Прошло немало времени с тех пор, как я написал несколько постов о
древнем Милете,
Простой Хайфе и о том,
могла ли она быть еще проще. Те, кто их просматривал вероятно обратили внимание на ключевой персонаж, имя которого я время от времени упоминал в связи с планировками этих городов. Хотя сам он не имел никакого отношения к их строительству. Это древнегреческий архитектор и философ
Гипподам Милетский. Сегодня я решил еще раз вспомнить о нем, хотя город, о котором пойдет речь, опять таки не имеет прямого отношения к Гипподаму.
Гипподам
Согласно Аристотелю, Гипподам являлся автором регулярной планировки афинского пригорода-порта Пирей. Для нас это конечно же важно. Но, если вы почитаете,
что конкретно пишет о нем Аристотель, в воображении возникает гигантская фигура античного мыслителя-утописта по меньшей мере масштаба Томмазо Кампанеллы, желающего регулировать всё и вся. Странно, что с такой богатой научной биографией в современной истории Гипподам Милетский почти в 100 процентах случаев упоминается лишь как изобретатель "гипподамовой системы" регулярной (ортогональной) планировки городов, что мягко говоря не факт. Но "из песни слов не выкинешь".
Пирей. Проект Гипподама Милетского.
В определении регулярной гипподамовой планировки ключевым является слово "регулярный". И начну я, если вы не против, с его смыслового значения.
Я склонен думать, что латинская "регула" (норма, правило) и её производные в прочих языках как-то таки связаны с ивритскими ногами. Различные словари утверждают, что в латынь это слово попало из праиндоевропейского. А в нем , как известно корень *reg означает "выпрямлять". Не знаю, как вам, а мне кажется, что ивритский корень רגל (РГЛ, регель - нога) гораздо ближе к регуле. К тому же в глагольных вариантах להרגיל- להתרגל он вообще означает "приучать-привыкать".
Как вы поняли, в таком контексте "регулярная планировка" - это такая планировка, к которой придется привыкнуть. Даже, если вам этого совсем не хочется, регулярность будет вовсю стараться "улучшить" вашу жизнь методом оптимизации. Например, если я могу пройти от точки А к точке Б по прямой линии, то регулярность не допустит, чтобы я пошел по кривой даже, если эта кривая для меня физически менее утомительна .
Восточный квартал Ахетатона
Гипподаму посчастливилось родиться на совершенно плоской вершине милетского мыса. Город формировался до его рождения и регулярная прямоугольная сетка улиц, надо сказать, была тут весьма уместна. Милет - не первый город, который решил, что такая простенькая система ему подходит. Вспомните Ахетатон и особенно его Восточный квартал тысячелетием ранее. На самом деле если взять прямую улицу она конечно же гораздо удобнее чем улица кривая. Совершенно очевидно, что прямой угол, удобнее чем угол непрямой. Например можно поставить тривиальный дом на самом углу и т. д. Но все эти парадигмы дееспособны до определенных пределов. Как только они покидают уютную евклидову геометрию плоскости, и к тому же состыковываются с человеческой физиологией, наступает наступает настоящий эргономический кризис. Хотя... каждому своё, как вы понимаете.
План Милета
Поговаривают, что система Гипподама в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, явилась неким следствием т. н. греческой демократии. А что такое демократия, кроме возможности самим выбирать себе рабовладельцев (с)? Это равенство. Каждому полагается равная доля. Если один получил участок 20 на 20 метров, другой должен получить не больше и не меньше. Сделать это крайне просто. Если проложить взаимно перпендикулярные улицы и нарезать полосы к примеру с шагом 20 метров, можно получить совершенно одинаковые участки. Планировки тех городов, которые приписывают Гипподаму, немногим отличаются от этой системы - в них есть большие кварталы, разделенные на два ряда равных участков и внутренним хозяйственным проездом.
Такова и Приена, которую я по ряду важных причин выбрал в качестве примера для своего рассказа . Во-первых, в отличие от многих известных городов античного мира Приена - "новый город", спланированный и построенный по единому плану. Во-вторых, после обмеления Меандра, город был фактически покинут его жителями, которые переселились в Милет. И, наконец, ввиду расположения на малодоступной возвышенности, он неплохо сохранился. Поэтому в Приене легко прочитать структуру "типового" античного города.
Приена
Между Милетом и расположенной на противоположной стороне одноименного залива Приеной было около 15 километров морской глади. Также, как и Милет Приена была почти полностью разрушена персами и отстроена заново в середине 4 века до н.э. Говорят, Александр Македонский еще успел застать Приену, стоящей на берегу Меандра, влюбился в неё и даже инвестировал средства в её развитие. Но вот римлянам повезло меньше. Когда они появились на этих берегах через 300 лет, вследствие обмеления реки и залива Приена уже не являлась портовым городом, а потому стала им малоинтересна. В результате была через какое-то время заброшена и сохранилась для нас почти целым памятником греческого античного градостроительства.
Приена за свою историю строилась дважды. Первая Приена, разрушенная персами в пятом веке находилась в пойме Меандра и постоянно страдала от его паводков. Примерно в 350 году до н.э. для нового города был выбран новый участок. Он расположился выше старого на склоне горы Микале.
Голова статуи Мавсола с одноименного Мавзолея в Галикарнасе (Британский Музей)
Примечательно, что инициатором, инвестором и скорее всего проектировщиком нового города явился известный сатрап Карии Мавсол, тот самый Мавсол, который увековечил своё имя, присвоив его самому распространенному типу погребальных сооружений - мавзолеям. За что заслужил честь стоять в виде статуи в Британском музее.
Графическая реконструкция Приены
План Приены
Вид на скалу приенского акрополя из нижнего города.
Центральная часть Приен и её акрополь. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Приена, как и многие прочие греческие полисы имела хорошо укрепленный акрополь, расположенный в 250 метрах над городом. У его подножья располагался нижний город. Связь с акрополем и в те времена и сейчас осуществлялась по крутой, высеченной в скале лестнице. Я знаю не понаслышке, что такое 250 метров, поэтому забираться на Акрополь не стал. Да и смотреть там сегодня не на что.
Городская стена Приены в восточной части города.
Крепостная стена окружает акрополь и город и образует сложную кривую неправильной формы. В её самой мало защищенной южной части был использован редкий пример трассировки стены зубьями (см план города). Такая конструкция имеет лучшую устойчивость и потенциал обороноспособности.
Городская стена Приены в восточной части города.
Мавсол проектировал "образцовый" город. Поэтому в нем всё необходимое и это необходимое должно было быть просто, понятно и презентатабельно. Простота начиналась с ортогональной трассировки осей. На приенскую гору была накинута элементарная прямоугольная сетка улиц. В результате часть из них, ориентированных против уклона горы относительно удобны для пешеходного движения. Перпендикулярные им улицы имеют значительный уклон, местами до 35 процентов и превратились в протяженные городские лестницы.
Плоская улица Приены
Лестничная улица Приены.
Лестничная улица Приены. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Приенская улица
Система ортогональных улиц . Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
План нижнего города Приены
Восточные ворота Приен
Я вошел в Приену через "туристические" восточные ворота в северо-восточной верхней части города. Поэтому первая половина прогулки вниз по городу оказалась лёгкой. Но затем пришлось использовать лестницы. Хорошо, хоть июньская жара во второй половине дня спала до 35 градусов.
Протяженный подъем к Восточным воротам Приен. Это первое испытание, которое ждет гостей города.
Жилая улица Приен. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Где-то я прочитал, что в Приене было шесть параллельных главных улиц с востока на запад, чья средняя ширина была около 6 метров и пятнадцать перпендикулярных им улиц с севера на юг шириной около 3 метров. Центральные улицы несколько шире остальных - 7,36 м. Ортогональная уличная сетка Приены создавала порядка 80-ти небольших кварталов (35,40 × 47,20 м), застроенных жилыми и общественными зданиями. Следует заметить, большинство жителей города являлись зажиточными гражданами полиса - в трети жилых домов Приены был водопровод и туалеты.
Жилая улица Приен. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Небольшие кварталы жилой части Приены были разделены на 4 одинаковых домовладения. Жилые дома по своей сути довольно просты. Основная часть дома, расположенная в глубине участка - простейший мегарон (анты, задняя стена, два столба между антами и скатная кровля). Перед мегароном располагался небольшой внутренний дворик, который в свою очередь отделялся от улицы простадой (передним сооружением), имевшей хозяйственные функции.
Скорее всего камень в строительстве жилых домов использовался очень ограниченно. По всей вероятности большая верхняя часть стен возводилась из кирпича-сырца. Полы также были глинобитные. Двери очевидно - деревянные. Всё это конечно же не сохранилось. Оставшиеся одинокие камни с трудом позволяют рассмотреть дома в современных зарослях археологического парка Приен.
Богатые дома Приены отличаются от традиционной схемы типом двора. В них он превратился в перистиль, образующий четыре навеса. Кроме того остатки лестниц дают основание предположить наличие в части домов второго этажа.
Общественная часть города была настолько же проста, как и жилая. Она была представлена пятью функциональными зонами: сакральной, административной, культурной, спортивной и торговой. А поскольку Приена существовала задолго до функционального взрыва (с), набор общественных зданий был крайне мал. Ключевыми сооружениями сакральной зоны были храмы Афины, Зевса и Деметры. Культурную часть города представлял театр, торговую - агора. Центром административной Приены был экклесиастерий, в котором собрание граждан принимало законы этого демократического полиса и решения о его повседневной жизни. Спортивная зона была представлена стадионом и гимназием.
Центральная часть Приены. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Два квартала занимала агора - место торговли, народных собраний и празднеств. С трех сторон она была окружена дорическими портиками, а с четвертой северной стороны фланкирована протяженной Священной стоей. Это сооружение являлось своеобразным городским архивом - на ее стенах сохранились постановления и прочие записи о жизни города во втором и первом веках до н. э.
К востоку от агоры расположилось святилище Асклепия (или Зевса Олимпийского). Площадь агоры была крайне плотно заставлена статуями, алтарями прочими памятниками, фактически превратившись в парадный центр города и утеряв свою первоначальную торговую функцию.
План агоры Приены
Современный вид Агоры
Вид на агору из Священной стои. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
В западной части города на высокой террасе к северу от главной дороги , расположилось святилище Афины Полады, построенное в IV веке до н. э. Пифеем, архитектором Мавзолея в Галикарнасе (одним из семи чудес света по версии Геродота). Строительство этого храма профинансировал сам Александр Великий в 334 году до н.э.
Остатки колоннады портика храма Афины.
Храм Афины Полады. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Ионический ордер храма Афины
Вид на участок теменоса Афины с западного склона города. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
К северо-востоку от святилища Афины сохранился небольшой уютный театр, судя по всему один первых эллинистических театров Западной Анатолии. Театр строился в течение длительного времени. Орхестра датируется четвертым веком до н.э., скена - третьим, проскений и проэдрии были построены только во втором веке до н.э.
Театр Приены. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Особенностью приенского театра являются пять прекрасно сохранившихся мраморных кресел - проэдрий расположенных вокруг оркестры. Проэдрии предназначались для высокопоставленных лиц и почетных гостей. А поскольку в этот день я был единственным гостем этого древнего города, то один из них достался мне.
План театра, разрез и фасад скены и проскения.
Проскений театра Приены.
Проскений театра Приены.
Театр Приены. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Экклесиастерий Приены - здание народных собраний располагался недалеко от святилища Зевса на Агоре. Это прекрасно сохранившееся прямоугольное здание с "п"-образным театроном на 640 мест. В середине зала располагается мраморный алтарь. Зал был перекрыт деревянными стропилами, опиравшимися на стоящие в зале квадратные столбы.
В экклесиастерий существовало два входа - верхний и нижний. В южной стене зала, против алтаря, скорее всего был арочный вход, имевший некий сакральный смысл.
Интерьер экклесиастерия. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
План руин экклесиастерия Приены.
Современный вид экклесиастерия.
Сейчас я вам честно признаюсь, на самую нижнюю террасу Приены я спускаться не стал. Посмотрел на неё сверху и понял, что на этой проклятой жаре назад живым не поднимусь. Тем более, что кончилась вода. Но не это главное. Главное, что в машине меня уже третий час ждала жена и мне стало элементарно жалко. Поэтому фотографий руин спортивной зоны у меня нет. А там остатки стадиона и палестры.
Стадион и гимназий (палестра) Приены. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Гимнасий представлял из себя прямоугольный двор с палестрой в центре. Палестра была окружена дорической колоннадой. В верхней части гимназия располагалась экседра - помещение для отдыха.
План и разрез гимнасия.
Палестра. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Стадион. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Приенский стадион был построен в конце второго века до н. э. Его особенность - одностороннее расположение зрительных мест по склону. Скамьи для сиденья были облицованы мрамором. Беговая дорожка длиною в 190 м отделялась от них низкой стенкой.
Стадион. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Стадион. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Стадион. Графическая реконструкция. (
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World)
Некоторые полезные источники:
Виртуальная Греция (Foundation of the Hellenic World) - отсюда я позаимствовал почти все 3Д-иллюстрации,
ANCIENT PRIENE,
http://algargosarte.blogspot.co.il/2015/11/priene-una-polis-de-urbanismo-ortogonal.html This entry was originally posted at
http://carmelist.dreamwidth.org/906395.html. Please comment there using
OpenID.