Кенозеро. Ягоды или Почозёрский храмовый ансамбль

Aug 22, 2014 16:31

В северной части Кенозера есть две деревни, до которых можно добраться на машине. Поэтому один день был посвящён этим чудесным местам.
Мы отправились  в деревню Филиповская, которая находится от Вершинино всего в 25 км. Обычная песчаная дорога  с крутыми поворотами и высокими подъёмами. Вдруг у дороги видим одинокую раскидистую сосну, одновременно пышную и ажурную, украшенную цветными ленточками. Со времен язычества существует у кенозерцев «культ поклонения деревьям»...





Сразу вспомнилась поездка в Тыву, куда мы ездили смотреть золото Долины царей, и такие же поклонные места там. http://choco-lada.livejournal.com/47988.html
http://choco-lada.livejournal.com/48176.html

Нас этим не удивишь и мы отправляемся дальше. Преодолев бревенчатый мостик, который перекинут через ручей, попадаешь к подножью высокой гривны, омываемой с трёх сторон. Это начинается деревня Филиповская, в которой не более десяти домов.
И тут же первый элемент архитектурно-пространственного ансамбля: простая, добрая, словно из старой детской сказки сказка, часовня, которая, к сожалению, в настоящее время утрачена, но обязательно будет восстановлена национальным парком.



Широко раскрывается вид на поля, Почозеро и озеро Святое, окружающие полуостров, и деревеньки, разбросанные по сторонам дороги и по озерным берегам, а за ними - на вершине межозерной гряды - центр пространства, собирающий вокруг себя окрестную застройку - Почозерский погост.







Более ста лет прошло со времени посещения села Филиповская русским художником И.Я. Билибиным (1902 г.), а оставленные им рисунок и фотография донесли до наших дней красоту архитектурного ансамбля.






Ограда массивна,но за счёт своей ажурности не утяжеляет внешний вид ансамбля.




Почозерский храмовый комплекс XVII - XVIII вв. - ансамбль-«тройка», состоящий из двух церквей и колокольни - один из пяти сохранившихся на Русском Севереи один из трех в Архангельской области. Он представляет значительную историко-архитектурную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной объемно-пространственной композиции, аналогов которой в России не сохранилось. Холодная шатровая церковь 1700 г. Происхождения Честных Древ Христовых соединена галереей и переходами с теплой церковью Обретения Главы Иоанна Предтечи (бочечные завершения над храмовой и алтарной частями утрачены) и трапезной, а через нее переходом с шатровой колокольней. Ансамбль окружала рубленая деревянная ограда с двумя святыми воротами, также ныне утраченная.




А вот как описал Г.П.Гунн этот ансамбль в 70-х годах XX в.: "Шатровая церковь отличается прекрасным, стройным силуэтом. Впечатление вознесенности сооружения ввысь усиливается еще и тем, что церковь стоит на вершине высокого холма, господствующего над местностью, четко рисуясь на фоне северного неба с его переменчивым состоянием. Природное расположение великолепное, о каком только может мечтать зодчий: простор, леса и с трех сторон вода.
У шатровой церкви нет традиционной трапезной, есть небольшой притвор, в который ведет крытая лестница поздней пристройки". Вторая церковь "своей восточной стеной близко подходит к углу четверика шатровой церкви, и между ними сооружен крытый переход".
На старых фотографиях и на рисунке И. Билибина "церковь эта красиво перекрыта бочкой (редкое покрытие клетских церквей, бочками традиционно перекрывались апсиды)". Ансамбль "живописен необычайно: создавался ритм бочек алтарей и покрытия второй церкви, игра криволинейных форм; заглавная вертикаль шатра дополнялась вертикалью шатра колокольни, прирубленной вплотную к западной стене второго храма".




Существующая церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня была выстроена в 1783 г. на месте шатрового храма XVII в. Церковь была летней и к ней примыкала отапливаемая трапезная с приделом Обретения главы Иоанна Предтечи. Такой обычай сочетания в одной церкви двух объемов (летнего и зимнего) был распространен в Каргополье до конца XVIII в.

В 1861 г. был поизведен ремонт шатровой 6-гранной колокольни, которая соединялась с трапезной переходом.
С 1865 по 1880 гг. трапезную перестраивали в зимнюю церковь Иоанна Предтечи и освятили новую церковь 22 октября 1880 г.
А к 1883 году закончилась и перестройка шатровой церкви, в ходе которой она обрела два "неба" - в молельном зале и алтаре. Обе церкви и колокольня были объединены крытыми переходами. Тогда же весь комплекс обнесли решетчатой оградой под двухскатной тесовой кровлей. Кстати, обе церкви и колокольня в ходе перестройки были поставлены на каменный фундамент.




Храмы закрыли при Советской власти в 1938 г. В Предтеченской церкви разместили школу. В 1949 г. шатер колокольни снесло бурей.



Фото Э.С.Смирновой, 1962 г




Ансамбль сильно пострадал от времени. Силами норвежских и русских специалистов его реставрация почти закончена. Уже стоит с замененными венцами и повалом шатровая церковь, заново воссоздана церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи с уникальным бочечным завершением, построены соединительные галереи между двумя церквями, возведена шатровая звонница. По примеру сохранившейся ограды погоста (кладбища в 300 м) и в соответствии с фотографиями И.Билибина восстановливается и ограда ансамбля.







Для любознательных туристов запретов нет, поэтому  никто не упустил возможность заглянуть за леса.




"Небеса" в Филипповской давно сняты, но они сохранились почти полностью.
Дополнительно о "небесах".

До последнего времени в церкви сохранялся каркас иконостаса. Одиннадцать икон из этого иконостаса находятся в музее им. Андрея Рублёва в Москве.







Последние архивные находки выявили, что устроителем новой церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня был "торгующий почозерский крестьянин" Иван Красков. Архитектурные памятники Почозера представляют значительную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной пространственной композиции. А диагональ, т.е.смещение церквей от общей оси, объяснялась, возможно, простой причиной: алтари обеих церквей смотрели, как им положено, на восток, и молельный зал одной церкви мешал алтарному помещению второй. Аналогов подобного решения архитектурного ансамбля в России не сохранилось.




В тени разросшихся старых елей и сосен показывается длинная бревенчатая ограда кладбища с шатровой башенкой над воротами и скромной калиткой (одна из трех, сохранившихся на Русском Севере, похожая ограда сохранилась и в Порженском погосте). В ограде восстановлена кладбищенская часовня Иоанна Предтечи. На кладбища ходить ради любопытства мы не любим, поэтому этот погост был нами пропущен.





фото Е. Засухина

А вот поодаль от ограды прячется под лесным покровом последний элемент ансамбля - крохотная и совсем простенькая часовенка Кирика и Улиты XIX в., похожая на лесную избушку или амбарчик.




«Но здесь, в уединении, при лесной дороге, она необычно смотрится - этакая крохотная лесная избушечка, и вид ее «суземный», а тонкая шейка и главка, крытые лемехом, придают ей очарование седой старины. Внутрь ведет низкая дверца. Там висят полотенца. Возле часовни укреплен высокий резной придорожный крест, выбеленный от времени, и, видимо, старше самой часовни».
Все так и стоит, как пишет Г.П.Гунн. Часовня мучеников Кирика и Иулиты уже стояла в 1851 г., а когда ее построили - неизвестно. В 1986 году часовню обследовали и обновили: удалили тесовую обшивку, очистили стены от мусора и птичьего помета, заменили кровлю. А крест, который стоял еще в 2005 г., сейчас находится в экспозиции Кенозерского национального парка.
Улита - это русский вариант от римского Иулитта. В 304 году от Рождества Христова римский император Диоклетиан устроил настоящее гонение на христиан во всех подвластных ему странах. Христианка Иулитта была выдана властям вместе с трехлетним сыном Кириком. За отказ отречься от христианства повелели ее бить плетьми. Мальчик вырывался из рук ее мучителей, кричал и рвался к ней. Истязанию подвергли и его. Придя в сознание, Иулитта увидела на земле свое бездыханное дитя и вознесла молитву за то, что сын прежде нее принял смерть за имя Христово. Палачам же сказала: "Не поклонюсь бесам и идолам!" Ей отрубили голову. День Кирика и Улиты праздновали в Филипповской 28 июля. Почитали Святых в деревнях Поча, Майлахта и Немята. Повсеместно они почитались как защитники от змей. Женщины праздновали день "матушки Улиты", считая её своей заступницей.

Тела Иулитты и Кирика схоронили за стеной города Тарс. Лишь при правлении первого христианского царя Константина Великого их перезахоронили в церкви. Они оказались нетленны (Н. Суханов).







А кругом находятся невероятные по красоте леса.




Ягоды собирались в основном в рот. И черничник, и брусничник очень чистые, низкорослые и полны ягод. Когда семейство, зная мою неудержимую страсть к сбору ягод, увидело масштабы бедствия, было принято волевое решение "О выделении отдельного дня для "бортничества".







Понурив голову и согласившись с мнением большинства, мне ничего не оставалось делать, как собрать лишь чуточку мха.










Зато на следующий день я оторвалась на полную катушку. После нашего незапланированного полёта, о котором я писала в самом начале, когда рассказывала о дороге, чернику собирали только мы с Полей. Мужская часть населения, конечно же тоже занималась ягодами, но всё больше путём складывания их в рот из положения лёжа. Вот попросят они у меня зимой варенья!




Помощь в поисках материалов:
http://www.kenozerjelive.ru/list.htm
http://www.kenozero.ru/

Продолжение следует...

Начало:
Кенозеро. Северная часть http://choco-lada.livejournal.com/117929.html
Кенозеро. Вершинино http://choco-lada.livejournal.com/117654.html
Кенозеро. Лошадь вызывали? http://choco-lada.livejournal.com/116995.html
Кенозеро. Дорога http://choco-lada.livejournal.com/116844.html

путешествия, личное

Previous post Next post
Up