Кенозеро. Туман

Aug 28, 2014 21:13

"А интересно, - подумал Ёжик, - если Лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?" - и он стал медленно спускаться с горки, чтобы попасть в туман и посмотреть, как там внутри."
Сказка Сергея Козлова.




Такие мысли могут посетить любого здравомыслящего человека, который открыв утром дверь на веранду, обнаруживает перед домом лошадь в тумане. Из сострадания к ближнему пришлось выдать последние яблоки и пойти варить черничное варенье...
В этот день должна была состояться прогулка в южную часть акватории Кенозера. И даже довольно сильный и теплый дождь не мог нас остановить. Кроме того, всё вокруг дополнительно стало затягивать рыхлым туманом. А сапог нет… Вернее сапоги были только одни- у Поли. Поэтому, решив, что терять нам всё равно уже нечего и кругом будет вода, мы в кроссовках побрели в лодку.





Постепенно смысл слов Ёжика из незабвенного мультфильма стал доходить всё явственнее:  туман постепенно проникал во все складки одежды, а моросящий дождь и брызги от воды довершали эту чудную картину водного мира




Из тумана стали вырисовываться очертания самого большого на Кенозере острова Медвежий вместе с заливом и песчаными пляжами, окаймленными соснами. На острове сейчас нет деревень, но раньше была - деревня Медвежье. От деревни осталась скромная часовня, расположенная у западного берега острова ближе к его северной оконечности. Появилась часовня между 1846 и 1873 гг., если сравнивать клировые ведомости прихода.
Посвящениe часовни Св. Власию - покровителю домашнего скота - говорит о характере использования острова местными жителями.




Часовня проста по конструкции: сруб или клеть, маленькая терраса с резными столбами у входа, главка, врезанная в двухскатную кровлю.
В конце XIX в. часовня была перестроена: изменена конструкция крыши на гвоздевую, поставлена новая главка, расширены окна.
Часовня отреставрирована в 2001 г., но многие переделки XIX века сохранены. Других данных о часовне у нас нет.




По другую сторону от часовни - строгая аллея можжевельников, высаженная по преданию поляками, и далее - по лугам мимо «святой» рощи с расположенным в ней поклонным крестом - к другому заливу.




Отсюда наш путь лежит мимо острова, имеющего редкое название от имени языческого бога Мамоны - Мамонов. На Мамоновом острове, кроме лугов, сохранились следы застройки деревни, «святая» роща с поклонным крестом. В 70-е годы XX в. отсюда была вывезена часовня в музей «Малые Карелы» и умер последний старик, ее охранявший и не переживший утраты. А сейчас его дочь, 80-летняя Пелагея Николаевна Ножкина, является хранительницей Никольской часовни в Вершинино, которую уже никто и никогда не увезет отсюда. В Мамонове пользовался широкой известностью в конце XIX - начале XX вв. сказитель былин И.М.Кропачев (Лядков). Ранее на вершине острова находились ветряные мельницы, с этого места открывается живописная панорама на акваторию озера и Ряпусовский берег.




Восточнее острова Медвежий на высоком берегу некогда располагалась небольшая деревенька с удивительным названием Матёра. Сейчас от неё ничего не осталось. Сосновый лес, постепенно надвинувшийся на опустевшие, давно не косившиеся поля, шелест ручейка в глубоком овраге, рваные, серые облака над проливом и одинокая махонькая часовенка Великомученицы Варвары XIX в. в еловой «святой» роще…Ощущаешь здесь себя первопроходцем в самом начале былинных времён.




Деревня Майлахта (в самом названии уже указано - на лахте - в значении залив, бухта) - одно из старых (не позднее XVII в.) поселений, в прошлом - входившее в куст деревень Майлахта, Ряпусово и Сысова гора, в конце XIX - начале XX вв. объединившихся вокруг деревни Ряпусово. В начале XX в. деревня была довольно значительным средоточием крестьянских дворов, центром Ряпусовского сельского общества Кенозерской волости, при деревне размещались 2 часовни, 2 мельницы, 2 кузницы, 3 кожевни. В деревне значились 36 дворов, около 300 жителей.




Южная оконечность Кенозера получила название «Глухая лахта», возможно в связи с тем, что длинный залив уходит далеко в лесную глушь. На берегу этого залива расположена деревня Зихново (Зехново), не раз описанная в литературе о Русском Севере, упомянутая во всех справочниках и повидавшая немало знаменитостей.
Уже подплывая к песчанному берегу  заливу с заглушенным мотором, начинаешь понимать, что ты попал в какое- то сюрреалистичное по своей красоте место. Выплывающий из тумана высокий берег с графикой мокрой часовни и оглушающая тишина заставляют в миг забыть о сырых ногах. Это один из красивейших заливов, которые я когда- либо видела.




На сегодняшний день сохранились 17 жилых домов. Проведенная известным архитектором Ю.С.Ушаковым реконструкция плана деревни позволила сделать композиционный анализ архитектурно-природного ансамбля. Судя по характеру планировки (прибрежно-рядовая), большому количеству бывших здесь ранее «рудных» изб и времени постройки единственной сохранившейся часовни Иоанна Богослова XVIII в. деревня Зихново - одно из наиболее древних в этом регионе селений.

Как и во всей округе, селиться и покупать дома здесь можно только через постоянную регистрацию. Но Парк выкупает некоторые исторически важные объекты и проводит конкурс на заселение в них граждан, которые согласны переехать сюда вместе с предоставлением работы в Парке. Так был выкуплен и этот дом, в котором сейчас идёт реставрация и жить и работать здесь будет семья из…  Казахстана. Дом потрясающий.













Часовня Иоанна Богослова - редкой красоты, стоит посередине селения на горке, называемой "Буй-гора", рядом с часовней - стройные высокие ели, остатки от Святой рощи. "Иоанн Богослов спасал от пожара, поэтому зихновцы никогда не горели" (Н.М.Ведерникова).










Сразу хочу отметить, что, как оказалось, нам очень повезло с погодой. Когда мы открыли дверь в часовню и из полумрака, на расстоянии всего вытянутой руки, над нашими головами засинело «небо», из груди вырвался возглас изумления. Это надо смотреть только в такую туманную и мокрую погоду: голубой цвет становится бездонным и сияние нимбов усиливает это ощущение. Конечно же, наши фотографии лучше не показывать, потому будет фото из официального источника.




В молитвенном помещении часовни устроено каркасное перекрытие - "небо" и установлен двухъярусный иконостас с заходом на боковые стены помещения.
Считается, что "небо" в зихновской часовне самое древнее в Кенозерье - конец XVIII в. "Небо" имеет 12 граней, на которых написаны архангелы, евангелисты и Распятие (восточная грань). В медальоне - Вседержитель. Характерная манера живописи "неба", по мнению специалистов, близка "небесам" часовни из д.Федоровская (сейчас в "Малых Корелах"), алтарю в Георгиевской церкви Порженского погоста и деисусному чину в часовне деревни Семеново. Предполагается, что это был мастер родом из Олонецкой губернии (Т.М.Кольцова).

В 1997-1998 годах в рамках российско-норвежского сотрудничества бригадой из кенозерских, архангельских и норвежских плотников на часовне проведена новая реставрация.



Через озерко родникового наполнения с чистой прозрачной водой, за небольшим островом, находится деревня Спицыно.

Она, скорее всего, «моложе» Зихново, однако и в ней, как повсюду на Кенозерье, следы прошлой истории и культуры. В последней четверти XIX в. в Спицыно насчитывается 17 дворов, 130 жителей, значатся две кузницы, две мельницы, «кожевенное заведение» и одна Георгиевская часовня (сгорела в годы Великой отечественной войны) - общественный центр деревни. По материалам обследования в конце 1970-х гг. в Спицыне осталось из 33-х домов всего 16.













Деревня Семеновская (Семеново) относится к числу старых поселений, основанных на Кенозерском водном пути из Онежского озера в реку Онега. Она расположена на мысу между Глубокой и Глухой лахтами Кенозера и имеет уникальную редко встречающуюся на Русском Севере замкнутую форму планировки. Здесь этот прием был вызван природными условиями: узкий  мыс без леса, выбранный для заселения, был удобен, но открыт ветрам, поэтому дома обращены не к воде, а внутрь мыса и укрыты невысокой грядой, либо ориентированы на юг под прямым углом к основному порядку жилых строений. Поперечные «зимники», т.е. меньшие по объему и поэтому легче отапливаемые части северных домов, с противоположной стороны прикрывали от северо-западных ветров разрывы между домами. Такое расположение жилых домов, кроме того, способствовало созданию уютных и масштабных человеку дворов, так необходимых при большой открытости водного пространства, где человек проводит большую часть дня. Этот замкнутый планировочный и композиционный прием деревни Семеново, учитывающий многие жизненно важные проблемы - результат коллективного творчества народных мастеров Кенозерья. К большому сожалению в этом незадолго до нашего приезда случилось несчастье: в июне 2014 года из часовни мучеников Флора и Лавра, расположенной в центре кенозерской деревни Семеново, были похищены 29 икон из уникального иконостаса, созданного в XIX веке. Поэтому мы решили туда не заезжать.
http://www.kenozero.ru/podnyalas-ruka-na-svyatoe.html



Пока мы наслаждались зеркальной гладью озера, с другой стороны, весело подпрыгивая на волнах, с ревом пронеслась лодка… «А это наша звезда- местный почтальон. Готовит визу для Венеции». Так мы познакомились с главным героем нового фильма Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Полгода съемочная группа жила в этих местах.
http://www.konchalovsky.ru/works/films/Belye-nochi-pochtalyona-tryapitcina/




Название деревни Тарышкино связано с первыми русскими поселенцами в крае. На Новгородчине и в Заонежских погостах «тарышками» называли в XVI - XVII вв. служилых людей среднего звания - достатка, среди них встречались стрельцы и холопы, крестьяне и дьячки, бобыли, ремесленники и писцы. Ими и была, видимо, основана деревня. Тырышкино в конце XIX - начале XX вв. было среднеразвитым селом (14 дворов, 209 жителей), часть местного населения работала на промыслах в Пудожском уезде, в Олонце, Петербурге и других городах. Оттуда и были принесены Кенозерскими мастерами художественные приемы украшения домов. Один из таких домов расположен на самом высоком месте холма, с которого открывается лучший в округе вид. Крестьянин Максимов постарался особенным образом украсить резьбой свой дом.





За деревней, ближе к лесу, в «святой» роще находятся две часовни.




«Крест Успение» - такое название носит самая маленькая часовня в России. Очевидно, что раньше на этом месте первыми поселенцами был построен придорожный крест, впоследствии замененный на небольшую часовенку. Она находится при дороге поблизости от деревни Тырышкино. Человек может поместиться в ней, только преклонив колени. Но дорожного путника она встречает так же гордо, силуэт ее креста на фоне темных еловых лап прям и строг.




"Вторая часовня стоит по другую сторону дороги в густой еловой роще. Высокие ели скрывают со всех сторон довольно большую часовню с двухскатной кровлей и высокой колокольней на восьмерике, возведенным над притвором. В кровле на дощатом барабане - главка" (Г.П.Гунн).




Пробираясь сквозь «святую рощу» мы добрались до часовни Параскевы Пятницы (XIX века), женской заступницы. Открыв тяжелую сосновую дверь, попадаешь в волнующий, таинственный внутренний мир маленького храма. Вечерело… Зажгли свечи… Тяжелые капли шуршат по мокрым доскам крыши... И только теперь мы увидели как это всё было на самом деле… В золотистом сиянии свечей откуда-то издалека смотрят лики святых на иконах. На маленьком престоле лежат крест и чаша с дарами. А повсюду вокруг - платки, полотенца - заветы. Как будто все люди, за столетие посетившие часовню, присутствуют где-то рядом. А выше, над иконами и заветами, светят полумесяцами золоченые нимбы «неба». Это всё не придумано, это всё есть не только у Мельникова- Печерского. Это потрясающее место!



В часовне Параскевы Пятницы потолок сделан в виде 8-гранного "неба", на которых написаны архангелы, евангелисты и Распятие. Святые изображены попарно. Т.М.Кольцова, наш лучший специалист в северной живописи, на основании стилистического единства "неба" Пятницкой часовни с рядом других икон считает автором росписи "неба" в Тырышкино Стефана (Степана) Никитина Кознова, крестьянина Владимирской губернии, работавшего много лет на Русском Севере.



Деревня Горбачиха (старое название «Залахтинская», т.к. находится на полуострове, за лахтой) - «ровесница» Тырышкино, основана не позднее XVII в. В конце XIX в. это село было средних размеров: 13 дворов, около 100 жителей, значатся мельница и кузница. На берегу Глубокой лахты, в еловой «святой» роще в 1803 г. построена часовня Иоанна Предтечи - простой и распространенной на Кенозере формы: крытый на два ската сруб размером с небольшую избу, над притвором - звонница с перильным ограждением и плоским завершением с крестом, видом своим напоминающая обзорную вышку.




На памятной табличке забыли, или специально, не указали название отряда- «Атеист». Символично)))




Слово Г.П.Гунну: "В дальнем конце Глубокой лахты на полуострове стоит деревенька Видягина в шесть домов, за ним открывается Видягинское, или Домашнее, озеро. В это озеро впадает бегущая все время под уклон, шумя и скача по камням, подобно горной реке, речка Порженка, названная так, очевидно, за свою порожистость. Течет она из Порженского озера..".
Южнее деревни перед самым лесом стоит деревянная церковь - чуть ли не самая поздняя из культовых построек Кенозерья.

Церковь построена в 1898-99 гг. для прихожан пяти деревень: "Ведягиной. Горбачихи, Тырыжкиной, Косицыной и Семеновой" - с помощью купца Мартынова, уроженца Ведягина. Храм освятили во имя апостола Андрея Первозванного 1 июля 1899 г., а ровно через два года в трапезной был освящен придел пророка Илии.

Снова Г.П.Гунн: "Церковь срублена в подражание каменным церквам и даже удивляет, что она деревянная. Но северные плотники неожиданно поставили на четырехскатной кровле четырехстенный сруб с широкими окнами, выполняющий роль светового барабана, и уже на его кровле водрузили главу.
Дополнительный сруб придал основному четверику большую стройность, уменьшил его массивность. Подобное новшество делает сооружение непривычным для северных мест и напоминает чем-то церкви Закарпатья...
Церковь находится на самом выигрышном для обзора высоком месте, и в то же время она не занимает плодородную землю, столь ценимую здесь".




Между церковью и деревней едва видна из высокой травы часовня Андрея Первозванного и пророка Илии: низкий сруб, широкие скаты крыши, галерея со стороны входа, стройная луковица на острие крыши. Замшелость крыши придает часовне особенную древность. Не часовня, а персонаж из сказки.




Говорят, что когда пришли разбирать эти церкви для хозяйственных построек, то увидели огромное количество змей на лугу. Все отказались там работать и до сих пор эти памятники архитектуры стоят на своих местах.

К концу прогулки мы промокли окончательно и только баня смогла нас спасти.

Помощь в поиске материалов:
http://www.kenozerjelive.ru/list.htm
http://www.kenozero.ru/
http://1p.fondpotanin.ru/

Окончание следует...

Начало:
Кенозеро. Художник, семнадцати лет отроду... http://choco-lada.livejournal.com/118673.html
Кенозеро. Ягоды или Почозёрский храмовый ансамбль. http://choco-lada.livejournal.com/118098.html
Кенозеро. северная часть. http://choco-lada.livejournal.com/117929.html
Кенозеро. Вершинино. http://choco-lada.livejournal.com/117654.html
Кенозеро. Лошадь вызывали? http://choco-lada.livejournal.com/116995.html
Кенозеро. Дорога. http://choco-lada.livejournal.com/116844.html

путешествия, личное

Previous post Next post
Up