Исторический памятник: средневековый монастырь с церковью св. Георгия.
Варианты названия памятника: Monastery of Saint George of Koms, Monastery of Saint George of Goms, Komats Surp Kevorki Vank‘, Koms Surp Kevork Manastırı, Surb Gomki Georgi Vank, Jojgluvank, Գոմաց Սուրբ Գէորգի վանք.
Время постройки: первая половина X века.
Попадание: около 4 километров по пастушеским тропам от деревни Чанакдюзю (Çanakdüzü), по воде.
Ночёвка: возможна, но подъём к монастырю с берега очень неудобен.
Ссылки.
Статья в проекте collectif2015.
Статья на сайте virtualani.org.
Координаты: 38.48206, 42.63123.
«Вы - свет мира, не может укрыться город, стоящий на вершине горы,» - говорил Иисус Христос своим последователям. Вот и церкви на озере Ван, за редким исключением, ставились так, чтобы быть заметными за много километров. На мысах, на маленьких островах, на макушках прибрежных холмов, на береговых кручах. Но за прошедшее столетие здания потеряли дорогую облицовку, а деревья садов объедены скотом и больше не создают сплошной зелёной оправы. Оказавшись во враждебной среде, древние постройки словно научились сливаться с пейзажем. И церковь святого Георгия я заметил далеко не сразу.
Мы причалили к обрывистому берегу через два часа после полудня. Солнце уже склонялось к западу, отвесный склон отбросил тень, в которой небольшая команда могла спокойно отдыхать после двадцатикилометрового перехода. А после обеда мы забрались к храму по опасной, осыпающейся песком и камнями «тропе».
Монастырь, от которого уцелели только высокая стена и церковь, располагается на длинном, узком, некогда возделываемом плато. Здесь о «культурном» прошлом напоминают остатки кладбища да старые деревья: их просто чуть больше, чем в окрестной степи. За невысокой грядой есть курдская деревня Чанакдюзю, по-армянски же она называлась «Комс» - или, если сказать по-русски, - «Коровники». Эта деревня дала одно из названий обители. Кстати, на картах и в источниках упоминается естественный туннель, по которому вода из соседней котловины стекала в озеро Ван. По-видимому, этим проходом пользовались богомольцы из Комса. На момент путешествия я не знал про пещеру, поэтому и не пытался её отыскать.
Письменных свидетельств об основании храма не сохранилось. Конструктивные особенности позволяют отнести его ко временам всё того же васпураканского царя Гагика, плотно застраивавшего церквями ванское побережье. Согласно традиционным представлениям, в монастыре базировался кардчканский епископ, а это значит, что обитель была религиозным центром довольно обширного района. Когда в начале XI века Васпуракан был аннексирован Византией, ромеи провели «инвентаризацию» епископских кафедр, и одна из них располагалась в некоем монастыре святого Георгия. Вероятно, в этом самом.
Монахи хранили мощи, считавшиеся головой самого святого Георгия, легендарного змееборца. По данной причине в обитель приходило много паломников, а местные крестьяне называли религиозный комплекс Jojgluvank - «монастырь Великой Главы».
Известно, что в 1750-х годах иноки ремонтировали ограду, а уже в 1830-х община покинула монастырь, причём драгоценные реликвии были перенесены в Комс. Тогда же опустели две соседние деревни. Видимо, здесь террор со стороны мусульман начался раньше и шел активнее, чем в долинах близ Ахтамара. Попытка возродить монастырь в конце XIX века окончилась неудачей, а после Первой мировой курды стали использовать церковь в качестве укрытия для скота, иногда раскапывая пол и могилы в поисках сокровищ. Сегодня, помимо мелких землетрясений и естественного старения заброшенного здания, комплексу угрожает само озеро: волны подмывают берег, и часть ограды вот-вот сползёт в воду.
На сайте VirtualAni.org цитируются исследования Жана-Мишеля Тьерри. Он установил, что изначально церковь проектировалась как отдельно стоящая и лишь намного позже оказалась внутри высокой ограды. Француз обратил внимание на надпись с датой «1760», которая была выгравирована высоко на южной стене. В ней говорилось: «Помните нас во Христе, грешников Тер Василия и монаха Лазаря, которые построили эту стену». В ограде есть и другие камни с текстом: некоторые из них все еще на месте, некоторые упали и лежат на земле.
В 1970-х годах на северо-восточном конце стены еще был цел вход, причём Тьерри успел заметить над ним небольшое окно. По-видимому, сначала посетители попадали в комнату, а уже потом проходили в открытый двор. Монастырские постройки занимали большую часть пространства внутри стен, но сейчас от домов остались только фундаменты.
Церковь и ровная "ступенька-плато" на склоне выше.
Юго-западный угол стены
Южная стена
Поле и кладбище
Раскопанная могила
Ровная "ступенька" на склоне над церковью
Разрытые могилы
Обломок хачкара.
Могила под естественным валуном.
Схема Жана-Мишеля Тьерри
Храм. Схема Жана-Мишеля Тьерри
Абзацы, которые описывают архитектуру самого храма, я переведу целиком.
«Церковь в основном сложена из грубо отёсанных сланцевых блоков. Однако, визуально значимые части постройки - карнизы, оконные арки и кровельные плиты - более тщательно выполнены из чёрного туфа. Внутри грубая кладка нижних стен была скрыта толстым слоем белой штукатурки. Всё внутреннее пространство над уровнем карниза - купол, барабан, скосы, своды потолка, арки - облицевали аккуратными туфовыми плитами.
В церкви есть единственный вход - простой прямоугольный проём в западном фасаде. Сверху его накрывает вырезанная из белого камня толстая плита. На плите есть надписи, но все они, похоже, относятся к гораздо более позднему времени. Сейчас проём наполовину засыпан обломками - пролезать вовнутрь приходится почти ползком.
Планировка церкви описывается термином «купольный зал». Пространство под куполом, по сути, прямоугольное, а барабан имеет овальную форму, хотя при взгляде снаружи выглядит почти круглым. Переход от прямоугольника к овалу осуществляется через тромп. В барабане пробиты три окна (необычное число), между окнами сделаны три неглубокие ниши. Крыша над барабаном была конической - её облицовка из туфовых плит была почти цела в начале 1970-х годов».
Увы, я не застал ни облицовки, ни самого шатра. Храм обезглавлен, в своде барабана зияет дыра.
«Алтарная апсида возвышалась над уровнем пола нефа. По её бокам расположены угловые помещения на двух этажах. В верхние комнаты, вероятно, попадали по лестнице через прямоугольные отверстия, высоко пробитые на северной и на южной стороне восточной стены. Есть также верхние помещения в северо-западном и юго-западном углах - в них можно попасть через прямоугольные отверстия во внешнем фасаде».
Западная стена церкви
Западная стена церкви
Западная стена церкви
Барабан
Здесь был шатёр...
Южная стена
Восточная стена
Кресты на восточной стене
Восточная стена
Северная стена
Внутренние помещения
Западная стена церкви.
Алтарная апсида
Конха и купол
Украшения парусов
Повреждение барабана.
Проход в правое от апсиды помещение.
Хачкар внутри церкви.
Западная часть потолка
Озеро Ван. Оглавление.
Город Ван. Кошкин дом. Ванская скала Музей Урарту. Озеро Ван: общее описание. Краткий путеводитель по южному берегу озера Ван. Озеро Ван. Утёс Дилькайя (Хоргом). Остров Ахтамар и церковь Святого Креста.
Остров Артер и руины монастыря. Монастырь Кармракванк. Залив Варис. Монастырь с церковью св. Фомы близ деревни Алтынсач (Гандзак). Полуостров Верблюжья шея (Deveboyunu). Монастырь с церковью Воскресения Христова близ Логова Дьявола. Стоянка у маяка. Берега озера Ван от полуострова Deveboyunu до города Татван. Церковь св. Георгия в Комсе (Сурб-Геворг) Ночёвка близ села Yelkenli (Йелкенли). Залив-кратер. Город Татван. В кратере вулкана Немрут.
Берега озера Ван между Татваном и Ахлатом.
Ахлатская крепость.
Ахлатский некрополь: «мусульманские хачкары».
Ахлатский музей.
Город Битлис: грязная жемчужина.