Храм Христа Спасителя. Часть 9

Dec 04, 2016 20:54

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html
http://eho-2013.livejournal.com/902436.html
http://eho-2013.livejournal.com/903207.html
http://eho-2013.livejournal.com/905776.html
http://eho-2013.livejournal.com/908127.html



Алексей Боголюбов. Вид Храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880

Освящение Храма
Храм Христа Спасителя был практически готов к 1880 году. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального *. Но освящать его не торопились - важное событие хотели приурочить к какой-нибудь знаменательной дате. Изначально предполагалось отметить таким образом двадцатипятилетие правления императора Александра II в феврале 1880 года. Но торжества отменили - за неделю до праздника террорист Халтурин устроил в Зимнем дворце взрыв, унесший много жизней. В мае 1880 года умерла императрица Мария Александровна, и из-за траура праздничное освящение Храма вновь отложили. В марте 1881 года террористами был убит сам Александр II, и в стране опять наступил траур. Храм Христа Спасителя был торжественно освящен только 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня. Событие приурочили к коронации Александра III, а он, придя к власти в 1881 году, после смерти отца, с торжествами не торопился.
Коронационные торжества сопровождались множеством различных официальных и менее официальных дел - приемов, балов, театральных спектаклей, парадных обедов, народных гуляний. Среди прочего государь с женой и детьми почтил присутствием торжественное освящение Храма Христа Спасителя, проведенное митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием. В честь освящения крестный ход под звон всех московских колоколов дошел от Храма до Успенского собора в Кремле и обратно к Храму. Александр III был доволен - Храм, который был заложен еще его дедом, наконец стал подлинным Домом Божиим.


Освящение Храма Христа Спасителя. 1883

Когда Александр III, прозванный Миротворцем (в годы царствования он не допустил ни одной войны с участием России), после 13 лет правления скончался, было решено установить ему памятник перед Храмом, у фасада, обращенного к Кремлю. Деньги на монумент собирали по всенародной подписке; пожертвования составили огромную сумму в 2,5 млн. рублей. Вопреки более поздним пропагандистским утверждениям, Александр III был популярен в народе. Конкурс выиграл скульптор А.М. Опекушин (создатель знаменитого памятника Пушкину на Тверской).




Торжественное открытие памятника

В 1912 году, в дни торжеств по поводу столетия разгрома Наполеона, памятник Александру III работы Опекушина был открыт в высочайшем присутствии, с крестным ходом, с военным парадом, духовыми оркестрами, салютами, колокольным звоном… Освятил памятник митрополит Московский и Коломенский Владимир. Наблюдалось огромное стечение народа, присутствовали высшие сановники, генералитет, депутации от общественных организаций, учебных заведений, иностранные гости. К подножию памятника было возложено 86 венков.



Николай II принимает торжественный парад у памятника Александру III

image Click to view


Документальная съемка парада 1912 года у стен Храма Христа Спасителя

Москвичи сразу полюбили новый монумент; на фоне Александра III, как и на фоне Пушкина, постоянно фотографировались. Казалось, что стоять он будет вечно… Через год, в дни празднования 300-летия Дома Романовых у памятника Александру III вновь развернулись торжества. И никто не мог предположить, что вскоре монархия падет, а за ней падет и памятник царю Миротворцу.
Храм в начале ХХ века
В новом столетии Храм Христа Спасителя стал привычной составляющей архитектурного облика Москвы, но эстеты, помнившие прежние «битвы» из-за Храма, продолжали его поругивать.
Путеводитель «По Москве» (под редакцией Н.А. Гейнике и др.), выпущенный просветительским издательством Сабашниковых накануне революционных потрясений в 1917 году, не относит Храм Христа Спасителя к числу выдающихся строений: «Императором Николаем I было поставлено непременным условием - создать храм в древнерусском духе. Тон разработал проект именно в таком направлении, и византийский в основе храм снабдил чертами, заимствованными из древнерусского зодчества, но не выказал при этом достаточно таланта. Здание не поражает ни величественностью, ни стройностью линий. <…> Холодом веет от высоких, преднамеренно гладких стен. Бедность замысла не скрашивается барельефами, опоясывающими здание».



Но многие москвичи Храм приняли и полюбили. Новому поколению он уже казался «своим», символом родного города, местом с которым связаны теплые воспоминания. Это заметно в книгах писателей, живших в Москве. То, что западало в душу, отзывалось порой через десятилетия, но именно впечатлениями начала ХХ века, еще мирной жизни, патриархальной Москвы, осененной золотым куполом Храма, проникнуты страницы известных произведений.
Иван Шмелев, к примеру, в своей ностальгически-документальной прозе не раз возвращался к образу Храма. Для Шмелева Храм был «родным» - его отец, строительный подрядчик, глава артели плотников, получил задание крепить леса на возводимом Храме. И причастность к созданию этого чуда была предметом особой гордости в глубоко религиозной семье.
«Кто это, в золотом шлеме исполина, видный на всю Москву, отовсюду блистающий сияньем, за многие версты видный, со всех концов? Звон великого Храма чудный: много в нем серебра, и медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный, светлый. Стены его - все наше: память о собиравшейся ратными силами России. Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга. Какая даль! Высечено веками в камне», - так писал И.С. Шмелев (рассказ «Город-призрак»).

Вот, о Рождестве мы заговорили... А не видавшие прежней России и понятия не имеют, что такое русское Рождество, как его поджидали и как встречали. У нас в Москве знамение его издалека светилось-золотилось куполом-исполином в ночи морозной - Храм Христа Спасителя. Рождество-то Христово - его праздник. На копейку со всей России воздвигался Храм. Силой всего народа вымело из России воителя Наполеона с двунадесятью языки, и к празднику Рождества, 25 декабря 1812 года, не осталось в ее пределах ни одного из врагов ее. И великий Храм-Витязь, в шапке литого золота, отовсюду видный, с какой бы стороны ни въезжал в Москву, освежал в русском сердце великое былое. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его... - разве о нем расскажешь! Где теперь это знамение русской народной силы?!.

Иван Шмелев. «Рождество в Москве»



Несколько иное отношение к Храму Христа Спасителя было у Ивана Бунина. Отстраненно взирает на Храм герой рассказа «Чистый понедельник» из окна квартиры своей возлюбленной. Но и для него Храм - неотъемлемая часть московской жизни: «Странная любовь!» - думал я и… стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него… «Странный город! - говорил я себе…»



Борис Пастернак в юности, в 1910-х годах, жил с родителями на Волхонке (дом № 14), напротив Храма Христа Спасителя; здесь прошли его студенческие годы. Фасад главного дома был обращен в сторону Музея изобразительных искусств, а флигель, в котором была квартира Пастернаков, «смотрел» на Храм. Может быть, даже неосознанно, но Пастернак воспринимал Храм с его золотым куполом как символ родины, дома, мирной жизни. Годы спустя это находило отражение в его книгах. Доктору Юрию Живаго (носителю многих личных переживаний автора), возвращавшемуся в Москву после испытаний Мировой войны и Февральской революции, Храм, парящий над Москвой, кажется приметой обретения дома.
«Три года перемен, неизвестности, переходов, война, революция, потрясения, обстрелы, сцены гибели, сцены смерти, взорванные мосты, разрушения, пожары - все это вдруг превратилось в огромное пустое место, лишенное содержания.
Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть еще на свете, и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство - приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования.
Рощи кончились. Поезд вырвался из лиственных теснин на волю. Отлогая поляна широким бугром уходила вдаль, подымаясь из оврага. Вся она была покрыта продольными грядами темно-зеленой картошки. <…> Против поляны за хвостом идущего поезда в полнеба стояла огромная черно-лиловая туча. Из-за нее выбивались лучи солнца, расходясь колесом во все стороны...
Вдруг из тучи косо посыпался крупный, сверкающий на солнце грибной дождь.<...> Не успел доктор обратить на это внимание, как из-за горы показался храм Христа Спасителя и в следующую минуту - купола, крыши, дома и трубы всего города.
- Москва, - сказал он, возвращаясь в купе. - Пора собираться».

* Кафедральным называется главный храм города, в котором совершает богослужения высшее духовное лицо (патриарх, митрополит, архиепископ).

Продолжение следует...

Николай II, история Москвы, документальное кино, Храм Христа Спасителя, Москва, памятники, Александр III, православная церковь, архитектура

Previous post Next post
Up