Могла ли простая Хайфа быть проще?

Aug 09, 2016 07:39





Могла конечно. Но единственный способ понять правильность и преимущества нынешней планировки нашего города, сравнить его с городом, сформировавшемся в похожих условиях.

Как-то раз я встречал гостей из Калифорнии. Из окна автомобиля они впервые увидели Хайфу, и восхитились, насколько она издали похожа на Сан-Франциско. Тогда я согласился, поскольку был знаком с Америкой, преимущественно, по голливудским фильмам. С Сан-Франциско в том числе. Помните, там всегда в сценах погони автомобили летят вниз по крутым улицам, подпрыгивая на перекрестках, как на трамплинах.



И, конечно, видел много фотографий, из которых особенно восхищали ряды машин, припаркованных на крутых спусках.




Так что я знал, что Сан Франциско. как и Хайфа - гора. И в этом смысле эти города похожи. Причем высота Кармеля в районе Хайфе вполне сопоставима с высотой Твин-Пикс в Сан-Франциско.



Разнились они, по слухам, в политике ценообразования на недвижимость. В Хайфе, чем выше в гору, тем больше городской налог на землю и цена жилья. В Сан-Франциско, напротив, самые дорогие дома и квартиры ближе к морю. Через несколько лет, находясь в Америке, я понял в чем причина этого явления. Точнее причин две.



Первая - климатическая разница. В нижней Хайфе высокая влажность. Особенно летом. Не высоченная, как, например, в Тель Авиве, но значительно превышающая ту, что на горе Кармель. Наверху хоть ветер обдувает время от времени. В Сан-Франциско с этим вопросом дела обстоят получше. Хотя в целом климат похож на средиземноморский, но летний зной, конечно, не наш. Там и в прибрежных районах хорошо дует со всех окружающих заливов. И попрохладнее, дают о себе знать холодные океанские течения. Поэтому в нижней части Сан-Франциско полно дорогих коттеджей.



Вторая причина, на мой взгляд более существенна. Городской план Хайфы формировался методом трассировки улиц непосредственно на местности по самым удобным для движения серпантинам горы Кармель. Любимая всеми градостроителями прошлых веков ортогональная сетка улиц появляется в нашем городе только на насыпных участках Нижнего Города, в пригородах Хайфского залива и на Нижнем Адаре - участках горы с относительно слабым уклоном. Обратите внимание, первая улица, спускающаяся непосредственно по склону появляется только в нижней части серпантинов. Это улица Бальфур. А как легко по ней подниматься вверх, все знают?! То-то же!



А теперь представьте, каково гулять по Сан Франциско. Там что ни улица, то "Бальфур". Глядя на план Сан-Франциско, создается впечатление, что регулярные ортогональные сетки механистично наложены на его живописные холмы: что получилось, то получилось. На самом деле в истории становления регулярного плана Сан-Франциско назревала композиционная интрига по типу Вашингтонской.



В те времена градостроителям не давали покоя лавры барона Османа, нарубившего в теле средневекового Парижа систему выразительных совершенно прямых бульваров. В Сан-Франциско предполагались широкие прямолинейные проспекты, как в Нью-Йорке, диагональные променады, как в Барселоне, протяженные парки и открытые городские пространства, подобные лучшим греко-римским образцам Средиземноморья. К 1905 году проект тихоокеанского Парижа был готов. Руководил группой мечтателей архитектор Дэниель Бернем.









Но в 1906 году случилось страшное землетрясение, во время которого сгорело здание городской мэрии вместе с чертежами Бернема. Согласитесь, прискорбно. Эта природная катастрофа сильно упростила градостроительную композицию Сан Франциско.



Понадобилось срочно отстраивать город. Параллельно основным осям городского плана была проложена простейшая сетка улиц без всяческих диагоналей.



В спешке никто не интересовался их реальными уклонами. Город вчерне стал таким, каким мы его знаем сегодня - бесконечные улицы с пандусными уклонами и совершенно плоскими перекрестками, на которых так эффектно зарабатывает Голливуд, и с которых открывается далекая панорама на окружающие город заливы. Феерическое зрелище!



Так и живут сан-францисканцы отчасти страдая, отчасти гордясь своими экстремальными улицами. Иногда даже шутят сами над собой, придумывая вот такие неординарные решения.



Итог.

Если в городе непростой рельеф, пусть у него будет планировка даже с кривыми, но удобными для движения людей и транспорта улицами. Все остальное - от лукавого. От него же простейшие ортогональные планировки. Ну если не от него, то уж точно от Гипподама Милетского. Об этом поговорим в следующий раз.



Все иллюстрации в этом рассказе относятся к Сан-Франциско.

Первую часть о простой Хайфе читайте здесь: http://carmelist.livejournal.com/617192.html

Из истории ХХ века, Хайфа - Haifa, США - usa, Архи-Факты

Previous post Next post
Up