Храм Христа Спасителя. Часть 5

Nov 22, 2016 19:31


Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html



"Рождество Христово" в первом интерьере Храма



Восстановленный интерьер. Фото Евгения Чеснокова: http://evge-chesnokov.livejournal.com/781460.html

Образ Иисуса Христа был главным в Храме, посвященном его имени. В Храме находилось огромное изображение Рождества Христова,  «Тайной Вечери», а по сторонам от них картины последовавших событий: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб». Эти шесть полотен были выполнены художником В.П. Верещагиным. Ему же принадлежала часть образов в главном алтаре.
Росписи Храма Христа Спасителя оказались своеобразным полем битвы между представителями разных художественных течений, и отголоски их давних сражений долетают до нас и поныне. В период работы над оформлением Храма назрел конфликт между художниками реалистической школы, назвавших себя «передвижниками» («Товарищество передвижных художественных выставок» было организовано в 1870 году), и сторонниками старой академической школы, считавшими, что темы живописи должны быть высокими, а техника - восходящей к классическим образцам. «Академисты» осуждали новаторов за «грубость» сюжетов и живописных приемов, а передвижники называли творческую манеру противников отжившей архаикой и в полемическом задоре объявляли, что от академических картин «разит мертвечиной» (по образному выражению Верещагина).

Незнакомый Верещагин
Когда речь заходит о Василии Верещагине, прежде всего вспоминают его батальные полотна, потом исторические или "этнические", написанные в далеких экзотических странах. Трудно представить его мастером глубоко религиозной живописи, украшающей храмы.
В художественной среде Верещагин считался "отъявленным революционером" и почти атеистом.Он ниспровергал каноны, демонстративно отказался от профессорского звания в Академии художеств, громил академистов... Его собственные картины на сюжеты Нового Завета, созданные в Палестине (а Палестинский цикл включал свыше 50 картин и эскизов), были запрещены к показу в России, до такой степени они не совпадали с православными представлениями об образе Христа.

Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), Верещагин является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



Василий Васильевич Верещагин. У крепостной стены

Поэтому, когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для автора знаменитого "Апофеоза войны" и напоминает об итальянской школе живописи.
Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.



Василий Петрович Верещагин

Второй Василий Верещагин как раз был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.
Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.



Василий Петрович Верещагин. "Моление о чаше"

Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб".


"Се человек"

Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.



"Несение креста"

Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".



"Несение креста" до реставрации

В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, и в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов.



Фрагмент картины "Се человек" до реставрации

Реставраторы немало потрудились с полотнами Врещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в восстановленном Храме.



"Распятие"

Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.



"Снятие с креста"

Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.



"Положение во гроб"

Так что, тем, кто успел ознакомится с полотнами на этапе реставрации, крупно повезло.



Специалисты МНРХУ за работой

Впрочем, работы Верещагина, созданные для Храма Христа Спасителя, воспроизводились и в других церквях. Так в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне можно увидеть «Поклонение волхвов» по эскизу Верещагина.

Продолжение следует...

живопись, реставрация, Храм Христа Спасителя

Previous post Next post
Up