двор с садом и огородом. Строительство на этом месте большого каменного костела и монастырских корпусов впрочем началось только в 1595 году по фундации Анны Друцкой-Соколинской. Уже на пресловутой гравюре Маковского 1600 года видны церковные постройки без колокольни, но освящен костел был виленским епископом Ефстафием Воловичем только в мае 1618 года. Колокольня же получила свое нынешнее завершение в стиле виленского барокко только во второй половине XVIII века.
Он и в советские времена оставался действующим.
Если Орда не врет, то с его времен монастырские корпуса явно были надстроены.
Хотя вот на второй его акварели, где изображены оба бернардинских монастыря, корпуса мужского выглядят уже приблизительно как и сейчас.
Каменный костел Рождества Пресвятой Девы Марии монастыря бернардинок был построен в 1651 году по фундации Казимира Сапеги, через четыре года сожжен в ходе известной войны, потом восстановлен.
В 1854 году его перестроили под православный Борисоглебский монастырь. На этой фотографии начала XX века бывший костел бернардинок уже не узнать.
На соседнем с драмтеатровским холме - Новый замок. Вдалеке слева Коложская церковь.
Замки, что Новый, что Старый, конечно слишком громкое название для нынешних перестроенных почти до неузнаваемости зданий. Новый - был построен как королевский дворец Августа III в 1737-51 гг. по немецкому проекту. Здесь, понятное дело, жил король и великий князь, заседал каждый третий сейм Речи Посполитой, в том числе и тот, что утвердил второй ее раздел в 1793 году. Здесь же спустя два года отрекся от престола Станислав Август Понятовский.
Был такой как бы обычный европейский дворец, где видимо творились обычные европейские дела.
Во время ВОВ он был сильно поврежден, а после ее окончания восстановлен (отсюда и шпиль со звездой) под Гродненский обком КПБ архитектором Владимиром Вараксиным, автором здания на Карла Маркса 38 в Минске. Сейчас в Новом замке (как и в Старом) областной краеведческий музей.
Это вот вид в обратную сторону. За Драмтеатром торчит колокольня костела монастыря бернардинцев.
Еще около Нового замка отличная обзорная площадка, чем и пользуются молодые и не очень люди, попивая пивко под панорамные виды Немана, левобережной части города, Старого замка и Коложи.
И эти бесконечные свадьбы. Они преследовали меня все два дня, которые я провел в Гродно, как бы намекая на что-то. Около Нового замка жених и невеста, например, участвуют в древнем обряде фотографирования.
На этой фотографии вскрыта сущность этого бесполезного, но в чем-то красивого обряда.
За красоту, разумеется, отвечает окружающая среда. Коложа справа, вдалеке - Новый мост.
Находясь на обзорной площадке, особенно в той ее части, что за заборчиком, помимо Немана и невест волнует только одно: не навернуться со всей дури вниз.
Внизу на набережной как раз ресторан.
Красивое отлично отреставрированное здание. Почему так всегда не делать?
На третьем же холме, к которому можно подняться с набережной или пройти от бывшего обкома, находятся остатки крепости великого князя Витовта и позднейшие постройки, называемые сейчас Старым замком.
Мост, соединяющий два замка - самый старый в Беларуси. Вторая половина XVII века.
Крепость на высоком берегу Немана скорее всего существует столько же, сколько существует сам Гродно. Осада замка, в котором уже имелась каменная башня, упоминается еще в Ипатьевской летописи под 1277 г., но полностью в камне он был отстроен при Витовте после пожара 1398 года.
Получился классический средневековый пятибашенный замок. Таким он был на протяжении порядка 150 лет, до перестройки времен Стефана Батория
Фрагмент гравюры М.Цюндта 1568 года.
Последнее известное изображение Старого замка до перестройки. Гравюра Ф.Гогенберга, 1570-е годы. Обратите внимание на сложное устройство деревянного моста
Король и великий князь Стефан Баторий, избравший как известно, Гродно своей основной резиденцией, затеял перестройку готического замка Витовта и благодаря флорентийцу Санти Гуччи фактически превратил его в ренессансный дворец в итальянском стиле. Как он тогда выглядел, можно судить по известной гравюре Тамаша Маковского 1600 года, ставшей уже притчей во языцех. Слева, надо полагать, смутно так видна Коложа, ей уже тогда было 400 с лишним лет.
Именно, опираясь на работу Маковского
предполагается сейчас восстановить Старый замок в том виде, какой он имел в последней четверти XVI века. Ну или скорее в том виде, какой, как предполагает архитектор Владимир Бочков, он имел в последней четверти XVI века. :)
Ранее Бочков хотел восстановить еще и замковую Нижнюю церковь, которая как предполагается была родной сестрой сохранившейся Коложи, но потом от этой идеи отказались, решив только экспонировать в специальном павильоне ее оставшийся фундамент.
Реконструкция Нижней церкви Бочкова.
Две части Старого замка. Слева остатки стен времен Витовта и Батория. Постройки справа это уже результат перестройки XIX века, когда Старый замок приспособили под нужды военного ведомства.
Как видите, уцелевшие фрагменты стен стоят на самом краю. Случись что со склоном, придется доставать их из Немана.
На этой акварели Наполеона Орды (он рисовал примерно от Нового моста) можно видеть Старый замок образца второй половины XIX века.
Так гродненский замковый комплекс выглядел от Старого моста.
А это вид на Старый замок от места впадения Городничанки в Неман. За левым плечом художника - Коложская церковь. Кстати, домики в долине Городничанки остались примерно такие же.
В корпусах XIX века сейчас краеведческий музей.
Именно здесь в обозримом будущем скорее всего начнется грандиозная реконструкция.
На старые стены до сих пор может забраться любой желающий.
Замковый сортир.
Въездная брама в нынешнем виде.
А между Старым и Новыми замками стоит вот такая типично литовская (и судя под надписям литовцами и подаренная) деревянная статуя Витовта.
В Гродно очень не хватает так уместных здесь пафосных памятников. Кому-нибудь на коне (а лучше сразу на двух) или кому-нибудь с огромным мечом, сокрушающим крестоносную гидру. Кроме непременного Ленина и деревянного Витовта ничего тут больше нет, а надо бы.
Панорама левобережной части Гродно со Старым мостом, но туда я дойду уже только под самый конец своего пребывания в городе. А пока по Замковой обратно в центр.
Предыдущие серии:
1.
Драмтеатр.
2.
В сердце Гродно.