Чужие среди нас: закапиталисты - 176

Apr 11, 2024 20:23


Продолжаем разгребать накопившееся. Закапиталисты -- 175, леваки -- 87.

-- В нашей школьной столовой и свинья бы есть не стала. Разве что уж очень голодная была бы. Столовая у нас была в подвале и постоянно затапливалась "фекальными водами" из канализации.
То, что готовили на месте, даже нюхать было противно, не то что есть. "Голубцы" воняли так, что и бродячая собака их есть бы не стала. "Котлеты" были без мяса точно. Состояли в основном из отходов хлеба и воды. "Каша", как правило, была такая, что из тарелки не выпадала. Молоко в "молочной" каше было только для цвета. Есть эту "кашу" никому в голову не приходило.

W.: -- Не, оно, конечно, интересно - как так было-то: вот эта отрава месяцами, и никто из родителей не возмущается, проверки в упор не видят и проч. Но вдруг это было в краткий период перестройки и сразу после? Типа преувеличено, конечно, но всё равно типа воровали и плохо готовили? Может же быть?
Но вот столовая в подвале -- это нонсенс. Это же не просто пара кастрюль, столовая закладывается в проект здания на стадии проектирования, т.к. требует особого оборудования и коммуникаций. Вы хоть одну школу со столовой в подвале видели? СанПиНы и сейчас, и в СССР предусматривали школьные столовые на первых этажах. Т.е. естественное освещение + удобно для подвоза продуктов и вывоза отходов.
Умиляют фантазии, выдающие принципиальное незнакомство с любой общественной столовой.

-- В комментариях снова пошли разговоры о прибавочной стоимости, которую якобы несправедливо забирает себе капиталист. Логика такая - если ты много заработал, так значит ты вор.
Допустим, капиталист Хватов производит ухокруты за 1000 рублей, а продаёт за 1500 рублей. «Прибавочную стоимость» в 500 рублей он кладёт себе в карман. Злодейство с точки зрения коммунистов, Хватова осуждают за эксплуатацию рабочих, он «наварился» на «эксплуатации» чужого труда.
Допустим теперь, что капиталист Глупов производит ухокруты за 1500 рублей, а продаёт за те же 1500 рублей. Работа на заводе организована плохо, ухокруты получаются дорогими, так что прибавочной стоимости нет вовсе. С точки зрения коммунистов Глупов - молодец, редкий порядочный капиталист, побольше бы таких в стране.

W.: -- За коммунистов не отвечаю, за выдумки закапиталистов -- тоже.
А тут наглядно, что "забыто" про курс на снижение себестоимости при Сталине, например.
И обратите внимание, что Хватов кладёт себе в карман 50% оборота, и типа ничего такого, всё нормально.

-- В чём заключается принципиальная разница между буржуем, который управляет заводом, и землекопом, который управляет лопатой? Почему буржую коммунисты отказывают в праве забрать прибавочную стоимость, тогда как заработок землекопа считают честным?
Ответа можно придумать три.
Ответ первый: потому что землекоп работает руками, а буржуй головой. Тогда получается, что коммунисты против тех, кто умеет думать.
Ответ второй: потому что землекоп работает по 8 часов в день, а буржуй - 4 часа в месяц. Тогда получается, что коммунисты против тех, кто умеет экономить время и делать свою работу быстро.
Ответ третий: потому что землекоп получает 60 тысяч, а буржуй - 6 миллионов. Тогда получается, что коммунисты против тех, кто умеет хорошо работать, создавая для общества максимум ценностей, за которые оно готово платить.

W.: -- Опять же -- за коммунистов не отвечаю и тем более за фантазии закапиталиста про коммунистов. Просто кратко прокомментирую с социалистической позиции.
1. Знаете, я даже частично поддержу. И Маркс рассматривал сложный труд как просто "больше простого", и не раз слышал от коммунистов разные варианты на тему "мерилом работы надо считать усталость", "рабочим надо платить больше, чем учёным" и проч. Не все коммунисты такие, но встречаются.
2. Уже пошла подтасовочка. Сталин, помнится, и Берия писали про желательное сокращение рабочего дня. Но есть разница между "4 часа в день" и "4 часа в месяц" -- как-то совсем уж подозрительно мало, годится только для очень особых случаев, типа "систадмин всё-всё автоматизировал и новых заданий нет". Причём -- см. п.3 далее.
3. А нетути зависимости "кто больше получает при капитализме -- тот лучше работает на пользу обществу", в том-то и дело. Тем более -- в таких пропорциях.

-- Улучшение условий труда - следствие грамотной организации труда. Грамотная организация труда - это капитализм. Без капиталистов труд не улучшается, так как чиновники не умеют и не хотят нормально всё делать. Капиталист - умеет. Напомню, СССР так и не создал до самого развала условия работы лучше, чем были у Генри Форда ещё до 1917.
-- да ладно. у фордовских рабочих были санатории, профилактории, да и просто заводская столовая? а как дела обстояли у рабочих фордовских конкурентов?
-- Разумеется, столовая была. Это же капитализм: рабочий должен быть сытым, иначе он не сможет нормально работать. Что касается санаториев, то, опять-таки, это капитализм. При капитализме не надо быть блатным, чтобы попасть в санаторий - просто едешь отдыхать, и всё. Форд платил рабочим достаточно, чтобы те жили в отдельных комфортных домах, ездили на личном автомобиле и содержали семью. На отдых тоже хватало.

W.: -- Стандартная хрень "заявят парой фраз кучу лжи, для опровержения которой требуется написать монографию с изучением первоисточников". Я, понятно, такого сейчас делать не буду -- просто несколько цитат на тему из разных источников, которые хорошо состыкуются как между собой, так и с тем, что я читал по теме ранее.

Какой молодец Генри Форд! Ввел и восьмичасовой рабочий день, и сорокачасовую неделю еще в 1914-м. Однако изобретатель конвейера поступил так отнюдь не по доброте душевной. Работа на конвейере - самая тяжелая, монотонная и отупляющая из всех возможных работ на заводах. В этом Форд, как первооткрыватель, убедился раньше других. Рабочие просто физически не выдерживали таких нагрузок при прежнем 9-10 часовом дне и шестидневке. Рабочие хронически уставали, делали больше брака, чаще получали травмы и в итоге уходили на другие предприятия. К тому же мы имеем дело с расчетливым умом капиталиста. Восемь часов в день - это же три смены в сутки. А, значит, еще больше автомобилей!

Хороший способ сократить рабочее время… это перестать считать его таковым. Например, уборка помещений по окончании работы, переодевание в спецодежду - какое же это рабочее время? Все подготовительно-завершающие работы (осмотр оборудования, выдача СИЗов, подготовка инструментов, ознакомление с документами, сдача смены) - на все это можно оставить ничтожно малое время, но при этом вменить в обязанность. Для советских же рабочих уборка помещений и чистка машин считалась рабочим временем еще с 1917 года, когда появился соответствующий декрет.

На обед Генри Форд особо не тратился. Предоставим слово Владимиру Маяковскому, побывавшему на заводе Форда в Детройте в 1925 году:
«Как ест рабочий? Плохо ест рабочий. Многих не видел, но те, кого видел, даже хорошо зарабатывающие, в пятнадцатиминутный перерыв успевают сглодать у станка или перед заводской стеной на улице свой сухой завтрак. Кодекс законов о труде с обязательным помещением для еды пока на Соединенные Штаты не распространился».
Добрый Генри Форд так «насокращал» рабочее время, что наблюдавший окончание смены на «Форде» Маяковский писал:
«В четыре часа я смотрел у фордовских ворот выходящую смену, - люди валились в трамваи и тут же засыпали, обессилев. В Детройте наибольшее количество разводов. Фордовская система делает рабочих импотентами».

«Генри Форд установил самую высокую зарплату своим рабочим». Это утверждение повторяется с особым смаком и пафосом. Пять долларов в день - в два раза выше средней зарплаты того времени! И все том же 1914 году. Да он святой! Гений менеджмента и мотивации персонала!
Везде говорят про эту зарплату, но нигде не разъясняется ее содержание. А ларчик просто открывается.
Половина зарплаты, как раз составляющая среднюю по стране, была фиксированной, то есть окладом. Вторая же - самой обыкновенной премией со всеми вытекающими последствиями. А последствий было немало.
Рабочему надлежало быть добродетельным: воздерживаться от азартных игр, спиртных напитков и сомнительных связей. Разумеется, быть безупречным семьянином. Ему следовало быть набожным, читать Библию и ходить в церковь. Быть терпеливым, бережливым и, разумеется, много работать и не думать ни о каких профсоюзах. Если рабочий соответствовал этим критериям, ему полагалась премия из этого фонда добродетели, чтобы он мог купить в рассрочку домик в райском поселке Генри Форда и автомобиль, тоже в рассрочку и тоже от Генри Форда.
При этом за рабочими неусыпно следили люди из специального департамента по надзору за нравственностью. Эти чистенькие молодые люди в модных костюмчиках ходили по домам и проверяли, как регулярно Том ходит в церковь. За нарушением морального кодекса, само-собой, следовало лишение премии. Кому эти описания кажутся предвзятыми, прочитайте роман Эптона Синклера «Автомобильный король», ставший классикой американской литературы и классическим портретом Генри Форда.

Чтобы рабочие могли наслаждаться своими «высокими» заработками, Форд регулярно проводил «оптимизации». Вместо трех рабочих оставлял двоих, раскидывая на них обязанности третьего без какой-либо доплаты. «Ребята, Вы и так получаете больше всех!».

Труд расчленён так, что люди конвейера ничего не умеют, у них нет профессии. Рабочие здесь не управляют машиной, а прислуживают ей. Поэтому в них не видно собственного достоинства, которое есть у американского квалифицированного рабочего. Фордовский рабочий получает хорошую заработную плату, но он не представляет собой технической ценности. Его в любую минуту могут выставить и взять другого. И этот другой в двадцать две минуты научится делать автомобили.

Когда рассказывают о Форде, то часто говорят о том, что он не только много платил рабочим, но и строил для них дома.
Земельные спекулянты скупали свободные участки земли, как только слышали о том, что Форд хочет открыть где-то свое предприятия, а домовладельцы тут же повышали арендную плату. Э. Г. Либолд, личный секретарь Генри Форда, предложил инновационное решение, которое понравилось Форду. Либолд предложил создать коммерческую компанию, которая будет массово строить комфортные дома поблизости с тракторным заводом и продавать их только его работникам.
Архитектор Альберт Вуд разработал по заказу компании семь разных типов домов. ( проекты «A», «B», «C», «D», «Е», «F»). Это были современные двухэтажные резиденции с подвалом, на первом этаже размещались: гостиная, столовая, кухня, одна ванная комната, крыльцо, на втором - три спальни. Тринадцать домов были построены с дополнительной четвертой спальней.
В качестве строителей использовались взятые напрокат рабочие завода. Это была концепция Форда, заявлявшего, что рабочие должны некоторое время побыть вдали от завода [тогда они лучше работают] , напомнило книгу Форда, где он рассказывал, как производство отказывалось от всего ненужного, и это по его словам не всегда было увольнением, просто работник переводился туда, где требовалась рабочая сила. Не важно, что рабочий был не строителем, а производственным рабочим, он сознавал, что должен быть полезным хозяину, или потеряет место.
Вообще именно у Форда можно хорошо увидеть, насколько дегуманизируется понятие рабочей силы, в работнике перестают видеть человека, оценивая его лишь по критерию полезности, насколько много и ловко он может производить, все остальное - не важно.
Хозяин полностью владеет и повелевает рабочей силой, как раньше - рабами, поскольку она, поставленная в условия выживания, готова на это, а когда она полностью использует свои ресурсы,без сожаления выкидывает вон ненужное.

Первоначально планировалось построить 500 домов, цена такого дома определялась стоимостью его постройки - $9000 ( новейшая техника и технологии стоили дорого). ...конкуренты General Motors занимались таким же строительством и продажей домов (но не пиарились) , продавая в среднем за $5500.
При оплате $5 долларов в день фордовский рабочий, имеющий семью и детей, уплатить за дом такую цену не мог, а вот служащий - мог. Но уточнение о том, что дома Форда могли позволить себе лишь работники с хорошим заработком, конторские служащие, инженеры, встречается в рассказах о Форде довольно редко.

Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.

капитализм как он есть

Previous post Next post
Up