Позади 2600 км пути и море эмоций, которые пока сложно систематизировать. Но есть чувство влюбленности и острое желание вернуться обратно... Уже через месяц, когда вокруг будут разбрызганы краски и можно будет задохнуться от звенящей тишины, наползающих туманов и прихваченных первыми ночными заморозками искрящихся стогов сена, душистого теплого молока и ароматного черного хлеба, невозможной сини озера за окном, которую отделяет от такого же неба лишь полоска золотого и пурпурного кружева.
Это путешествие задумывалось давно, но всё время что- то откладывалось. И хотя нам собраться- только подпоясаться, каждый раз составлялся перечень причин по которым поездка переносилась до лучших времен: ехать далеко, но нас расстояниями не испугаешь и больше 1000 км в день бывало не раз; говорят, что дорога плохая, но поедем не на немецкой машине; где жить- непонятно, потому что костёр и палатка это не про нас; ну и как анекдот, Поля сказала, что там живут медведи и они обязательно на неё нападут.
Так как степень эмоционального и температурного накала к этому времени достигла "полного апофеоза" и спокойным в нашем доме был только сын, вернувшийся из Амстердама, за пару дней было принято решение ехать на север и смотреть "небеса".
Когда решение о поездке приходит стихийно, всегда помогает случай. В те дни, когда мы планировали поселиться в парке, свободных мест для проживания там не оказалось. Парк готовился к ежегодной Успенской ярмарке и международному семинару, поэтому жить было негде. Но мне повезло и, не объясняя долго как я это сделала, мы стали гостями в доме на самом берегу Кенозера.
На этот раз решили быть приличными туристами и не ехать одним днём 1220 км. Остановились ночевать в любимой Вологде. И правильно сделали. Потому что более тягомотной дороги, чем выезд из славного города- героя, ещё никто не придумал. Да и Владимирская, и Ярославская области не лучше. М8 до Вологды приличная, но в населенных пунктах везде камеры. Достало, поэтому на заправках пили кофе и ели мороженое.
На следующий день ожидалось более 700 км пути и некая тревога о состоянии дороги. Интернет кишит "страшилками" об ужасах дорог Архангельского края: мол переедешь границу Вологодской области и начнётся... Смело могу заявить, что всё это трёп.
Начиная с выезда из Вологды на север дорога изумительная. Сейчас прошел капремонт М8 в сторону Архангельска и дорога наконец- то приобрела европейский вид по покрытию и по разметке. Но заправки после Вельска заканчиваются. Да и здесь, чтобы заправиться нужно съехать в сам город. Тут был пополнен стратегический запас топлива в виде 40 литров в багажник. На самом деле можно это сделать позднее. Дальше есть только две возможности заправиться- несколько заправок в Няндоме и Каргополе, а потом... ничего нет.
Вся радость от такой дороги пропадает сразу, как только сворачиваешь на Р2 в сторону Няндомы. По всей вероятности эту часть дорожного полотна перенесли с Курской дуги. Такого кошмара я не видела давно. Около 200 км дороги, которая попала под минометный огонь: яма на яме, камни, которые летят в днище и бампера, а если яма заделана, то это горб на горбе. Обочины почти нет. Если у вашей машины алюминиевые рычаги, то можно расслабиться и попрощаться с ними, хотя может быть повезёт и расставание произойдёт на обратном пути. Но это Россия и все идут 120- 130. Зато после Каргополя в сторону Плесецка опять начинается райская дорога (но заправок не будет больше вообще).
Только не стоит расслабляться! Придётся пора свернуть на Р1. А это просто грунтовая насыпная дорога по которой надо проехать 80 км. При этом её начало засыпано какой- то ерундой, которая даёт белую пыль. И если перед вами идет машина и движетесь вы на закате, то надеяться на то, что можно каким- то образом увидеть дорогу не стоит. Лучше сразу обходите, но не забывая о том, что теперь поворот идет один за одним, а за ними сразу подъёмы и спуски.
Зато сразу после понтонного моста (проезд 120 р) дорога становится лучше, а на границе Кенозерского парка вообще хорошо.
Регулярно проходит грейдер. Покрытие кое-где суглинок, кое-где песок. Но повороты... Один за одним и под 90 градусов с постоянными спусками и подъёмами. Смело можно проводить ралли.
Забегая вперед, покажу что бывает с теми, кто начинает любоваться красотами и думать о ягодах на такой дороге. Оказывается, такое бывает даже с теми, у кого стаж вождения под 30 лет и кто летчик по сути. "Когда- то надо начинать...",- сказал Дима после того, как мы пришли в себя в кювете. "Я боялся, что все будут кричать, а тут гробовая тишина. Молодцы!"
Так началась наша поездка за черникой. Выбирая черничник, не заметили затяжной поворот под 90 градусов и со словами "Держитесь!" радостно полетели в лес. Дима постарался поставить машину более полого и, сбив придорожный столбик, вырулил в глубокую колею, заполненную водой. Похоже, что это было место регулярных полетов. Пока летели было ощущение, что ляжем на бок. Но ничего, выровнились. На заднем сидении всё семейство, в багажнике 40 литров бензина в канистрах, под днищем бревно, под колесами болото. В результате мы с Полей были с позором выгнаны, что- бы не трепать нервы, бревно разрублено, все участники мокрые, грязные, но довольные. Высота кювета была метра 1,5 и поэтому пришлось на пониженной продраться ещё вперед, чтобы попробовать выбраться на дорогу там, где пониже. Но всё равно перепад был высокий и на наше счастье мимо проезжал Газон. Мы за него зацепились и выползли. Из потерь была замечена отлетевшая тоненькая планка под решеткой радиатора, которая тут же торжественно была водружена на место. И больше ничего! А вот на обратном пути выяснилось, что то самое толстое бревно, которое оказалось под днищем, сбило крепление глушителя и на обратном пути на "фронтовой дороге" он лопнул. Поэтому 500 км до Вологды мы проехали под благозвучный рев. Кроме того в Вологде люди в воскресенье не работают, но на наше цыганское счастье, нам удалось найти один автосервис, который нас спас. Совет: дороги в Кенозерье требуют постоянного внимания, особенно после дождя. Но стоит отметить, что в беде никто не оставит и мимо не проедет.
Хватит о дорогах. Ехать можно и точка. Теперь будет только о том, что было вокруг.
Продолжение следует...