Не помню, рассказывал я или нет о моем первом опыте прогулки по Хайфе. Это случилось в первых числах февраля 1995 года.
Я приехал на перекладных из жаркого зимнего Арада в чуть менее теплую столицу севера. До намеченной встречи оставалось более двух часов, и я решил использовать их для первичного знакомства с городом. Меня известили заранее, что я должен на автостанции пересесть на городской автобус №28 и сойти на остановке Хана Сенеш. Насколько это далеко и как долго ехать, я не знал. И, как опытный перестраховщик, несмотря на солидный запас времени, поехал именно этим номером. Это была разведка дороги и экскурсия одновременно.
Минут 20 автобус карабкался по городским серпантинам к нужной мне остановке. Поскольку она оказалась недалеко, я поехал дальше. Маршрут автобуса пролегал к центру Кармель, поднимался к Хореву по улице Мориа, проходящей по верхней кромке горы, и скатывался к тогдашней конечной остановке в районе Неве Шеанан. Экскурсия оказалась мало познавательная, из окон автобуса трудно прочувствовать подъемы-спуски. Новый город всегда нужно исследовать ногами. Время в запасе все еще было. Поэтому на следующем автобусе я съехал на Адар и оттуда отправился обратно к месту встречи пешком по маршруту автобуса , т.е. вверх по серпантину. Через час подъёма мне объяснили мою ошибку - я мог значительно сократить расстояние, если бы поднимался по лестничным улицам Хайфы. Но тогда я ещё не знал об их существовании ничего. Впрочем, подниматься по серпантинам было легко и просто, хотя местные смотрели на меня, как на сумашедшего - странный потный тип в летней майке. А на улице, на минуточку, самый холодный зимний месяц.
До этого момента я видел план Хайфы несколько раз, но реально представлял себе городскую структуру крайне смутно ввиду скудного опыта общения с горными городами. Её на первый взгляд хаотичная планировка никак не соответствовала моему тонкому ортогонально-симметричному вкусу, воспитанному на лучших образцах ЦНИИП градо, Гипрогора и учебника по советскому градостроительству. Про себя я называл такую планировку хаотичной. Это была дидактическая ошибка, которая впоследствии помешала мне быстро понять и освоиться в системе хайфских районов и улиц.
Со временем я оценил преимущества городского плана Хайфы, который формировался в первой половине прошлого века на основе трассировки самых удобных маршрутов преимущественно для гужевого транспорта. Там, где легко подниматься лошади, может пройти человек. Несколько сложнее соревноваться с ослами, умеющими резво скакать по горным тропам. Но и тут нашлось решение - такие, как правило, крутые маршруты превратились в городские лестницы.
Положите руку на стол ладонью вниз. Это крайне примитивная, но понятная трехмерная модель той оконечности горы Кармель, на которой располагается Хайфа. Гора (рука) тянется километров на 30 из глубины материка и растворяется в Хайфской бухте. Но перед исчезновением она разветвляется на отдельные островные рукава (пальцы) , между которыми в зимнее время стекают в море многочисленные ручьи. Во все прочие сухие сезоны участки Кармеля вокруг пересыхающих ручьев - живописные зеленые вади, они же природные городские парки, они же щели между пальцами в нашей модели горы.
Теперь, когда схема в целом понятна, посмотрите на городской план.
По кромке горы примерно от кампуса университета в национальном парке Кармель город пересекает главная магистраль, которая спускается к морю по "среднему пальцу". Я её пометил красным цветом. Вдоль морского побережья город огибает Приморский бульвар & Co - синяя линия. Между "пальцами" по вади от кромки горы сползают "оранжевые" улицы. И, наконец, на многочисленные островные "пальцы" заползают зеленые улицы-петли.
Схема в целом выглядит непросто, но...
... но можно упростить её основательно :)
Давайте подытожим. В Хайфе, как видите, всё просто. "Ехать в город" означает подниматься вверх, "из города" - спускаться вниз. И т о и другое вы можете сделать в любом месте, где дорога начинает подъем-спуск. Но, если вы по ошибке попали в островной район, не паникуйте, езжайте все время прямо. Через несколько сот метров вы вернетесь на ту же главную улицу. Кстати, понятие "прямо" в Хайфе трансформировалось в понятие "немного криво". Поэтому будьте внимательны следите за знаками движения. В крайнем случае, у вас же есть GPS в смартфоне? :)
Если жевы решили прогуляться пешком - к вашим услугам лестничные улицы, которые значительно сэкономят вам время. Во всяком случае на спуске с горы. На подъеме всё-таки лучше воспользоваться нашим
самым коротким в мире метро.
И, наконец, последнее. Если вам категорически не хочется знакомиться с нашим прекрасным городом, вы желаете как можно быстрее проехать мимо, смело ныряйте в
тоннель под Кармелем! Максимум 10 минут, и "бай-бай Хайфа"!