Храм Христа Спасителя. Часть 3

Nov 17, 2016 19:33

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html



Фото: http://humus.livejournal.com/3747698.html

Хотя Храм Христа Спасителя был торжественно заложен в 1837 году, из-за затянувшихся подготовительных работ к активной фазе строительства приступили только в 1839. При этом были применены разнообразные технические решения, удивлявшие современников. К примеру, для доставки в Москву на стройку крупных каменных блоков был построен судоходный канал от Москвы-реки до Волги (через Истру, Сестру и Дубну).
Строительство длилось 44 года. Но Храм нужно было не только возвести. Особое значение придавалось его художественному оформлению призванному сочетать отделку православного храма и мемориала в честь павших героев.


Купол восстановленного Храма. Фото Евгения Чеснокова: http://evge-chesnokov.livejournal.com/781460.html



Фотография подлинных росписей сводов (из-под купола еще не убрали леса)

Символика художественного убранства Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя отличался богатым убранством, которое подчинялось определенной мемориально-символистской идее. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), один из величайших церковных иерархов девятнадцатого столетия, богослов, проповедник и поэт, лично наметил сюжеты для внутренних росписей и для наружных горельефов Храма, когда Тон еще вел работу над проектом. Прожив долгую жизнь, Филарет до своей кончины в 1866 году курировал работу живописцев и скульпторов по украшению Храма и следил, чтобы все произведения отвечали общему замыслу.
То, что разработка символики Храма Христа Спасителя была поручена именно митрополиту Филарету, казалось бесспорным - именно он в 1814 году, в бытность свою архимандритом и ректором Петербургской духовной академии, составил «чин молебствия за избавление Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти языков». Этот литургический текст благодарственной службы за помощь Господа в борьбе с войсками Наполеона был принят Русской Православной церковью и разослан по всем церквям для совершения молебствия в день Рождества Христова.
Став в 1821 году митрополитом Московским и Коломенским, Филарет делал все, чтобы увековечить память героев 1812 года. При его помощи и содействии на Бородинском поле появился первый памятник павшим, связанный с именем Христа - храм Спаса Нерукотворного, построенный тщанием вдовы генерала Александра Тучкова. Храм был открыт и освящен в 1820 году. Позже при нем была основана монашеская обитель, игуменьей которой стала мать Мария (Маргарита Тучкова); Филарет, как духовный отец, состоял с ней в переписке, ободряя и наставляя ее.

«...Его мысль не лишена была смелости, но он не считал смелость доблестию мысли. Истину он не любил открывать вдруг, чтобы ее неожиданное появление не смутило ума или не внушило ему надменной уверенности, что пытливому уму легко найти ее».

В.О. Ключевский о митрополите Филарете



Мемориальный храм Спаса Нерукотворного в Бородино

Авторитет Филарета среди верующих был настолько велик, что его называли Филаретом Мудрым, Митрополитом Всероссийским и даже «природным Патриархом» Русской Церкви (хотя с начала восемнадцатого столетия и до 1917 года патриаршество в России было упразднено) *.
Сохранились поэтические послания из переписки митрополита Филарета и А.С. Пушкина. В мае 1828 года, в состоянии глубокой внутренней тоски, Пушкин написал стихотворение: «Дар напрасный, дар случайный» о бесцельности собственной жизни. Митрополит Московский, высоко ценивший талант поэта, увидел в этих стихах «стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния» и, как духовный пастырь, ответил поэту ободряющими словами:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.

Пушкин с признательностью отозвался стихотворением «В часы забав иль праздной скуки...»:
...И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.



Святитель Филарет Московский (слева за его плечом виден Храм Христа Спасителя)

«…Митрополит Филарет сохранил независимость ума, держащегося во всем Царя истины - Христа. Святитель Московский ставит великую задачу для нравственного развития русского духа и всей национальной жизни: чтобы ум, взвесив свои силы и средства, и осознав их недостаточность для действительного и совершенного овладения истиной и добром, а, с другой стороны, испытав и узнав всеобъемлющую истину именно во Христе, сумел вполне отдаться «в благородный плен веры».

А.С. Мельков, биограф митрополита Филарета

С самого начала, продумывая символику украшения Храма Христа Спасителя, митрополит Филарет решил связать воедино тему Рождества Христова и земной жизни Спасителя с представлением о России как о Богоизбранной Державе, развивавшейся в едином русле с мировой Священной историей. Помимо библейских сюжетов, в убранстве Храма необходимо было представить великих русских святых - охранителей и заступников Руси: княгиню Ольгу, Владимира Киевского, Александра Невского, Даниила Московского, Сергия Радонежского, Иосифа Волоколамского, Савву Звенигородского… Да и библейские темы проецировались на недавние исторические события. В своем обращении к императору Николаю I, говоря о Храме Христа Спасителя, Филарет проводит одну из таких параллелей:
«Так Давид, благодарный Богу за утверждение своего царства, помышляет создать Ему храм в Иерусалиме, и в сем утверждается... Мысль прекрасна; Пророк изобрел ее; Пророк одобрил; однако и два Пророка не угадали судьбы Провидения, пока она им не явилась. Исполнителем мысли Давидовой Бог назначает Соломона. "Той созиждет дом имени Моему и управлю престол его до века"...
Так, Александр Благословенный, благодарный Богу за спасение своего царства, помышляет создать, для священных воспоминаний и благодарных молитв, Храм Христу Спасителю, в столице, бывшей всесожжением за спасение Отечества и возрожденной из пепла. Мысль его провозглашена; церковь благословляла начинание Благословенного. Ты, един из братии Его, стоял тогда подле Него: и - теперь мы видим, что Тебе еще тогда указал Вседержитель исполнить священный обет Державного Брата Державною рукою.
Итак, Россияне, мы в современных происшествиях читаем древнюю книгу Богоправимых царств! Священные времена проходят пред нами в деяниях наших Царей! Какое утешение для веры! Какая надежда для отечества! Благочестивейший Государь! Да утвердится сердце Твое во Господе; да вознесется род Твой в Бозе Твоем; Спаситель мира, спасший Россию, да благопоспешит Тебе создати сей Дом имени Его, и да управит престол Твой до века.
Москва, 10 сентября 1839 года»
Результатом этой идеи митрополита Филарета стал горельеф, позже появившийся на западном фасаде Храма Христа Спасителя: «Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма», аллегорически напоминающий и об обете Александра I воздвигнуть Храм, и о том, что исполнять этот обет взялся его брат и преемник Николай I.



Восстановленный горельеф "Давид передает Соломону чертежи Храма Господня"

Важной частью художественного убранства Храма по замыслу Филарета должны были стать изображения христианских святых, на праздники которых пришлись решающие сражения войны 1812 года: апостола Фомы (битвы при Полоцке и Тарусе), Иоанна Крестителя (битва при Малоярославце), святого Ионы Новгородского (битва при Красном) и другие. Но самой важной была Бородинская битва, в память о которой появились скульптурные изображения чудотворных икон Божьей Матери: Смоленской, Владимирской, Иверской.
Смоленская икона Божьей Матери издавна считалась не только покровительницей Смоленска, но и защитницей западных рубежей России. Во время нашествия французов смоленский епископ Иреней, покинувший Смоленск вместе с отступавшим русским войском, вывез из города икону и двинулся к Москве. У чудотворной иконы совершались молебствия о защите русской земли и победе русской армии; незадолго до Бородинского сражения икону после молебна передали для сохранения в Успенский собор Кремля. Москвичи потянулись поклониться святыне. Успенский собор постоянно был полон людьми, которые на коленях молили Божью Матерь о спасении.
Сам день Бородинского сражения выпал на праздник в честь другой иконы - Сретения Божьей Матери Владимирской, защитившей в конце четырнадцатого столетия Москву от нашествия Тамерлана; помощи от нее ожидали и в 1812 году… Зная, что битва в Бородино уже началась, и защитники Москвы уже проливают свою кровь, москвичи устроили крестный ход со Смоленской, Владимирской и Иверской (считавшейся покровительницей Москвы) иконами. Три образа Богоматери с пением и молитвами пронесли вокруг Белого города (Бульварного кольца), Китай-города и Кремля.
Бородинское сражение оказалось самым кровопролитным из тех, что были известны до него в военной истории. Но Наполеону не удалось разгромить русскую армию и заставить ее капитулировать. Напротив, французской армии был нанесен страшный урон, и физический, и моральный, что определило в конечном итоге победу России в 1812 году. Верующие не сомневались, что в этом проявилась благодатная помощь Богородицы.

Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…

Наполеон Бонапарт о Бородинском сражении

И все же 1 сентября 1812 года Кутузов принял решение оставить Москву, чтобы не губить армию в жестоких битвах (ибо «с потерянием Москвы не потеряна еще Россия»).
Когда стало ясно, что Москва будет сдана французам, жители покинули ее, и все три чудотворные иконы были вывезены из города; Смоленская Божья Матерь отправилась в Ярославль, а Владимирская и Иверская - во Владимир.

«Перваго числа сентября, в воскресенье, в 12 часу вечера преосвященный [архиепископ] Августин получил письмо от главнокомандующего в Москве [генерал-губернатора] графа Ростопчина о том, что по причине… решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвященному Высочайшее повеление немедленно выехать из Москвы.., взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирской, что в Успенском соборе, Иверской и Смоленской. Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за иконою Владимирскою Богородицы; икона Смоленская уже была вывезена преосвященным Иринеем, епископом смоленским; а за иконою Иверскою послал меня. Я приехал в часовню хотя и в ночное уже время, однако же застал многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горящия в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы. Посему, чтоб неприметно оную икону… скрыть от молящихся, приказал я… иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести пред иконою зажженную свечу и с пением… перенесть икону в кельи монашествующих.., а на место оной поставить список.., что, беспрепятственно от народа, было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом преосвященнаго. В ночь сию, кажется, весь город находился в беспрестанном движении, а зарево с Можайской стороны освещало до половины неба, так что на улицах от него было светло. <…> Итак, преосвященный, испросив себе Божеское благословение и поручив бедствующий город небесному покровительству, отправился с обеими иконами из Москвы во Владимир…»

Архимандрит Перервинский Лаврентий



Божия Матерь Одигитрия Смоленская в Храме Христа Спасителя

Войдя в обезлюдевшую Москву в начале сентября, Наполеон так и не смог насладиться плодами победы - город вскоре заполыхал в пламени пожаров, и захватчики остались без продовольствия, без фуража и без крыш над головой. Уже 7 октября Наполеон оставил Москву и начал отступление, обрекая свои войска на гибель. Вскоре началось то, что назвали Божьим промыслом: паническое бегство французской армии, добиваемой русскими войсками, гнавшими Наполеона к западным рубежам России. Москвичи смогли вернуться в родной город и занялись его восстановлением.
20 октября в Москву были привезены Владимирская и Иверская иконы, которым возносили молитвы за то, что просьбы москвичей о помощи были услышаны. 5 ноября 1812 года икона Смоленской Божией Матери была возвращена из Ярославля в Смоленск и установлена в кафедральном соборе города. В Смоленске праздновали этот день ежегодно *. А в Москве была заново отстроена церковь Богоматери Смоленской, пострадавшая во время пожара; в ней для поклонения разместили чтимый список иконы.
В память о событиях 1812 года на каждом фасаде, над главными вратами, ведущими в Храм Христа Спасителя, появились изображения трех образов Богородицы, благословляющих молящихся. Четвертым стал образ Христа.
Внутреннее пространство Храма также планировалось подчинить определенным идеям: приходу Спасителя в мир, земной жизни и крестному подвигу Иисуса Христа, истории Церкви до Крещения Руси и истории России от Крещения до Отечественной войны 1812 года. Тема войны не только символически обозначалась в художественном убранстве, но и прямо звучала в текстах мемориальных досок с перечнем важнейших военных событий и именами героев. Стены Храма было решено покрыть сюжетными и орнаментальными росписями, для выполнения которых приглашались лучшие художники. Живопись Храма должна была подчеркивать тесную связь священных событий с судьбой России.

* В 1994 году митрополит Московский и Коломенский Филарет за свою подвижническую деятельность был причислен к лику святых; в настоящее время его мощи покоятся в возрожденном Храме Христа Спасителя.
* К несчастью, чудотворный образ Смоленской Божией матери был похищен в 1943 году, когда в Смоленске находились гитлеровские войска.
Продолжение следует...

иконы, 1812, Пушкин, история Москвы, скульптура, Храм Христа Спасителя

Previous post Next post
Up