Вторая деревня, которую мы не могли проехать мимо, несмотря на ягодный ажиотаж, была Усть- Поча. Возникла деревня на оживленном пути из Новгорода Великого в северо-западные земли Олонецкой губернии через Кенский волок. Это одна из двух деревень, лежащих на р.Поче.
Сейчас в этом бывшем леспромхозовском поселке живут бывшие сплавщики, лесорубы, охотники. Сплав был прекращен лишь в середине 90-х. В деревне много домов, и они расположены очень компактно. С обеих сторон домов - вода: плес Свиного озера и устье реки Почи.
Усть-Поча интересна тем, что единственная в поселке клетская часовня Святого Николая Чудотворца XVIII в. с «небом» в интерьере теряется среди жилых и хозяйственных зданий. Она стоит на берегу гряды, на краю деревни. Возле часовни сохранились небольшие остатки «святой» рощи. Конструктивная схема памятника свидетельствует о его раннем происхождении. В разные годы проводились на ней исследования, в т.ч. известным российским архитектором А.В.Ополовниковым. А изображение этой часовни послужило Билибину прототипом для многих сказочных иллюстраций.
«В плотном окружении домов и хозяйственных построек затерялась часовня. Еще совсем недавно вокруг нее были могучие, разлапистые ели. Они высохли, отжили свой век, а древний памятник стоит крепко. Практическая надобность в нем давно отпала. Нужные, но, к сожалению, некрасивые постройки плотно обступили его, будто желая вытеснить...совня. Еще совсем недавно вокруг нее были могучие, разлапистые ели. Они высохли, отжили свой век, а древний памятник стоит крепко. Практическая надобность в нем давно отпала. Нужные, но, к сожалению, некрасивые постройки плотно обступили его, будто желая вытеснить...»
Точная дата ее постройки неизвестна. Однако достаточно взглянуть на обмер - реконструкцию часовни, чтобы убедиться в его древности, выполненном известным архитектором А.В.Ополовниковым и хранящемся в фондах Московского Музея архитектуры.
Рубленый "в обло" двухчастный сруб, открытая паперть в виде галереи, опирающаяся на мощные выпуски-кронштейны, традиционная резьба причелин и столбов, кровля "по потолкам и курицам", шатровая звонница с бревенчатым шестериковым основанием, косящатые окошки и многое другое. Эти конструкции говорят о том, что часовня была построена не позже первой четверти XIX века, когда новые веяния еще на коснулись незыблемых в прошлом основ древнерусского деревянного зодчества...
Звонница давно утрачена, но о ее прошлом существовании говорит проем в потолке притвора.
В последней четверти ХIХ века часовня была обшита внутри и снаружи тесом, заменены полы, устроена звонница, снесенная ветром в 30-х годах ХХ века. Здесь мы выяснили одну удивительную особенность досок, которые использовались при настиле полов и изготовлении дверей. Дерево не пилили, а кололи по волокну, оттуда такая прочность древесины и красивая структура дерева. Кроме того, полы при уборке «шоркали», т.е. посыпали мелким песком и полировали берёзовыми вениками, отчего древесина становилась блестящей и золотой.
В 2007-8 гг. Парком была проведена реконструкция часовни. Она похорошела, засияла новыми досками крыльца и кровли. Жаль, что не восстановили звонницу, для выхода на которую, по свидетельству А.В.Ополовникова, в потолке притвора был проем.
И конечно же самое восхитительное впечатление возникает тогда, когда открывается пахучая двери и ты входишь в полумрак часовни.
В 2009 г. было отреставрировано и "небо" часовни. "Небо" образовано 12 гранями, а сюжетом росписи "неба" являются архангелы и евангелисты; на этих же досках сделаны клейма с сюжетами из жития Св. Николая Чудотворца.
Изучая расписные доски "неба", смотритель часовни историк М.Гусева обнаружила на них запись: «Писаны сии небеса в 1881 году живописцом Федором Захаровым Иоком, урожденцом Олонецкой гу[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер[евни] Большого Конева. От роду 17 лет масте[р]».
Статус мастера в те времена присваивался только тем иконописцам, кто официально был записан в ремесленный цех и регулярно платил налоги со своих доходов. Как правило, в цех, который объединял живописцев, поступали только мастера, имевшие школу и опыт живописных работ, а также хорошие рекомендации. Исходя из этих обстоятельств, можно с уверенностью предположить, что Федор, сын Захара Иока, учился в одной из монастырских иконописных мастерских - в Троице-Сергиевом монастыре или на Соловках.
Известно, что во второй половине XIX века Соловецкая обитель принимала 13-14-летних мальчиков-трудников для обучения их живописи. Приглашенные из Санкт-Петербурга и Архангельска учителя в течение двух лет преподавали будущим «богомазам» основы рисунка и композиции, технику живописи и иконографию.
Федор Иок проявил себя как незаурядный деревенский иконописец, в живописи которого сочетаются архаика и классика, профессионализм и ремесленность. На этом «небе» вместо традиционного Распятия на восточной грани он изобразил святителя Николая, которому и посвящена часовня. Необычным и в какой-то мере «новаторским» является решение выноса на расписной свод не только фигуры святого, но и 17 сюжетов из его жития.
Видимо, манера молодого мастера нравилась заказчикам: Федор Захаров Иок украсил своими «небесами» и иконами и другие часовни Кенозерья: Никольскую в деревне Вершинино, Пахомия Кенского в деревне Карпово, Георгиевскую в деревне Минино и даже церковь села Бережная Дуброва.
Реставрация "неба" из Усть-Почи была проведена в Центре им И.Грабаря в Москве. В конце января - начале марта 2010 г. в Москве состоялась выставка "Небеса ручной работы" (см.
особенности реставрации), на которой было показано отреставрированное "небо" из Никольской часовни д. Усть-Почи.
Помощь в поисках материалов:
http://www.kenozero.ru/http://www.kenozerjelive.ru/list.htm Продолжение следует...
Начало,:
Кенозеро. Ягоды или Почозёрский храмовый ансамбль.
http://choco-lada.livejournal.com/118098.htmlКенозеро. Северная часть.
http://choco-lada.livejournal.com/117929.htmlКенозеро. Вершинино.
http://choco-lada.livejournal.com/117654.htmlКенозеро. Лошадь вызывали?
http://choco-lada.livejournal.com/116995.htmlКенозеро. Дорога.
http://choco-lada.livejournal.com/116844.html