Продолжаем.
Между Троцким и Лениным
Троцкий воспринимался как последователь не только Маркса, но и Ленина, причём статус его был больше уже при жизни Ленина - он был лидером III Интернационала. Троцкий для внешнего мира был вождем мировой Революции, тогда как Ленин всё‑таки теоретиком и вождем революции Русской. Это очень разные вещи. Наиболее характерно это показано в картине уже тогда знаменитого Диего Риверы, где Троцкий представлен как вождь мирового пролетариата. Ленин на заднем плане! Молчит. А Троцкий с наступательным жестом. Знаки «говорящие». А III Интернационал - головная структура тогда
была. Туда большевики входили как часть и были подчинены Интернационалу. И Троцкий почитался как вождь именно Интернационала.
Троцкий делает важный сдвиг в духе троцкизма-революционизма, не соглашаясь с тем, что Ленин после революции вынужден стать созидателем СССР.
W.: -- Далее там про статью Троцкого, который одобряет идею подрыва Петрограда в случае чего, чтобы врагу не достался.
Вообще троцкизм в этой статье понятнее, чем в перманентной теории, он даёт общий настрой на полное разрушение, притом удивительно то, что Троцкий, которого считают умным, не позаботился об экономике дела: город, который строился двести лет в колоссальных трудах, должен стать только чудесной птицей Феникс, который восстанет из пепла манией руки.
Даже навскидку ясны авантюрность и экстремизм Троцкого.
Это первое.
Второе. Троцкий ввёл понятие правильного и неправильного. И обратим внимание, что Петроград попал именно в этот разряд неправильных городов, подлежащих подрыву!
Он фактически сам давал Сталину в руки козыри, делая Ленина заложником своего экстремизма. Ну представьте, вы во власти, но вам предлагают идти дальше и разрушать остатки рабского прошлого. А уже нэп, уже пошла жизнь, уже отошел голод, уже стало понятно, что власть удержалась. Есть ли у элиты выбор между экстремизмом Троцкого и аппаратной стратегией Сталина?
Как Сталин использовал «паровлзно‑золотую» афёру Троцкого
Почему Троцкий на 1920 год, имея почти полную власть, проиграл Сталину, у которого власти, по меркам Троцкого, просто не было.
... Остановимся на вопросе судьбы царского золота, 640 тонн которого сначала в Казани отвоевал и передал Колчаку Каппель. ... значительная часть золота попала под контроль Троцкого, который распорядился им довольно подозрительно. Он провёл решение о покупке паровозов в Англии и Швеции, отдав им почти сразу 200 миллионов золотом. По тем временам - четверть бюджета страны. До сих пор сделка скрывается. Она была завершена в 1927 году, то есть в момент опалы Троцкого.
Дело до сих пор тёмное, а потому спорное. Формально этим занимался некий Ломоносов с полномочиями от Совнаркома по закупкам за границей. Мы исходим из другого. То, как золотом занимался Троцкий, понятно, что для него это было занятие принципиальное. Как и переправка его за рубеж под любыми предлогами. И предположить, что принимал решение по паровозам некий Ломоносов даже неинтересно - не его масштаб. А Троцкий был на тот момент начальником железных дорог.
Если же взять дух ситуации, а точнее её логику, то объяснить внезапную и неимоверную власть Троцкого перед Октябрьским переворотом, моментальное решение множества проблем (например, переход военного гарнизона на сторону большевиков!) можно только огромными финансовыми возможностями. Те же возможности были и после победы революции - создать за год Красную Армию, оснащенную по последнему слову техники, без денег, а главное иностранных связей, невозможно. Но откуда деньги? Ясно, что не из кармана.
Значит, кредит.
Значит, надо возвращать.
Вот и возвращал.
Об этом говорит логика ситуации.
W.: -- Ну, "последнему слову техники" -- это нехилое такое преувеличение. Но мысль в правильном направлении.
Интересно то, что Сталин в борьбе с Троцким выбирал наиболее очевидные, броские «проколы» Троцкого, которые задевали интересы даже его бывших союзников. То есть, когда говорят, что Сталин действовал методом «разделяй и властвуй», он не пользовался тупыми интригами, которые легко разоблачить. Он действовал на уровне фактов, документов. Умел их собирать. И умел ждать. Даже если взять ту же «золотую» сделку с паровозами, очевидно, что семи лет достаточно, чтобы доказать наглядно мошенничество сделки - все сроки минули, - показав всю её подноготную. Особенно, когда оказалось, что заказы можно было разместить и в России, а в Швеции они пошли сначала на… строительство заводов, которые должны были затем произвести эти паровозы. Как говорится, Сталину нужно было это дело только поднять и вменить.
В этом деле есть только одна загвоздка: участие Ленина. То, что Ленин знал о сделке и дал отмашку, вряд ли есть сомнения. Троцкий на это намекает прозрачно. Более того, Ленин в 1922 году прикрыл Троцкого, когда Дзержинский принес газету «Экономист» с
разоблачением сделки. Ленин приказал газету закрыть, редактор был расстрелян.
W.: -- По теме сделки -- см. Иголкин А.А. "Ленинский нарком: у истоков Советской коррупции" (там именно про сделку). Также см. Декреты Советской власти.
Т. VII. 10 декабря 1919 г. - 31 марта 1920 г., а именно "16 марта.
Постановление СНК о забронировании 300 миллионов рублей золотом для приобретения за границей паровозов и запасных частей для ремонта железнодорожного транспорта":
Реакция Ленина на публикацию в журнале "Экономист" -- см.
ПСС, т.54, стр. 266:
"Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу.
Прошу показать это секретно, не размножая, членам Политбюро, с возвратом Вам и мне, ж сообщить мне их отзывы и Ваше заключение".
Однако "Экономист" -- это журнал (который действительно был закрыт по указанию Ленина), а не газета, как пишет Мединский. Сведений о расстреле редактора найти не удалось. Более того: по контексту Ленин как раз писал про то, что таких надо высылать (т.н. "философский пароход"), что с расстрелом несовместимо. Похоже, Мединский повёлся на какую-то агитку.
Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.