Храм Христа Спасителя. Часть 9

Dec 04, 2016 22:52

Оригинал взят у eho_2013 в Храм Христа Спасителя. Часть 9
Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html
http://eho-2013.livejournal.com/902436.html
http://eho-2013.livejournal.com/903207.html
http://eho-2013.livejournal.com/905776.html
http://eho-2013.livejournal.com/908127.html



Алексей Боголюбов. Вид Храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880

Освящение Храма
Храм Христа Спасителя был практически готов к 1880 году. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального *. Но освящать его не торопились - важное событие хотели приурочить к какой-нибудь знаменательной дате. Изначально предполагалось отметить таким образом двадцатипятилетие правления императора Александра II в феврале 1880 года. Но торжества отменили - за неделю до праздника террорист Халтурин устроил в Зимнем дворце взрыв, унесший много жизней. В мае 1880 года умерла императрица Мария Александровна, и из-за траура праздничное освящение Храма вновь отложили. В марте 1881 года террористами был убит сам Александр II, и в стране опять наступил траур. Храм Христа Спасителя был торжественно освящен только 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня. Событие приурочили к коронации Александра III, а он, придя к власти в 1881 году, после смерти отца, с торжествами не торопился.
Коронационные торжества сопровождались множеством различных официальных и менее официальных дел - приемов, балов, театральных спектаклей, парадных обедов, народных гуляний. Среди прочего государь с женой и детьми почтил присутствием торжественное освящение Храма Христа Спасителя, проведенное митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием. В честь освящения крестный ход под звон всех московских колоколов дошел от Храма до Успенского собора в Кремле и обратно к Храму. Александр III был доволен - Храм, который был заложен еще его дедом, наконец стал подлинным Домом Божиим.


Освящение Храма Христа Спасителя. 1883

Когда Александр III, прозванный Миротворцем (в годы царствования он не допустил ни одной войны с участием России), после 13 лет правления скончался, было решено установить ему памятник перед Храмом, у фасада, обращенного к Кремлю. Деньги на монумент собирали по всенародной подписке; пожертвования составили огромную сумму в 2,5 млн. рублей. Вопреки более поздним пропагандистским утверждениям, Александр III был популярен в народе. Конкурс выиграл скульптор А.М. Опекушин (создатель знаменитого памятника Пушкину на Тверской).




Торжественное открытие памятника

В 1912 году, в дни торжеств по поводу столетия разгрома Наполеона, памятник Александру III работы Опекушина был открыт в высочайшем присутствии, с крестным ходом, с военным парадом, духовыми оркестрами, салютами, колокольным звоном… Освятил памятник митрополит Московский и Коломенский Владимир. Наблюдалось огромное стечение народа, присутствовали высшие сановники, генералитет, депутации от общественных организаций, учебных заведений, иностранные гости. К подножию памятника было возложено 86 венков.



Николай II принимает торжественный парад у памятника Александру III

image Click to view


Документальная съемка парада 1912 года у стен Храма Христа Спасителя

Москвичи сразу полюбили новый монумент; на фоне Александра III, как и на фоне Пушкина, постоянно фотографировались. Казалось, что стоять он будет вечно… Через год, в дни празднования 300-летия Дома Романовых у памятника Александру III вновь развернулись торжества. И никто не мог предположить, что вскоре монархия падет, а за ней падет и памятник царю Миротворцу.
Храм в начале ХХ века
В новом столетии Храм Христа Спасителя стал привычной составляющей архитектурного облика Москвы, но эстеты, помнившие прежние «битвы» из-за Храма, продолжали его поругивать.
Путеводитель «По Москве» (под редакцией Н.А. Гейнике и др.), выпущенный просветительским издательством Сабашниковых накануне революционных потрясений в 1917 году, не относит Храм Христа Спасителя к числу выдающихся строений: «Императором Николаем I было поставлено непременным условием - создать храм в древнерусском духе. Тон разработал проект именно в таком направлении, и византийский в основе храм снабдил чертами, заимствованными из древнерусского зодчества, но не выказал при этом достаточно таланта. Здание не поражает ни величественностью, ни стройностью линий. <…> Холодом веет от высоких, преднамеренно гладких стен. Бедность замысла не скрашивается барельефами, опоясывающими здание».



Но многие москвичи Храм приняли и полюбили. Новому поколению он уже казался «своим», символом родного города, местом с которым связаны теплые воспоминания. Это заметно в книгах писателей, живших в Москве. То, что западало в душу, отзывалось порой через десятилетия, но именно впечатлениями начала ХХ века, еще мирной жизни, патриархальной Москвы, осененной золотым куполом Храма, проникнуты страницы известных произведений.
Иван Шмелев, к примеру, в своей ностальгически-документальной прозе не раз возвращался к образу Храма. Для Шмелева Храм был «родным» - его отец, строительный подрядчик, глава артели плотников, получил задание крепить леса на возводимом Храме. И причастность к созданию этого чуда была предметом особой гордости в глубоко религиозной семье.
«Кто это, в золотом шлеме исполина, видный на всю Москву, отовсюду блистающий сияньем, за многие версты видный, со всех концов? Звон великого Храма чудный: много в нем серебра, и медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный, светлый. Стены его - все наше: память о собиравшейся ратными силами России. Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга. Какая даль! Высечено веками в камне», - так писал И.С. Шмелев (рассказ «Город-призрак»).

Вот, о Рождестве мы заговорили... А не видавшие прежней России и понятия не имеют, что такое русское Рождество, как его поджидали и как встречали. У нас в Москве знамение его издалека светилось-золотилось куполом-исполином в ночи морозной - Храм Христа Спасителя. Рождество-то Христово - его праздник. На копейку со всей России воздвигался Храм. Силой всего народа вымело из России воителя Наполеона с двунадесятью языки, и к празднику Рождества, 25 декабря 1812 года, не осталось в ее пределах ни одного из врагов ее. И великий Храм-Витязь, в шапке литого золота, отовсюду видный, с какой бы стороны ни въезжал в Москву, освежал в русском сердце великое былое. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его... - разве о нем расскажешь! Где теперь это знамение русской народной силы?!.

Иван Шмелев. «Рождество в Москве»



Несколько иное отношение к Храму Христа Спасителя было у Ивана Бунина. Отстраненно взирает на Храм герой рассказа «Чистый понедельник» из окна квартиры своей возлюбленной. Но и для него Храм - неотъемлемая часть московской жизни: «Странная любовь!» - думал я и… стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него… «Странный город! - говорил я себе…»



Борис Пастернак в юности, в 1910-х годах, жил с родителями на Волхонке (дом № 14), напротив Храма Христа Спасителя; здесь прошли его студенческие годы. Фасад главного дома был обращен в сторону Музея изобразительных искусств, а флигель, в котором была квартира Пастернаков, «смотрел» на Храм. Может быть, даже неосознанно, но Пастернак воспринимал Храм с его золотым куполом как символ родины, дома, мирной жизни. Годы спустя это находило отражение в его книгах. Доктору Юрию Живаго (носителю многих личных переживаний автора), возвращавшемуся в Москву после испытаний Мировой войны и Февральской революции, Храм, парящий над Москвой, кажется приметой обретения дома.
«Три года перемен, неизвестности, переходов, война, революция, потрясения, обстрелы, сцены гибели, сцены смерти, взорванные мосты, разрушения, пожары - все это вдруг превратилось в огромное пустое место, лишенное содержания.
Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть еще на свете, и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство - приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования.
Рощи кончились. Поезд вырвался из лиственных теснин на волю. Отлогая поляна широким бугром уходила вдаль, подымаясь из оврага. Вся она была покрыта продольными грядами темно-зеленой картошки. <…> Против поляны за хвостом идущего поезда в полнеба стояла огромная черно-лиловая туча. Из-за нее выбивались лучи солнца, расходясь колесом во все стороны...
Вдруг из тучи косо посыпался крупный, сверкающий на солнце грибной дождь.<...> Не успел доктор обратить на это внимание, как из-за горы показался храм Христа Спасителя и в следующую минуту - купола, крыши, дома и трубы всего города.
- Москва, - сказал он, возвращаясь в купе. - Пора собираться».

* Кафедральным называется главный храм города, в котором совершает богослужения высшее духовное лицо (патриарх, митрополит, архиепископ).

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up